Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Саладина. Тернистый путь к заветной цели. Часть 5-я. Легендарные ассасины крупным планом

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке В сегодняшней публикации речь пойдёт о знаменитых и легендарных наёмных убийцах средневекового Ближнего Востока – «ассасинах», истинное и исконное арабское название которых «федаины» или «федаи». Именно они создали ту самую устрашающую репутацию Ордену низаритов-исмаилитов, полную мистицизма, эзотерики, кровавых мифов, пугающих легенд и переполняющих воображение обывателей историями, сюжет которых похожи на произведения, написанные в жанре современного эпического средневекового магического фэнтези. Именно «фидаины» своим ремеслом киллеров экстра класса, наводившим ужас на страны Ближнего Востока, и дали привычное обиходное название Ордену низаритов-исмаилитов – ассасины, то есть профессиональные наёмные убийцы. Чтобы не быть голословным, автор данной публикации считает вполне логичным и наиболее целесообразным привести наиболее важные, содержательные и объективные выдержки историков разных стран, се
Оглавление

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке

В сегодняшней публикации речь пойдёт о знаменитых и легендарных наёмных убийцах средневекового Ближнего Востока – «ассасинах», истинное и исконное арабское название которых «федаины» или «федаи». Именно они создали ту самую устрашающую репутацию Ордену низаритов-исмаилитов, полную мистицизма, эзотерики, кровавых мифов, пугающих легенд и переполняющих воображение обывателей историями, сюжет которых похожи на произведения, написанные в жанре современного эпического средневекового магического фэнтези.

Именно «фидаины» своим ремеслом киллеров экстра класса, наводившим ужас на страны Ближнего Востока, и дали привычное обиходное название Ордену низаритов-исмаилитов – ассасины, то есть профессиональные наёмные убийцы. Чтобы не быть голословным, автор данной публикации считает вполне логичным и наиболее целесообразным привести наиболее важные, содержательные и объективные выдержки историков разных стран, серьёзно занимавшихся изучением феномена «ассасинов».

«Особую категорию членов Ордена составляли «жертвующие собой» фидаи, исполнители приказов главного даи. Они переодевались купцами, нищими, дервишами, паломниками, оруженосцами, проникали всюду, – во дворцы и палатки, в города и караваны, годами ждали подходящего случая и совершали политические убийства. Фидаи выходили из Аламута в белых туниках с красными поясами, цветам невинности и крови. Их не останавливали не опасности, ни расстояния. Их кинжалы редко не достигали цели. Большую часть фидаев составляли крестьяне из владений Ордена ассасинов…»[1].

«"Фидави", в задачу которых входило беспрекословное подчинение приказам своего начальника, чтобы без малейших вопросов и сомнений вонзать кинжал в грудь любой жертвы, на какую им укажут, даже если собственная жизнь будет немедленно пожертвована ради этого. Изначально одежды фидави (как у всех сект, выступавших против династии Аббасидов) были белого цвета; головные уборы, пояса и обувь – красного. Однако они с легкостью могли принимать любой облик, даже христианских монахов, чтобы осуществить свои смертоносные замыслы»[2].

Довольно часто после совершения убийства «федаины» не предпринимали никаких попыток, чтобы скрыться от погони, ареста или расправы. Это обстоятельство чрезвычайно удивляло и до крайности озадачивало врагов Хасана ибн Сабаха. Кроме того, этот факт дополнительно устрашал будущих и потенциальных жертв Ордена, поскольку они понимали, что спасения и пощады от «ассасинов» ждать не приходится, а свой «заказ» они будут исполнять до тех пор, пока живы.

Как считает современный российский историк, публицист и аналитический обозреватель Валерий Алексеевич Рыжов, чтобы «хоть как-то объяснить этот непонятный фанатизм, и была придумана легенда о хашшишинах (точнее – «хашишиййа», так в арабских странах называли людей, употреблявших гашиш)»[3].

Здесь и далее по тесту размещены изображения ассасинов, нарисованные современными художниками, а также созданные нейросетью. Источник: https://yandex.ru/images
Здесь и далее по тесту размещены изображения ассасинов, нарисованные современными художниками, а также созданные нейросетью. Источник: https://yandex.ru/images

Эту версию о том, что «федаины» систематически употребляли гашиш в качестве психостимулирующего вещества и панацеи от всех страхов, опасений и сомнений, в своих исследованиях и изысканиях, посвященных истории Ордена низаритов-исмаилитов, озвучивали самые разные известные авторы, принадлежащие к разных странам, историческим школам и эпохам[4].

Вероятнее всего, термин «хашишийя» служил ругательством, пренебрежительной насмешкой и презрительным прозвищем, который использовали суннитские авторы при описании еретических верований низаритов-исмаилитов. В Средние века употребление гашиша считалось признаком моральной, социальной и духовной распущенности, невежества, душевной нечистоплотности[5].

Курильщики гашиша в мусульманском обществе публично порицались и осуждались. Их относили к самой низшей категории мусульманской общины. В наши дни таких людей чаще всего называют «отщепенцами», «алкашами», «наркошами», «забулдыгами», «бичами», «бомжами» и т.д. Таким образом, для суннитов члены Ордена низаритов-исмаилитов были не просто злостными и мерзкими еретиками, но и закоренелыми маргиналами и люмпенами – обитателями трущоб и людьми, живущими на самом дне цивилизованного общества.

Главные исторические эксперты и консультанты сегодняшней публикации – отец и сын Александр Радьевич и Максим Александрович Андреевы являются сторонниками иной версии происхождения термина «ассасин»: «Желая отомстить Хасану-ас-Саббаху, именно европейцы распустили слухи, что ассасины употребляли хашиш – наркотик из конопли перед тем, как совершить политическое убийство. Это не соответствовало действительности, но в Европе за последователями Хасана-ас-Саббаха закрепилось название "хашишины" – "ассасины". На самом деле название членов Ордена возможно пошло от арабского слова "хасанийун" – "хасаниты", последователи Хасана-ас-Саббаха.

Если бы ассасины принимали гашиш, то их видения и галлюцинации сами по себе делали ненужным создание рукотворного "рая" с гуриями и реками вина. Многомесячное пребывание в чужом обличии требовало от ассасина огромного самообладания и выдержки. Они понимали, что неожиданное преждевременное разоблачение и совершение убийства для них могли закончится только неизбежной и очень мучительной смертью. Такие длительные и высокопрофессиональные действия не могли совершаться ни под действием гашиша, ни по принуждению, ни по приказу, ни по желанию "рая"...»[6].

Что касается того самого «райского сада наслаждений», попасть в который якобы мечтали все «федаины», что эту легенду среди европейцев впервые широко озвучил известный итальянский средневековый путешественник Марко Поло. В его литературных опусах содержится пространный рассказ о том, как начинающих «федаинов» приглашали в дом Хасана ибн Саббаха («Храм первой ступени на пути в Рай»), где обильно одурманивали при помощи больших доз гашиша.

«Обкуренный» терял сознание и просыпался в прекрасном саду в окружении молодых девушек, которые играли роль гурий, выполняя все его самые сокровенные желания и прихоти. После того, как будущий ассасин пресыщался всевозможными удовольствиями, гурии ему снова давали наркотик, а затем верные слуги возвращали вновь «отключившегося» начинающего киллера в дом «деда Хасана».

Будущий фидаин в низаритском райском саду наслаждений, созданном по распоряжению коварного «деда Хасана». Источник: https://dzen.ru/a/Z6PjgMB7RE8y9OPv
Будущий фидаин в низаритском райском саду наслаждений, созданном по распоряжению коварного «деда Хасана». Источник: https://dzen.ru/a/Z6PjgMB7RE8y9OPv

После пробуждения кандидат в федаины, зачарованный, загипнотизированный, одурманенный и жестоко обманутый наркотическими иллюзиями был готов на всё, в том числе на убийства и самопожертвование, лишь бы как можно скорее оказаться в том самом волшебном и вечном Раю. Именно по этой причине многие ассасины, исполнив «заказ» не скрывались с места преступления. Они исполнили волю «Властелина Горы», и теперь ожидали после казни своей, пусть и мучительной, скорейшего попадания в низаритский Рай.

Отечественный доктор исторических наук, известный востоковед, социолог и специалист по восточным религиям Леонид Сергеевич Васильев относительно Рая, обещанного Хасаном ибн Саббахом своим адептам и последователям, приводит следующий комментарий: «Внушая будущим фидаинам, что смерть во имя веры – прямая дорога в рай, наставники юношей стимулировали их рвение гашишем; приведенных под его воздействием в возбуждение учеников иногда приводили в скрыто устроенный сад, где их приветливо встречали красивые девушки. Будучи в полной уверенности, что они побывали в раю, юноши не сомневались в истинности слов наставников и были готовы на все, чтобы заработать пропуск в рай… Готовые на все и подбадривавшие себя гашишем, ассасины по заданию шейха проникали в лагерь противника и точным ударом кинжала убивали намеченную жертву»[7].

С конца XI века крепость Аламут стала главным центром по подготовке профессиональных убийц, которых сначала называли «саббахитами», затем «воинами крепостей», а уже после – «федаинами». Именно их европейцы первыми среди прочих народов и назвали «ассасинами», что в переводе со средневекового французского означает «убийцы».

К концу жизни Хасана ибн Сабаха школы по подготовке «фидаинов» получили повсеместное распространение по всей территории Низаритского исмаилитского государства. К длительному циклу обучения допускали далеко не всех, кто жаждал встать на самую низшую ступень Ордена низаритов-исмаилитов. В школы и центры подготовки набирали наиболее способных, физически сильных, морально устойчивых, а главное фанатично преданных «Владыке Горы» учеников.

«Фидаинов» учили искусному владению всеми видами оружия, известного тогда на Ближнем Востоке. Однако главным и «фирменным» орудием убийства ассасинов на протяжении всего их существования оставался нож или кинжал. Будущих киллеров-исмаилитов обучали различным иностранным языкам, искусству маскировки, навыкам разведчика, вербовщика, умению перевоплощения, основам самых разных профессий, которые могли «фидаину» пригодиться в будущем для исполнения задания.

-4

Очень важным был тот факт, что во время выполнения своей миссии ассасинам ради достижения поставленной цели дозволялось лгать под присягой и даже сменить своё вероисповедание. После успешного выполнения задания имя убитого записывались на специальной табличке «павших святых героев». На сегодняшний день известно, что при жизни Хасана ибн Саббаха было составлено 49 табличек с именами «фидаинов», убивших высокопоставленных врагов низаритов, и погибших при выполнении задания[8].

Очень подробное и детальное описание подготовки ассасинов, воспитания их мотивации и требуемого состояния морального духа приводят в своём историческом исследовании уже неоднократно упоминавшиеся авторы – отец и сын Александр и Максим Андреевы:

«Подготовкой покушения занимались много посвященных, включая тайных союзников и агентов в лагере врага. Часто подготовка и ожидание удобного момента занимали годы. Ассасины в совершенстве владели главным оружием фидаев – отравленным кинжалом. Они владели многими иностранными языками, могли принять любое обличье – странствующего дервиша, купца, учителя, нищего, воина, господина, сторонника любой религии, могли проникнуть в любое ближайшее окружение любой жертвы…

Ассасины были убеждены в правоте своих действий и всегда были готовы к самопожертвованию. Их возбуждала вековая ненависть сыновей крестьян к несправедливым правителям, богачам, знати. Ассасины всегда шли на огромный риск, многие совершали убийства неоднократно, всякий раз уходя от преследования и от погони. Успешное совершение убийства и благополучное возвращение ассасина-фидая в "Горное гнездо", всегда сопровождалось семидневными народными празднествами»[9].

Главная особенность тактики «фидаинов» заключалась в том, что они (пусть не всегда и не с первой попытки) устраняли «сильных мира сего» – влиятельных, авторитетных, а главное хорошо и надёжно охраняемых государственных и религиозных деятелей. Ассасины убивали великих визирей, султанов, эмиров, атабеков, крупных военачальников и полководцев, высших аристократов и представителей самых разных правящих династий – «принцев крови».

Чтобы усилить впечатление и морально-психологический эффект, «фидаины» зачастую совершали убийства при свете дня и в общественных местах в присутствии десяток или даже сотен свидетелей. Ассасины совершали убийства суннитских проповедников, религиозных деятелей, богословов и даже имамов, если те в своих проповедях и речах обличали еретическую сущность шиитской веры, в частности исмаилизма и низаритского учения.

Подводя итог сегодняшней публикации, её автору хотелось бы привести фрагмент из научного исследования Джеймса Вассермана – известного среди эзотериков американского писателя, оккультиста и члена Ордена Восточных Тамплиеров: «Ассасины превратились в сильное оппозиционное движение, черпающее свою силу в слабости и раздробленности своих противников. Каждая низаритская крепость представляла собой особую штаб-квартиру, из которой направлялись местные военные действия, и которая служила убежищем для людей, спасающихся от сельджукских войск. Низариты проявляли завидную гибкость во всех своих тактических приёмах, заключая союзы или прибегая к оружию в зависимости от конкретных условий. Патриотизм и религиозный пыл, свойственный воину-низариту, делали его сильным и энергичным противником»[10].

-5

Ну, и напоследок очень коротко рассмотрим такой вопрос: а что о «фидаинах»/«ассасинах» знали их современники из Европы и Утремера? Испанский раввин Вениамин бен Иона из испанского города Тудела в период с 1166 по 1171 гг. совершил длительное и очень познавательное путешествие по Средневековому Востоку, посетив Палестину, Иерусалимское королевство, Сирию, владения Багдадского халифата и Персию. Позже в своих путевых заметках он коротко упомянул о людях, которых окружающие называли «хашиших».

На сегодняшний день Вениамин бен Иона из Тудели считается первым европейским путешественником, оставившим письменные свидетельства о низаритах, дошедшие до нашего времени: «…они внушают страх своим соседям, убивая даже королей, причем ценой собственной жизни… они не исповедуют исламскую веру, но следуют своему предводителю, которого почитают пророком; по его повелению всё исполняют, по его слову отправляют на смерть. Величают они его Шейхом ал-Хашишином, и он известен как их Старец. Слово его для этих горцев – закон»[11].

Более подробное, детальное и приближенное к истине описание Ордена низаритов-исмаилитов составил Гийом Тирский – самый известный придворный историк Иерусалимского королевства, архиепископ, видный церковный деятель, главный канцлер и личный биограф Амори I. В своём фундаментальном историческом сочинении «История священной войны христианских государей в Палестине и на Востоке»[12], придворный иерусалимский хронист передаёт следующую информацию об ассасинах:

«В провинции Тир, в Финикии[13], и в преддверии Тортосы живет племя людей, имеющих десять крепостей вкупе с прилегающими к ним земельными владениями. Как мы не раз слышали, число тех людей приблизительно 60 000 человек или, возможно, больше. У них существует обычай избирать руководителя не по праву наследования, но на основе его достоинств. По избрании такого главу они величают Старцем, презрев более высокие титулы. Их послушание и повиновение ему таково, что ничто не почитают они чересчур жестоким или слишком сложным и охотно выполняют даже наиболее опасные его повеления.

Так, например, если кто-то из знатных вельмож посмеет выказать ненависть или недоверие этим людям, вождь вложит в руки одного или нескольких своих последователей кинжал; те сразу же исполнят задание, не считаясь с последствиями сего акта или возможностью расстаться с жизнью. С великим терпением люди эти будут выжидать столько, сколько потребуется, пока наконец не случится удачный момент, чтобы исполнить поручение вождя. Ни христиане, ни сарацины не знают, откуда взялось это наименование – ассассины (ассассини)»[14].

Нападение ассасина на знатного мусульманского вельможу. Источник: https://yandex.ru/images
Нападение ассасина на знатного мусульманского вельможу. Источник: https://yandex.ru/images
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Андреев А. Р., Андреев М. А. Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, дервиши, басмачи. – М.: Интернет-издательство Ridero // Электронная библиотека КНИГИ. 2010-2025. URL: https://4italka.site/nauka_obrazovanie/istoriya/287223/fulltext.htm (дата обращения 22.05.2025).

[2] - Кейтли Т. Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья. – М.: Центрполиграф, 2011. [Электронная версия]. С. 59.

[3] - Рыжов В. А. Низаритское государство ассасинов // Военное обозрение. 15.06.2022. URL: https://topwar.ru/197628-nizaritskoe-gosudarstvo-asassinov.html (дата обращения: 22.05.2025).

[4] - Lewis Bernard. The Assassins: A Radical Sect in Islam. – New York: Basic Books, 1968. Р. 12;

- Васильев Л. С. История религий Востока. Учебное пособие для ВУЗов. – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. С. 430-432;

- Дафтари Ф. Легенды об ассасинах: Мифы об исмаилитах: Пер. с англ. – М.: Ладомир, 2009. С. 85;

- Вассерман Д. Тамплиеры и ассасины. – СПб.: Евразия, 2008. [Электронная версия]. С. 76;

- Кейтли Т. Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья. – М.: Центрполиграф, 2011. [Электронная версия]. С. 62.

[5] - Дафтари Ф. Легенды об ассасинах: Мифы об исмаилитах: Пер. с англ. – М.: Ладомир, 2009. С. 85-87;

- Lewis Bernard. The Assassins: A Radical Sect in Islam. – New York: Basic Books, 1968. Р. 12.

[6] - Андреев А. Р., Андреев М. А. Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, дервиши, басмачи. – М.: Интернет-издательство Ridero // Электронная библиотека КНИГИ. 2010-2025. URL: https://4italka.site/nauka_obrazovanie/istoriya/287223/fulltext.htm (дата обращения 22.05.2025).

[7] - Васильев Л. С. История религий Востока. Учебное пособие для ВУЗов. – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. С. 432.

[8] - Рыжов В. А. Низаритское государство ассасинов // Военное обозрение. 15.06.2022. URL: https://topwar.ru/197628-nizaritskoe-gosudarstvo-asassinov.html (дата обращения: 22.05.2025).

[9] - Андреев А. Р., Андреев М. А. Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, дервиши, басмачи. – М.: Интернет-издательство Ridero // Электронная библиотека КНИГИ. 2010-2025. URL: https://4italka.site/nauka_obrazovanie/istoriya/287223/fulltext.htm (дата обращения 22.05.2025).

[10] - Вассерман Д. Тамплиеры и ассасины. – СПб.: Евразия, 2008. [Электронная версия]. С. 70.

[11] - Benjam in of Tudela. The Itinerary of Benjamin of Tudela / Ed. and tr. Marcus N. Adler. – London, 1907. Р. 16-19.

[12] - чаще всего этот труд публикуется под более коротким названием – «История деяний в заморских землях».

[13] - современное средиземноморское побережье Сирии и Ливана.

[14] - Дафтари Ф. Легенды об ассасинах: Мифы об исмаилитах: Пер. с англ. – М.: Ладомир, 2009. С. 71.

-7

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Саладина. Тернистый путь к заветной цели» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Борьба за наследие Нур ад-Дина Занги

Часть 2-я. Новый хозяин Дамаска

Часть 3-я. Правильный расчёт и эффективная стратегия

Часть 4-я. Новый и опаснейший враг «Защитника Веры»

Часть 5-я. Легендарные ассасины крупным планом

Часть 6-я. Схватка с Орденом всемогущих убийц

-8

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)