Найти тему
Василисины размышления

Еда, еда, кругом еда. Обед как зеркало нравов

Как тема еды крутится в нынешнем медиа-пространстве - про это никому рассказывать не надо. Из каждого утюга лезут вариации на любой вкус и кошелек (особенно забавно, если начать их сравнивать между собой и, допустим, с высказываниями 5-летней давности).

Как колебалась вместе с линией партии советская пропаганда в этой области - это мы недавно вспоминали. Новейшие тенденции в комментариях тоже подмечали, весьма забавная картина нарисовалась (спойлер - новым суперфудом станет турецкий горох нут).

Я это к чему, собственно. От такого изобилия едальной темы восприятие несколько перенастраивается. Раньше в классической литературе всякие описания завтраков-обедов казались только фоном к основному повествованию. А сейчас глаз за них стал цепляться. Захотелось понять, что, как и зачем ели наши предки. И стало заметно, что здесь еда - она не просто еда, а значимый социальный маркер.

Во времена моего ученичества в школьной программе царил классовый подход. Он был прост и однозначен: крестьяне голодали и перебивались с капусты на водку, богатеи жрали в три горла в духе Гиляровского и гоголевских помещиков. Чем богатее – тем больше жрали. Простая линейная зависимость.

Но когда начинаешь присматриваться внимательнее, то все оказывается намного интереснее. Да, крестьяне были не понаслышке знакомы с голодом. И малейший достаток сразу отражался на их столе. Хотя и большой приварок тоже уходил на стол или в кабак. Как там в наших сказках обычно после удачного дела? – «И устроили они пир на весь мир!».

Заметьте, не избу новую кинулись строить, не корову с лошадкой покупать, не плуг новый или телегу. А все полученное спускается на жратву и выпивку. Ну максимум хозяйка новый полушалок успеет спроворить. Подозреваю, что "мир" был таков, что проще было сразу все спустить, чем заводить какой-то достаток и самому превращаться в объект преследования. В общем, брось - а то уронишь!

Далее. В литературе, посвященной купечеству средней руки, описания всякой еды иной раз занимают места больше, чем остальной сюжет. (Кстати, вегетарианцы могут оттуда почерпнуть массу рецептов постных блюд. Хотя, подозреваю, каша на «маковом молоке» может кого-то сильно смутить).

Почему? Их герои еще не слишком оторвались от крестьянской среды. Отсюда отношение к еде разбогатевшего бедняка: стол всегда горой, под рукой у домочадцев сладкие (или горькие, по вкусу) «заедки», дочери ходят «белые, пышные, как атлас на пуху, грудь копна-копной». И власти над "миром" у купцов уже побольше, могут себе позволить покрасоваться перед недавними однокорытниками. Мол, у нас вся жизнь - сплошной праздник!

Впрочем, и Гоголь, и Гончаров, и другие авторы, писавшие о глубинке, своих помещиков тоже не выдумали. Живущие безвыездно в поместьях, оторванные от культуры, скучающие... Главное, и общаются практически только с крестьянами, дворней да купцами. А чем перед теми выделится? Только непереводящейся обильной едой.

Зато у тех, кто давно вознесен к престолу и забыл про голодные годы, показная избыточность постепенно сменяется умеренностью и утонченностью. На парадном столе серебро, хрусталь, фарфор, тысячерублевый соус и маленькие порции. В домашнем обиходе еда качественная, но довольно простая. Читаешь и удивляешься иногда, насколько скуден мог быть завтрак благородного семейства: холодная курица и простокваша, например. Никаких тебе пирожков и пампушек с пылу - с жару.

Фрагмент картины В.Е. Маковского "Две матери" Сервировка изысканная, а еды маловато
Фрагмент картины В.Е. Маковского "Две матери" Сервировка изысканная, а еды маловато

А как насчет дворянских кутежей в ресторанах? Кутили, наверное, когда повод был и подходящая компания. А так... Открываем опять же классиков, любимую мной «Анну Каренину», например. Смотрим, что заказали двое молодых, сильных, проголодавшихся и небедных мужчин, Облонский и Левин. Устрицы, тюрбо (рыба вроде камбалы), ароматный бульон с кореньями, мясо и сыр в нарезке, курица. Практически диетический обед! Да, все дорогое и отлично приготовленное, но не обжиралово.

И эта умеренность, проистекающая вовсе не от бедности, сохранялась во всем строе жизни большинства дворянских семей, считалась хорошим тоном. А кто был зачинщиком такого обычая - об этом расскажу в следующей статье.

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.