Найти тему

Самолёт на замену Ан-2: ЛМС-901 "Байкал"

Попытки заменить легендарный Ан-2 продолжаются уже три десятка лет. За это время были созданы и Т-101 "Грач", и "Рысачок", и ТВС-2МС, и ТВС-2ДТС. Но ни один из этих самолётов силу разных причин в серию не пошёл. И вот в 2019 году Минпромторг объявил о создании ЛМС-901 - лёгкого самолёта с дальностью полёта в 1500 км на скорости 300 км/ч. Новый самолёт позиционируется как очередная замена Ан-2 и в первую очередь предназначен для работы в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока.

Широкой публике самолёт впервые показали на авиасалоне МАКС-2021 - в лётной программе ЛМС-901 не участвовал, зато успел покрасоваться на площадке для статики.

Салон ЛМС-901 рассчитан на 9 пассажиров: ровно столько допускается перевозить одномоторному самолёту по правилам безопасности. Если самолёт оборудуют парашютно-спасательной системой, количество пассажиров можно будет увеличить до 14. Хотя совершенно непонятно, куда в таком небольшом салоне можно поставить ещё 5 кресел.

Багажного отделения, по понятным причинам, в самолёте нет. А вот почему конструкторы не предусмотрели полки над сиденьями - большой вопрос. Так что пассажирам придётся либо ставить вещи в проход, либо сваливать у входной двери в хвосте.

Дальность полёта у "Байкала" 3000 км, с максимальной нагрузкой в 2 тонны она уменьшается до 1500 км. Максимальная скорость - 300 км/ч, посадочная скорость 95 км/ч, длина разбега - 250 метров. Стоимость лётного часа ЛМС-901 - 30 тысяч рублей, а минимальная цена самого самолёта - 120 млн рублей.

-4

Так выглядит кабина "Байкала", рассчитанная на двух пилотов. К бортовому оборудованию есть вопросы: сейчас самолёт использует американскую авионику, которую в условиях санкций закупать не получится. Разумеется, придётся срочно разрабатывать свою, но это сдвигает сроки серийных поставок.

С силовой установкой ситуация та же: установленный на самолёте двигатель H80 выпускается чешской "дочкой" американской General Electric. В перспективе "Байкал" должен получить отечественный двигатель ВК-800, предсерийный образец которого планируют выпустить весной 2023 года. Но в таком случае сроки сертификации ВК-800 слабо сочетаются с планами начать серийное производство самолёта в 2024 году.

-6

Но разработчик "Байкала" - Уральский завод гражданской авиации - по прежнему планирует сертифицировать самолёт до конца 2023 года и запустить в серию в 2024 году.

Одними из первых в России "Байкал" получат авиакомпании "Красавиа" и "Аэросервис". Красноярцам 10 самолётов поставят в 2025-2029 годах, ещё 7 самолётов соберут для зайбайкальского "Аэросервиса" в 2025-2028 годах. При этом по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, на самолёт поступило уже около 40 заказов. Всего же до 2030 года на "Байкал" весьма оптимистично планируют получить не менее 300 заказов.

-7

Учитывая характеристики "Байкала", а также темпы его производства, предположу, что самолёт будет лишь дополнением к Ан-2, но никак не его заменой. А это значит, что легендарный "кукурузник" ещё долго будет трудиться на благо отечественной малой авиации.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

ПД-8: Новый двигатель для нового "Суперджета"

Ход конём: зачем России истребитель Су-75 Checkmate

Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов

МС-21: снаружи, внутри и в воздухе

Бе-200ЧС: от кабины пилотов до туалета

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-144