Планировать замену региональному турбовинтовому Ан-24 начали ещё в начале 1980-х годов. Ближе всех к этому оказалось ОКБ Ильюшина, предложившее в 1982 году проект 64-местного самолёта Ил-114 с дальностью полёта до 1000 километров. Самолёт должен был оснащаться двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117С с воздушными винтами СВ-34. Выпускать самолёт должны были сразу два завода: ТАПОиЧ в Ташкенте и "Знамя труда" в Москве.
Первый полёт Ил-114 совершил 29 декабря 1990 года. Планировалось начать опытную эксплуатацию самолёта в 1992 году, а уже в 1996 году Ил-114 должен был получить сертификат и приступить к пассажирским перевозкам.
Однако дальше всё пошло по классической схеме для тех лет схеме: сокращение финансирования после развала СССР и отсутствие интереса со стороны авиакомпаний. В июле 1993 года в Жуковском разбился второй лётный прототип самолёта, что негативным образом сказалось на программе создания Ил-114.
В итоге в коммерческую эксплуатацию поступили всего пассажирских 9 самолётов, построенных в Ташкенте. 7 из них в модификации Ил-114-100 с канадскими двигателями Pratt & Whitney PW127H летали в в авиакомпании Uzbekistan Airways, ещё 2 самолёта с двигателями ТВ7-117 выполняли полёты для российского авиаперевозчика "Выборг".
"Выборгские" самолёты летали до 2010 года, а после банкротства авиакомпании остались на хранении в аэропорту Пскова. Их узбекским коллегам повезло больше: в Uzbekistan Airways "Илы" пролетали до весны 2018 года. На этом пассажирская эксплуатация Ил-114 завершилась и на крыле остался всего один самолёт этой модели - летающая лаборатория с номером 91003.
Однако ещё в середине 2010-х, когда Ил-114-100 гордо бороздили небо нал Узбекистаном, в России было принято решение возродить производство самолёт под обозначением Ил-114-300. Главным отличием обновлённого самолёта от базовой версии стало использование более мощного двигателя ТВ7-117СТ, выдающего 2900 л.с. на максимальном режиме. Заменили и винт, установив новый АВ-112 диаметром 3,9 метра.
Обновлённый Ил-114-300 сможет брать на борт 68 пассажиров и будет летать на расстояние до 1400 километров с максимальной загрузкой. Крейсерская скорость самолёта - 500 км/ч, высота полёта - до 7 600 метров.
В качестве "подопытного кролика" для переделки в вариант Ил-114-300 был выбран борт RA-91002, выпущенный в 1994 году. С пассажирами этот самолёт никогда не летал, зато успел поучаствовать в сертификационных испытаниях, а в 1998 году совершил турне по городам России. В том же году этот Ил-114 переделали в модификацию "Севморгео" - самолёт для геофизических исследований. В 2000 году самолёт попал на хранение в Жуковском, где простоял долгих 18 лет, пока из него не сделали первый лётный прототип Ил-114-300. В новом амплуа самолёт получил новый бортовой номер - 54114.
Впервые в небо Ил114-300 поднялся 16 декабря 2020 года. Сертифицировать самолёт предполагалось в 2022 году, однако сроки постепенно передвигались вправо. Сказалась на этом и катастрофа прототипа военно-транспортного Ил-112, разбившегося в 2021 году из-за пожара двигателя ТВ7-117СТ. Поскольку на Ил-114-300 установлены аналогичные двигатели, лётные испытания самолёта на некоторое время пришлось прервать.
В итоге получение сертификата Ил-114-300 намечено на конец 2023 года. Уже в декабре 2022 года в воздух должен подняться второй лётный прототип, предположительно им станет самолёт с серийным номером 01-10, построенный в 1998 году. Борт 54114 после этого будут использовать для наземных испытаний. Поскольку полноценным Ил-114-300 этот самолёт не является, после испытаний его эксплуатация прекратится.
Серийное производство Ил-114-300 планируют организовать на авиазаводе в Луховицах, где сейчас проходит окончательная сборка самолёта. Твёрдых заказов на Ил-114-300 пока нет, однако желание приобрести этот самолёт уже высказали авиакомпании "Аврора", "Полярные авиалинии", "КрасАвиа" и "Вологодское авиапредприятие".
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
МС-21: снаружи, внутри и в воздухе
Ход конём: зачем России истребитель Су-75 Checkmate
ПД-8: Новый двигатель для нового "Суперджета"
Самолёт на замену Ан-2: ЛМС-901 "Байкал"