В последние несколько лет самолёт МС-21 превратился в новую надежду отечественного авиапрома, отодвинув на второй план SSJ-100. Пассажирская эксплуатация самолёта должна начаться уже в 2022 году, а пока ОАК продолжает знакомить широкую публику со своей новинкой. На МАКС-2021 можно было увидеть целых три МС-21, на борт одного из которых мне удалось подняться, чтобы увидеть как будет выглядеть изнутри российский конкурент Airbus A320 и Boeing 737.
На статике МАКС-2021 демонстрировался МС-21 с бортовым номером 73054 - третий лётный прототип, выпущенный в 2019 году. Сейчас это единственный МС-21, оснащённый демонстрационным салоном.
Одна из главных особенностей МС-21 - композитное крыло. До 2019 года в конструкции использовались зарубежные композиты, однако из-за санкций от них пришлось отказаться в пользу отечественных материалов. Первую консоль крыла из российских композитов установили на один из серийных МС-21 уже в июле 2021 года.
Ещё одним шагом к импортозамещению должно стать использование российских двигателей ПД-14 - самолёт с этими двигателями можно было увидеть в небе авиасалона 20 июля во время президентского показа. Увы, больше МС-21 с ПД-14 зрителям не показывали, а на статической экспозиции был установлен борт с двигателями PW1400G производства американской компании Pratt&Whitney.
Сертифицировать МС-21 с ПД-14 планируют только в 2023 году, до тех пор самолёты будут поставляться заказчикам с американскими двигателями. Стартовый заказчик МС-21 - авиакомпания "Россия" - получит первые 6 самолётов именно с двигателями PW1400G.
Так выглядит кабина пилотов МС-21. Вся полётная информация выводится на 5 широкоформатных дисплеев размером 9х12 дюймов. По желанию заказчика в кабине можно установить HUD - индикаторы информации на лобовом стекле.
Как и SSJ-100, создатели МС-21 отказались от классических штурвалов, вместо них установлены сайдстики.
В пассажирском салоне первое, что бросается в глаза - его ширина. В проходе можно свободно разминуться с тележкой бортпроводников, а загружать ручную кладь на багажные полки могут одновременно два человека.
Багажные полки в МС-21 сделаны поворотными, это ускоряет процесс погрузки ручной клади.
Ширина фюзеляжа у МС-21 больше, чем у любого другого среднемагистрального лайнера - 4,06 метра. Для сравнения, ширина фюзеляжа у Boieing 737 - 3,76 метра у A320 - 3,7 метра.
Ещё одна отличительная черта самолёта - это иллюминаторы. У МС-21 они минимум на 15% больше, чем у конкурентов.
В одноклассной компоновке МС-21 сможет взять на борт 211 человек - это максимальная пассажировместимость самолёта. В салоне двуклассной компоновки количество мест уменьшится до 163: 16 в бизнесе и 147 в экономе.
Борт 73054 продолжает участвовать в испытаниях, поэтому в хвостовой части самолёта установлено исследовательское оборудование.
Ещё один МС-21, который можно было увидеть на МАКС-2021 - это борт 73053, второй лётный прототип, также оснащённый двигателями PW1400G. Это самолёт участвовал в лётной программе авиасалона, а управлял им экипаж из лётчиков-испытателей Андрея Воропаева и Олега Кононенко.
После взлёта лётчики демонстрировали горку под углом в 60 градусов и полубочку с креном в 110 градусов.
О проходах над полосой с выпущенными шасси тоже не забывали.
В руках лётчиков-испытателей многотонный лайнер показывал фигуры пилотажа немыслимые с пассажирами на борту.
На регулярные рейсы МС-21 должен выйти уже во второй половине 2022 года. По каким направлениям будут лететь новые лайнеры пока не известно, но скорее всего первое время МС-21 будет работать исключительно на внутрироссийских направлениях.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Из России в Азию: что ждёт Ту-204 Red Wings?
Самолёт по цене автобуса: рейс Ставрополь - Махачкала за 1700 рублей
Тигролёт: история самого необычного самолёта в России
Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
52 года на дне моря: история B-24 Hadley's Harem
Новая спецливрея S7: полностью белый самолёт, но есть нюанс