Найти тему

Первый постсоветский авиадвигатель: ПД-14

После развала СССР отечественное авиастроение и связанные с ним отрасли пребывали в глубоком упадке. Последним массовым авиадвигателем, выпущенным для гражданской авиации, стал ПС-90. А после, на протяжении двух десятков лет, новые двигатели для пассажирских самолётов в стране не создавались. В итоге SSJ-100 - первый пассажирский лайнер, созданный в современной России - полетел с двигателем SaM146, созданном на базе западного CFM56.

С МС-21 ситуация была иной: двигатель начали создавать параллельно с разработкой самолёта. Так появился ПД-14 - первый в постсоветской России гражданский авиадвигатель. Разработка ПД-14 обошлась примерно в 70 млрд рублей - такую сумму озвучил генеральный конструктор двигателя Александр Иноземцев. Половину этих средств выделили из госбюждета, остальные деньги вложили участвующие в создании двигателя предприятия.

В конструкции ПД-14, как и в МС-21, активно используются композитные материалы. Так, гондола двигателя на 65% состоит из композитов. Кстати, гондолу впервые в истории отечественной авиации создавали сами двигателисты, прежде этой работой занимались фирмы-производители самолётов.

-3

Отдельные элементы двигателя ПД-14 (в частности его топливная система) будут изготавливаться на 3D-принтерах. Это позволит дополнительно снизить массу двигателя и ускорить сроки его сборки.

-4

Диаметр вентилятора нового двигателя 1,9 метра, как у ПС-90. При этом ПД-14 почти на сотню килограмм легче предшественника, не в последнюю очередь благодаря полым титановым лопаткам и использованию композитов.

-5

Главный конкурент ПД-14 - американский PW-1400G, который сейчас устанавливается на МС-21. Напрямую сравнить экономичность PW-1400G и ПД-14 сейчас тяжело: Объединённая двигателестроительная не называет расход топлива нового двигателя, лишь отмечая, что он будет на 10-15% экономичнее аналогов. Но как минимум ПД-14 проигрывает PW-1400G по диаметру вентилятора, а по массе американский двигатель немного легче отечественного: 2857 кг. против 2870 кг. Максимальная тяга у обоих двигателей одинаковая: около 14 000 кг.

-6

Планируется, что версия МС-21 с ПД-14 будет ориентирована в первую очередь на внутрироссийский рынок. Однако окончательная сертификация двигателя запланирована только на 2023 год, поэтому авиакомпания "Россия" - первый заказчик МС-21 - в 2022 году получит партию из шести самолётов с американскими двигателями PW-1400G.

-7

Сейчас на базе ПД-14 создаются ещё два двигателя: ПД-8 для самолётов SSJ-100 и Бе-200, а также ПД-35 для перспективного российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929 и двухдвигательной модификации Ил-96. Так же на базе ПД-14 планируют создать газотурбинный двигатель для перекачки природного газа.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

МС-21: снаружи, внутри и в воздухе

Бе-200ЧС: от кабины пилотов до туалета

На что способен "Суперджет" без пассажиров

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-144

Взлёт "Руслана", отдыхающий Ил-76 и редкий Boeing 737: аэропорт Минеральные Воды

Старые Ми-26, Ил-14, Ан-24, Як-42 и строй "Суперджетов": аэропорт Краснодара

Высший пилотаж на Су-35

Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей