Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Андреевский сервиз (1744-1745). Мейсен.

Ведя разговор о Мейсене, нельзя просто взять и пройти мимо такого значительного пункта в развитии мирового фарфора (и в отношениях Саксонии и России), как Андреевский сервиз.

Сервиз представляет, с одной стороны, чисто исторический интерес, поскольку являлся дипломатическим подарком курфюрста Саксонии и короля Польши Августа III-го российской императрице Елизавете Петровне, к тому же он был приурочен к важной дате, определившей развитие Российской империи практически на весь XVIII-й век, а именно: бракосочетанию будущего императора России Петра III-го (тогда - Carl Peter Ulrich von Holstein-Gottorf) и будущей императрицы Екатерины Великой (тогда - Sophie Auguste Friederike of Anhalt-Zerbst).

С другой стороны, сервиз являлся как бы квинтэссенцией технологий фарфорового производства того периода.

Миска овальная суповая из Андреевского сервиза. Мейсен, 1744-1745.
Автор модели: Эдер, Иоганн Готтлиб (1716-1750). Накладной декор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, позолота, Размеры: 27,5(высота с крышкой)х24,5х18,0 см. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Миска овальная суповая из Андреевского сервиза. Мейсен, 1744-1745. Автор модели: Эдер, Иоганн Готтлиб (1716-1750). Накладной декор, рельеф, роспись надглазурная полихромная, позолота, Размеры: 27,5(высота с крышкой)х24,5х18,0 см. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Предопределил именно подобный подарок визит в Россию Саксонского дипломата Николаса фон Герсдорфа (Nicolaus Willibald baron von Gersdorff). В марте 1744 года он информировал Первого министра (а заодно и заведующего фарфоровым производством Саксонии) графа фон Брюля (Heinrich von Brühl) об увлечении Императрицы Елизаветы Петровны мейсенским фарфором. Намёк был понят. В июне того же года были созданы первые предметы будущего Андреевского сервиза. Данный подарок послужил укреплению Саксонско-Русского договора, возобновленного в январе 1744 года, по условиям которого Россия считалась главным союзником Саксонии.

 Предметы сервиза. Видим даже ложку! Фото взято из свободного доступа в интернете.
Предметы сервиза. Видим даже ложку! Фото взято из свободного доступа в интернете.

Андреевский сервиз состоял из (загибаем пальцы!) полного столового (1), чайно-кофейного (2), и сервиза для подачи шоколада (3). Это был первый крупный полноценный фарфоровый сервиз в России. Свое название он берет от изображённого на всех предметах синего колера креста с распятым апостолом Андреем - центральной части ордена Святого Андрея. Его сопровождают инициалы "SARP" ("Sanktus Andreas Russiae Patronus", в переводе "Святой Андрей - Покровитель России").

 Элемент росписи на тарелке сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Элемент росписи на тарелке сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Орден Андрея Первозванного был учрежден Петром Великим в 1698 году, и вплоть до Революции 1917-го года по иерархии считался высшей наградой Российской империи.

На предметах столовой части сервиза также присутствует и герб Российской империи - в виде двуглавого орла и щита с изображением святого Георгия Победоносца на коне с копьём, поражающим змея.

Герб Российской империи, изображённый на предметах столовой части Андреевского сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Герб Российской империи, изображённый на предметах столовой части Андреевского сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Рельеф предметов сервиза (называется Готцовский) сделан в виде гирлянд из цветов. Украшение предметов посуды рельефом берёт своё начало от серебряной посуды. За основу Готцковского рельефа (создан в 1741-м году) был взят рисунок из ботанической энциклопедии Вейнмана (Johann Wilhelm Weinmann, "Phytanoza Iconographica") 1735 года. Роспись выполнена художником Готлибом Зигмундом Биркнером (Gottlieb Siegmund Birckner).

Над сервизом работало несколько скульпторов – в том числе главный модельер мануфактуры Иоганн Йоахим Кендлер (Johann Joachim Kändler), модельеры Фридрих Эберляйн (Johann Friedrich Eberlein) и Питер Райнике (Peter Reinicke). Супницу – один из самых роскошных предметов сервиза – выполнил в феврале 1745 году скульптор Иоганн Готлиб Эдер (Johann Gottlieb Ehder). Основой для подсвечников послужила модель, созданная в 1739 году Фридрихом Эберляйном для т.н. "Лебединого сервиза" (первого "большого" сервиза Мейсена от 1738-го года, насчитывавшего, по признанию современников, около 3000 предметов!).

 Предметы Андреевского сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Предметы Андреевского сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Видим несколько предметов сервиза вместе. Это фруктовница (конфетница) на ножке - на заднем плане, тюрина под второе (или рагушница), подставка под соусники, подставка под специи (соль\перец), шоколадница (прибор для розлива горячего шоколада), подсвечник, чайная и кофейная пары, блюдо, и "королева стола" - большая тюрина (под первое). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Видим несколько предметов сервиза вместе. Это фруктовница (конфетница) на ножке - на заднем плане, тюрина под второе (или рагушница), подставка под соусники, подставка под специи (соль\перец), шоколадница (прибор для розлива горячего шоколада), подсвечник, чайная и кофейная пары, блюдо, и "королева стола" - большая тюрина (под первое). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Прибор для розлива горячего шоколада. Горячий шоколад - самая модная гастрономическая "новинка" того времени. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Прибор для розлива горячего шоколада. Горячий шоколад - самая модная гастрономическая "новинка" того времени. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Кофейная пара (также может служить прибором для подачи горячего шоколада). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Кофейная пара (также может служить прибором для подачи горячего шоколада). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Поскольку французы настаивают на первенстве во внедрении в чайно-кофейные фарфоровые сервизы  такого прибора как полоскательница, назовём эту мисочку салатником. Ещё один предмет Андреевского сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Поскольку французы настаивают на первенстве во внедрении в чайно-кофейные фарфоровые сервизы такого прибора как полоскательница, назовём эту мисочку салатником. Ещё один предмет Андреевского сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Груз был направлен в Россию летом 1745 года. Сервиз в Санкт-Петербурге посчитали подарком невероятной ценности. В архивных документах зафиксирована расписка о получении подарка, а также упоминание о том, что сервиз распаковывала императрица Елизавета Петровна лично. Да, практически в то же самое время в столице Империи был основан "родной" Императорский фарфоровый завод, но его первые шаги были шаткими и валкими. Поставленный во главе завода Христофор Гунгер оказался пустозвоном, не имевшим достаточных знаний для организации фарфорового производства За всё время пребывания в России (1744—1748 гг.) при нём были изготовлены лишь 6 чашек сомнительного качества с тёмным черепком... Первая табаркерка белого фарфора, изготовленная Дмитрием Виноградовым, была принесена в дар императрице только в 1751-м году...

По традиции сервиз выносили для использования раз в году: на банкете кавалеров ордена святого Андрея Первозванного (день св. Андрея) 30 ноября (по "старому" стилю). И только для сервировки десертного стола, поскольку до конца XVIII-го века было принято основные блюда подавать в серебряной посуде. Фарфоровые изделия во времена царствования Елизаветы Петровны стоили дороже золота, поэтому предметы из фарфора подавались исключительно на стол императрицы, а остальные подданные ели из более скромной, привычной для них серебряной или золотой посуды.

Тюрина с крышкой под второе, "горячее" блюдо. Все элементы современного нам фарфора (за что мы его ценим и любим) налицо (включая и налепные элементы декора, расписанные цветной надглазурной эмалью). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Тюрина с крышкой под второе, "горячее" блюдо. Все элементы современного нам фарфора (за что мы его ценим и любим) налицо (включая и налепные элементы декора, расписанные цветной надглазурной эмалью). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Известно, что в конце 1920-х начале 1930-х годов, в период Индустриализации СССР, многие предметы не первого ряда, однако представляющие историческую и культурологическую ценность, были большевистскими властями изъяты из музеев и проданы за рубеж (в Западные страны, в основном - в США и Великобританию). Ходят много споров - надо ли было так поступать или нет, эффективны ли были такие продажи или всё было разбазарено зря... однако стремление властей создать в стране сильную экономику за счёт быстрого оснащения предприятий промышленности самыми современными технологиями, и готовность ради будущего успеха страны идти сегодня на жертвы (в том числе и музейные) - оно понятно и оправдано. В отличие от желания персонажей из нынешней камарильи: распродать страну оптом и в розницу, рассовать казённые деньги по своим карманам, прикупить кусочки элитарной недвижимости и "движимости" у потенциальных врагов, успеть перевести туда семьи и мечтать сдристнуть из страны "при первом шухере"... Это, конечно, тоже по-своему, по-житейски понятно, но оправдаться перед будущими поколениями у этих точно не получится ну никак!

Выше написанный пассаж объясняет появление предметов Андреевского сервиза в заокеанских далях, таких, например, как Метрополитен-музей, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art)...

Вот такой вот предмет из Андреевского сервиза, атрибутированный как горчичница (я бы назвал предмет соусником с крышкой и выемкой под ложку - иначе зачем горчичнице носик под розлив?) сейчас находится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art). Фото с сайта музея.
Вот такой вот предмет из Андреевского сервиза, атрибутированный как горчичница (я бы назвал предмет соусником с крышкой и выемкой под ложку - иначе зачем горчичнице носик под розлив?) сейчас находится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art). Фото с сайта музея.

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц