Найти тему
Василисины размышления

Нутрициология по-советски

Думаете, только нынешние модные диетологи и консультанты по правильному питанию умеют переобуваться в полете, виртуозно переходя с веганства на кето, от смузи из брокколи к бульону из хвостов и копыт? А в СССР все было просто и кондово: первое-второе-компот, пожирнее и погуще? Ошибаетесь! Рекомендации передовых советских специалистов иной раз видоизменялись не меньше, чем контент нынешних ЗОЖных блогов.

Тогда это называлось «колебаться вместе с линией партии». Линия партии же обычно зависела от положения дел на полях, лугах и в прочих местах обитания еды. Если в сети траулеров забредали косяки селедки и минтая – в столовых объявлялся рыбный день, а хозяйкам велели налегать на морепродукты. Если с уловом становилось хуже, то продвигались макароны и каши. Молочные продукты то были в фаворе, то объявлялись излишеством. Хранить и возить по всей стране фрукты было невыгодно, поэтому призывали пить соки.

Но если хлеба и картошки хватало всем, то с прочим в стране была напряженка… До смертоносного вреда мяса и яиц тогда не додумались, поэтому больше упирали на правильную кулинарию. Мясо в продаже должно быть обязательно на косточке – для супа. Вообще, «первое» - священная корова тех времен! Обязательно с крупяной заправкой и хлебом. На «второе» лучше сделать котлеты, непременно «сочные». Знаете, как сделать их сочными? – Половину фарша заменить луком и булкой. Но вообще-то это блюдо праздничное, а по будням достаточно положить в макароны или кашу ложку тушенки.

Но даже с такими советами мясного дефицита к 80-м избежать не удалось. Ну-ка, знаете такой документ, Продовольственную программу 1982 года? Оч-чень интересный, я вам скажу! Собственно, это и был план, как в стране произвести хоть немного мясца. Но головы наверху были не самые глупые, реальные перспективы понимали. Поэтому одновременно пропагандисты получили приказ – исподволь убеждать граждан , что мясо предметом первой необходимости не является.

И вот наши тихушники кабинетные дисциплинированно начали строчить новые методички, о пользе блюд постных, благо «народность праотеческая» входила в моду. Находились и писатели, радостно принимавшие госзаказ на книжки, воспевающие еду простую, но «крепкую», дающую силы для трудовых подвигов. Вот одну из таких книжек я раскопала в домашней библиотеке (по-моему, ее нам кто-то подарил, а к дарительнице она попала в наборе с некой художественной книжкой – была в те времена практика покупок с обязательной "нагрузкой").

Названия глав говорящие: Что русскому здорово; Добрая русская каша; припасы на зиму; Что человека укрепляет; Трапеза монахов; Как освежить хлеб… Есть отдельные главы, посвященные дикорастущим травам: крапиве, сныти, одуванчикам – да, тогда не было цели продвигать выращенные на гидропонике салаты, больше предлагали налегать на подножный корм.

Но самое интересное в книге – многостраничное предисловие. Автор всячески продвигает идею воздержанности, опоры на многовековые традиции, какие-то чудодейственные стандарты питания крестьян, позволявшие им на малых харчах работать день-деньской, вольно цитирует и Домострой и труды позабытых земских деятелей… В отжатом виде все сводится к тому, что мясо – зло, капуста и каша – пища наша, а для сытости достаточно кинуть в щи шматок сала.

Идею об ужасном убийственном холестерине тогда еще на поток не поставили, так что сало и жареная на нем картоха официально считались самой здоровенной пищей трудового народа! Видимо, запасы сала в закромах родины еще сохранялись. Зато квашеная капуста объявлялась опорой - та-дам - нравственного состояния! Вот она, скрепа! Пожалуй, даже адепты суперфуда брокколи до этого не додумались!

Так что, дорогие сограждане, не вчера это придумано - подгонять наши вкусы под требования заказчика, прикрываясь заботой исключительно о нашем здоровье и моральном облике. И явно не завтра это закончится.

А пока предлагаю погадать, какой продукт следующим объявят самым суперфудно-ЗОЖным и способствующим моральному оздоровлению.

Еда
6,23 млн интересуются