Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Вседневный сервиз Екатерины II.

Вседневным данный сервиз был назван потому, что предназначался для каждодневного пользования (т.е. сейчас его бы назвали Каждодневным, а в XIX-м веке Ординарным). А ещё его называли "сервизом с розанами". Сервиз прежде всего интересен с исторической точки зрения, потому как выделка предметов и вся его эстетика - она довольно стандартная, и копирует эстетику Мейсена того времени, которая при дворе была хорошо известна по декору парадного Андреевского сервиза - подарка курфюрста Саксонии императрице Елизавете Петровне (о нём читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-meisen-andreevskii-serviz-17441745-62fc7d8e474d6645610a884b).

Предметы первого состава ансамбля, как уже сказано, в форме и в росписи практически полностью копируют Мейсен, и характеризуются (у блюд и тарелок) волнообразным краем, бортовым рельефом, часто - с перфорацией в виде корзинки-плетёнки. У корпусных предметов, как правило, присутствует дополнительный накладной декор, а навершия крышек выполнены в виде цветков, цветочных бутонов или фруктов (артишок, нарезанный лимон). Правды ради хочу заметить, что форма ручек всё-таки не мейсенская - не составная. Расписывались предметы полихромными цветочными букетами по глазури. Основная роспись располагалась по центру "зеркала" тарелок и блюд, а также на корпусах т.н. "трёхмерных" предметов - на самых видных местах. Мелкие букетики - общим числом в три-четыре - были пущены по борту.

Сервиз был создан в России, в Санкт-Петербурге, на Фарфоровом заводе, и то, что тогдашние русские мастера смогли скопировать Мейсена говорит о том, что развитие фарфора в России на тот период по всем параметрам достигло уровня первой фарфоровой мануфактуры Европы.

Многопредметный ансамбль мог обеспечивать как малые, так и большие застолья в обычные (не праздничные) дни. При регулярном употреблении посуда билась, соответственно, сервиз нуждался в постоянных доделках, которые создавались на ИФЗ и на мануфактуре Гарднера (у Гарднера они маркировались сокращением "Придвор."). Несмотря на различия в форме, которая менялась в зависимости от моды, композиционно роспись сохранялась, так что предметы сервиза разных лет прекрасно гармонировали между собой, компоновались на любое количество приборов, и служили повседневной посудой в Зимнем дворце и пригородных резиденциях монархов вплоть до 1838-го года, когда они были заменены новыми сервизами "под гербом".

Если вы уже читали мои статьи, посвящённые тому или другому известному (дворцовому) сервизу, наверное, заметили, что в названии всегда указывался год (года) создания. Но в данном случае с определением точного года вышла заминка: то ли документов не сохранилось, то ли документы о данном сервизе хранятся там, куда нога архивариуса, может, и дошла, а вот историка - пока нет, так что точный год создания сервиза считается неизвестным. Иногда в каталогах указывают просто время правления Екатерины II: 1762-1796. В любом случае первичный состав сервиза был создан не позднее первой половины 1770-х годов (по моему скромному мнению; иначе бы за эстетическую основу был бы взят один из Севрских декоров, к которым со второй половины 1770-х годов Екатерина II питала слабость).

Интерес представляют также доделки и дополнения, которые делались по форме того или иного времени. Например, салатник в виде крупного листа (лопуха?) с ручкой-хватом в виде выгнутой веточки - это уже совсем не Мейсен, а копия предмета из Берлинского сервиза, подаренного Екатерине II королем Фридрихом II в знак русско-прусского оборонительного союза 1764 года. Данная форма использовалась при создании т.н. Орденских сервизов, заказанных Двором на мануфактуре Гарднера.

Компотьер в виде листа из Вседневного сервиза. ИФЗ, 1780-1796. Лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. размеры: 4,8*18,0*14,5 см. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 1950-м году. Передан из Музея Этнографии народов СССР. Инв. номер ЭРФ-11. Изображение взято из каталога Эрмитажа. Хотя в каталоге Эрмитажа утверждается, что предмет изготовлен на ИФЗ, возможно, что его изготовили у Гарднера. Это было бы логично, раз у Гарднера уже была такая форма.
Компотьер в виде листа из Вседневного сервиза. ИФЗ, 1780-1796. Лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота. размеры: 4,8*18,0*14,5 см. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 1950-м году. Передан из Музея Этнографии народов СССР. Инв. номер ЭРФ-11. Изображение взято из каталога Эрмитажа. Хотя в каталоге Эрмитажа утверждается, что предмет изготовлен на ИФЗ, возможно, что его изготовили у Гарднера. Это было бы логично, раз у Гарднера уже была такая форма.

Заметно также как менялась форма ручек-хватов у "больших" предметов в зависимости о фарфоровой моды, в частности, у Передачи бутылочной, и у такого заметного на столе предмета, как терина (террин, миска с крышкой) на протяжении лет.

Дополнительно хочу показать, насколько сложно бывает провести атрибуцию вещей музейной коллекции, насколько она даже в одном музее делается "на глазок". Вот два предмета сервиза из Собрания Эрмитажа. Судя по ручкам одинаковой формы, предметы созданы не просто в одно время, а в один год (возможно - стояли в одной печи!) однако в Каталоге Эрмитажа один из предметов (Передача рюмочная) считается созданным во второй половине XVIII-го века , а другой (Миска с крышкой)- в царствование Александра I (По мне, так правильнее - в первые годы XIX-го века - время перехода европейской моды с КЛАССИЦИЗМА на АМПИР).

Передача рюмочная и терина (миска с крышкой) с ручками чрезвычайно интересного вида. Красными прямоугольниками я выделило датировку. Странно, не правда ли?
Передача рюмочная и терина (миска с крышкой) с ручками чрезвычайно интересного вида. Красными прямоугольниками я выделило датировку. Странно, не правда ли?

Здесь - опять двадцать пять! - кашпо (не имеющее ручек) представлено как Передача бутылочная (с ручками)... Только руками развести!

Кроме всего прочего, здесь я не очень (т.е. совсем) не доверяю датировке. В конце 1750-х годов сервиз точно не мог быть исполнен, поскольку известно, что он создан по указанию Екатерины II "в немецком стиле" (не забудем, что Екатерина была немкой!), а это могло случиться только во время её правления, т.е. с лета 1762-го года.
Кроме всего прочего, здесь я не очень (т.е. совсем) не доверяю датировке. В конце 1750-х годов сервиз точно не мог быть исполнен, поскольку известно, что он создан по указанию Екатерины II "в немецком стиле" (не забудем, что Екатерина была немкой!), а это могло случиться только во время её правления, т.е. с лета 1762-го года.

В защиту Эрмитажа могу сказать, что его Каталог хотя бы можно найти в интернете, и покритиковать, а значит, при желании можно прислушаться к критике, и быстро исправить совсем уж ляпы. А представляете, что творится с атрибуцией в провинциальных музеях? С другой стороны, а кто такие эти "диванные эксперты", чтобы к ним прислушивались мудрейшие, съевшие на фарфоре кучу собак работники Эрмитажа, правда?

В следующей галерее представлены фото предмета-дополнения к сервизу от мануфактуры Гарднера, сделанные с разных ракурсов.

В течении длительного времени сервиз служил верой и правдой жителям Зимнего дворца и загородных царских резиденций. Эпоха сменялась эпохой, кардинально менялись стили, а сервиз, как солдат, продолжал своё служение. Можно сказать, что для своего времени (или времян) это был один из больших, даже огромных ансамблей Российской империи. Первой попыткой замены Вседневного сервиза был сервиз, созданный в 1820-м году в лапидарной эстетике - т.н. Ординарный сервиз или Гатчинский сервиз с большими орлами (о нём читайте здесь - https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-gatchinskii-serviz-s-bolshimi-orlami-1820-6389e7e864030264ed4d4f6b). Но полная замена произошла лишь в правление Николая I - в 1838-и году, когда прежний ансамбль был "выслан" в Петергоф, а на смену цветочной "женской" росписи "ординарной посуды" пришёл декор с простым изображением государственного герба на белом фоне.

Несмотря на огромные потери, понесённые дворцовыми сервизами в 1920-е - 1930-е годы, в музеях РСФСР, а затем России сохранилось достаточное количество предметов ансамбля, пригодных для экспозиции и сервировки. Например, в собрании Эрмитажа до недавнего времени находился 181 предмет. И это, скорее всего, без учёта нескольких десятков предметов, подаренных Эрмитажу в январе 2023-го года одним из т.н. меценатов (хотя как по мне: человек просто решил, что для самопиара такой способ заявить о себе, да ещё и в, безусловно, лестном ключе, обойдётся дешевле заказных кампаний в прессе - что логично - а эффект будет долгоиграющим).

Теперь познакомимся более подробно с характерными предметами сервиза.

Новые поступления в собрание Эрмитажа от января 2023-го года (скрины из видео) представлены в галерее ниже... Хорошо заметна одна интересная черта - все рисунки сделаны вручную и нигде не повторяются. Каждый предмет по росписи уникален!

Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

Предметы из Вседневного сервиза Екатерины Великой. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Предметы из Вседневного сервиза Екатерины Великой. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.

Еда
6,93 млн интересуются