Ведя разговор о Мейсене, нельзя просто взять и пройти мимо такого значительного пункта в развитии мирового фарфора (и в отношениях Саксонии и России), как Андреевский сервиз.
Сервиз представляет, с одной стороны, чисто исторический интерес, поскольку являлся дипломатическим подарком курфюрста Саксонии и короля Польши Августа III-го российской императрице Елизавете Петровне, к тому же он был приурочен к важной дате, определившей развитие Российской империи практически на весь XVIII-й век, а именно: бракосочетанию будущего императора России Петра III-го (тогда - Carl Peter Ulrich von Holstein-Gottorf) и будущей императрицы Екатерины Великой (тогда - Sophie Auguste Friederike of Anhalt-Zerbst).
С другой стороны, сервиз являлся как бы квинтэссенцией технологий фарфорового производства того периода.
Предопределил именно подобный подарок визит в Россию Саксонского дипломата Николаса фон Герсдорфа (Nicolaus Willibald baron von Gersdorff). В марте 1744 года он информировал Первого министра (а заодно и заведующего фарфоровым производством Саксонии) графа фон Брюля (Heinrich von Brühl) об увлечении Императрицы Елизаветы Петровны мейсенским фарфором. Намёк был понят. В июне того же года были созданы первые предметы будущего Андреевского сервиза. Данный подарок послужил укреплению Саксонско-Русского договора, возобновленного в январе 1744 года, по условиям которого Россия считалась главным союзником Саксонии.
Андреевский сервиз состоял из (загибаем пальцы!) полного столового (1), чайно-кофейного (2), и сервиза для подачи шоколада (3). Это был первый крупный полноценный фарфоровый сервиз в России. Свое название он берет от изображённого на всех предметах синего колера креста с распятым апостолом Андреем - центральной части ордена Святого Андрея. Его сопровождают инициалы "SARP" ("Sanktus Andreas Russiae Patronus", в переводе "Святой Андрей - Покровитель России").
Орден Андрея Первозванного был учрежден Петром Великим в 1698 году, и вплоть до Революции 1917-го года по иерархии считался высшей наградой Российской империи.
На предметах столовой части сервиза также присутствует и герб Российской империи - в виде двуглавого орла и щита с изображением святого Георгия Победоносца на коне с копьём, поражающим змея.
Рельеф предметов сервиза (называется Готцовский) сделан в виде гирлянд из цветов. Украшение предметов посуды рельефом берёт своё начало от серебряной посуды. За основу Готцковского рельефа (создан в 1741-м году) был взят рисунок из ботанической энциклопедии Вейнмана (Johann Wilhelm Weinmann, "Phytanoza Iconographica") 1735 года. Роспись выполнена художником Готлибом Зигмундом Биркнером (Gottlieb Siegmund Birckner).
Над сервизом работало несколько скульпторов – в том числе главный модельер мануфактуры Иоганн Йоахим Кендлер (Johann Joachim Kändler), модельеры Фридрих Эберляйн (Johann Friedrich Eberlein) и Питер Райнике (Peter Reinicke). Супницу – один из самых роскошных предметов сервиза – выполнил в феврале 1745 году скульптор Иоганн Готлиб Эдер (Johann Gottlieb Ehder). Основой для подсвечников послужила модель, созданная в 1739 году Фридрихом Эберляйном для т.н. "Лебединого сервиза" (первого "большого" сервиза Мейсена от 1738-го года, насчитывавшего, по признанию современников, около 3000 предметов!).
Груз был направлен в Россию летом 1745 года. Сервиз в Санкт-Петербурге посчитали подарком невероятной ценности. В архивных документах зафиксирована расписка о получении подарка, а также упоминание о том, что сервиз распаковывала императрица Елизавета Петровна лично. Да, практически в то же самое время в столице Империи был основан "родной" Императорский фарфоровый завод, но его первые шаги были шаткими и валкими. Поставленный во главе завода Христофор Гунгер оказался пустозвоном, не имевшим достаточных знаний для организации фарфорового производства За всё время пребывания в России (1744—1748 гг.) при нём были изготовлены лишь 6 чашек сомнительного качества с тёмным черепком... Первая табаркерка белого фарфора, изготовленная Дмитрием Виноградовым, была принесена в дар императрице только в 1751-м году...
По традиции сервиз выносили для использования раз в году: на банкете кавалеров ордена святого Андрея Первозванного (день св. Андрея) 30 ноября (по "старому" стилю). И только для сервировки десертного стола, поскольку до конца XVIII-го века было принято основные блюда подавать в серебряной посуде. Фарфоровые изделия во времена царствования Елизаветы Петровны стоили дороже золота, поэтому предметы из фарфора подавались исключительно на стол императрицы, а остальные подданные ели из более скромной, привычной для них серебряной или золотой посуды.
Известно, что в конце 1920-х начале 1930-х годов, в период Индустриализации СССР, многие предметы не первого ряда, однако представляющие историческую и культурологическую ценность, были большевистскими властями изъяты из музеев и проданы за рубеж (в Западные страны, в основном - в США и Великобританию). Ходят много споров - надо ли было так поступать или нет, эффективны ли были такие продажи или всё было разбазарено зря... однако стремление властей создать в стране сильную экономику за счёт быстрого оснащения предприятий промышленности самыми современными технологиями, и готовность ради будущего успеха страны идти сегодня на жертвы (в том числе и музейные) - оно понятно и оправдано. В отличие от желания персонажей из нынешней камарильи: распродать страну оптом и в розницу, рассовать казённые деньги по своим карманам, прикупить кусочки элитарной недвижимости и "движимости" у потенциальных врагов, успеть перевести туда семьи и мечтать сдристнуть из страны "при первом шухере"... Это, конечно, тоже по-своему, по-житейски понятно, но оправдаться перед будущими поколениями у этих точно не получится ну никак!
Выше написанный пассаж объясняет появление предметов Андреевского сервиза в заокеанских далях, таких, например, как Метрополитен-музей, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art)...
Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.