Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Саладина. Тернистый путь к заветной цели. Часть 4-я. Новый и опаснейший враг «Защитника Веры»

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке С тех пор, как осенью 1171 года Салах ад-Дин окончательно низложил в Каире правящую династию Фатимидов, а в египетских мечетях и медресе зазвучали проповеди, молитвы, наставления и поучения, произносимые имамами-суннитами, у Саладина появился новый – очень опасный, коварный и вездесущий враг, окутанный ореолом таинственности, эзотерики и мистификации. Этим врагом был Орден ассасинов. На самом деле термин орден в данном случае слишком высокопарный, во многом ошибочный и надуманный. Ряд авторов вместо слова Орден употребляют такие понятия, как исмаилитская секта, тайная организация воинствующих исмаилитов, тайное общество шиитов и даже средневековое исламское экстремистское подполье. Для того чтобы предельно точно разобраться в достаточно сложном и запутанном вопросе – кто же такие ассасины на самом деле, необходимо совершить исторический экскурс. В одной из публикаций предыдущего цикла, посвященного
Оглавление

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке

С тех пор, как осенью 1171 года Салах ад-Дин окончательно низложил в Каире правящую династию Фатимидов, а в египетских мечетях и медресе зазвучали проповеди, молитвы, наставления и поучения, произносимые имамами-суннитами, у Саладина появился новый – очень опасный, коварный и вездесущий враг, окутанный ореолом таинственности, эзотерики и мистификации. Этим врагом был Орден ассасинов.

На самом деле термин орден в данном случае слишком высокопарный, во многом ошибочный и надуманный. Ряд авторов вместо слова Орден употребляют такие понятия, как исмаилитская секта, тайная организация воинствующих исмаилитов, тайное общество шиитов и даже средневековое исламское экстремистское подполье.

Для того чтобы предельно точно разобраться в достаточно сложном и запутанном вопросе – кто же такие ассасины на самом деле, необходимо совершить исторический экскурс. В одной из публикаций предыдущего цикла, посвященного жизнеописанию Салах ад-Дина, коротко рассматривалась тема главных отличий ислама суннитского и шиитского толка. Для того, чтобы дальнейшее повествование было понятно и не вызывало затруднений восприятия тем, кто не читал указанную статью, рекомендуется ознакомиться с данной публикацией, перейдя по этой ссылке.

Шиитское исламское вероучение на протяжении всего своего существования никогда не было единым. В нём к середине ХI века сформировались несколько ответвлений, не имевших принципиальных различий с основами шиитского вероучения. Мусульмане-шииты верили, что однажды воскреснет и явится на Землю один из двенадцати имамов – прямых потомков Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и одновременно зятя Пророка Мухаммеда. Этот воскресший праведный (с точки зрения шиитского вероучения) имам возьмёт на себя священную миссию и станет Махди – спасителем всего человеческого рода, погрязшего в бесчисленных грехах.

Первоначально разница в ответвлениях шиитского вероучения заключалась лишь в том, какому именно имаму отдавали предпочтение мусульмане-шииты. Подавляющее большинство шиитов верили, что мессия – это их двенадцатый и последний имам – Абуль-Касим Муха́ммад ибн аль-Хаса́н аль-Махди. Последователей и адептов 12-го имама называли «двунадесятниками» или «двенадцатиричниками».

Вторым среди шиитов по значимости и количеству адептов был их седьмой имам – Исмаил ибн Джафар аль-Мубарак[1]. Собственно говоря, имамом он так и не стал, поскольку отец лишил его права наследования титула и верховной власти. Однако сотни тысяч шиитов убеждёно считали, что именно Исмаил аль-Мубарак является их законным лидером и седьмым имамом. Как уже говорилось в предыдущих публикациях, последователей Исмаила ибн Джафара аль-Мубарака называли исмаилитами, а их религиозную доктрину – исмаилизмом.

На этой карте Ближнего Востока и Центральной Азии территории, находившиеся в последней трети XII века под контролем исмаилитов-низаритов, выделены в отдельные локации в форме квадрата и прямоугольника. Жёлтым цветом обозначены территории латинских государств Утремера. Оранжевым цветом окрашены владения мусульманских государств, розовым – Византийской империи, серым – Киликийского армянского царства. Фиолетовым цветом заштрихованы территории бывшего Фатимидского халифата, прекратившего своё существование в сентябре 1171 года. Источник: https://stopgame.ru/blogs/topic/96959/podlinnaya_istoriya_assasinov_2_ch_ii
На этой карте Ближнего Востока и Центральной Азии территории, находившиеся в последней трети XII века под контролем исмаилитов-низаритов, выделены в отдельные локации в форме квадрата и прямоугольника. Жёлтым цветом обозначены территории латинских государств Утремера. Оранжевым цветом окрашены владения мусульманских государств, розовым – Византийской империи, серым – Киликийского армянского царства. Фиолетовым цветом заштрихованы территории бывшего Фатимидского халифата, прекратившего своё существование в сентябре 1171 года. Источник: https://stopgame.ru/blogs/topic/96959/podlinnaya_istoriya_assasinov_2_ch_ii
Замки и горные крепости исмаилитов-низаритов на Ближнем Востоке и в Персии. Источник: https://yandex.ru/images
Замки и горные крепости исмаилитов-низаритов на Ближнем Востоке и в Персии. Источник: https://yandex.ru/images

Часть шиитских общин была убеждена, что роль Махди и уготована их пятому праведному имаму – Зейду ибн Али, внуку шиитского имама-мученика Гуссейна (иначе – Хуссейна или Хосейна). Эта шиитская ветвь получила название «пятеричники» или «зейдиты» («зейдиды»). Позже «пятеричники» разделились на три группы, которые признавали право верховной власти в шиитских общинах за тремя разными потомками Зейда ибн Али. Были

В январе 1094 года в Каире скончался могущественный халиф Маад ибн Али аль-Мустансир Биллах[2], правивший Египтом на протяжении 60 лет. Незадолго до собственной смерти он назначил своим преемником ни старшего сына-наследника – Абу Мансура Низара аль-Мустафау Лидиниллаха, а его младшего брата – Абуль-Касима Ахмада аль-Мустали Биллаха. Всесильный египетский визирь Аль-Афдаль Шаханшах поддержал аль-Мустали Биллаха.

Абу Мансур Низар, разумеется, не стал мириться с предсмертной волей отца, выступив в начале 1095 года против великого визиря и младшего брата. Попытка поднять восстание в Александрии провалилась. Абу Мансур Низар был схвачен и брошен в тюрьму, где вскоре и погиб при невыясненных обстоятельствах.

Эти события вызвали раскол среди шиитских общин не только в Египте, но и на просторах всего Ближнем Востока. Значительная часть шиитов, проживавших в Северо-Восточной Африке, на Аравийском полуострове и на территории современного Пакистана, признала своим халифом аль-Мустали Биллаха. Его сторонники и адепты получили название «мусталиты».

Шииты, признавшие своим истинным верховным правителем Абу Мансура Низара, стали называться «низариты». Подвергаясь многочисленным гонениям, преследованиям и репрессиям со стороны режима аль-Мустали Биллаха и его верного визиря аль-Афдаля Шаханшаха, низаритам на первых порах пришлось покинуть владения Фатимидского халифата, либо уйти в подполье. С начала ХII века низариты нашли пристанище на территории современного Ирана, Ирака и западной части Сирии.

Подлинный расцвет низаритского вероучения связан с именем Хаса́на ибн Сабба́ха (иначе – Хасан ибн Али ибн Мухаммед ас-Саббах ал-Химьяри). Рассказ о спорных фактах его ранней биографии, длительном периоде обучения богословию и различным гуманитарным наукам в персидском городе Рей, а затем в Каире займёт несколько публикаций. Также целый цикл статей потребуется, чтобы подробно рассказать о том, как формировались религиозные воззрения Хасана ибн Саббаха и его концепция обновленного шиитского учения.

Выделим лишь наиболее важные достижения этого человека, которого современные шииты-низариты считают едва ли не святым гуру – своим учителем и вдохновителем. Прежде всего, Хасан ибн Саббах является основателем собственной державы, которую европейская историческая традиция чаще всего называет Низаритским исмаилитским государством.

Здесь и далее потексту размещены наиболее известные изображения Хасана ибн Али ибн Мухаммеда ас-Саббаха ал-Химьяри. Источник: https://yandex.ru/images
Здесь и далее потексту размещены наиболее известные изображения Хасана ибн Али ибн Мухаммеда ас-Саббаха ал-Химьяри. Источник: https://yandex.ru/images

В современной научно-исторической и справочной литературе последователей Хасана ибн Саббаха часто называют обобщающим термином «низариты» (или «исмаилиты-низариты»). Со времён Второго крестового похода жители стран Латинского Востока (Утремера) и Западной Европы называли государственное образование, основанное Хасаном ибн Саббахом, Орденом ассасинов.

Низаритское исмаилитское государство не имело чётких границ. Оно включало в себя два основных территориальных ядра – горную систему Эльбурс, расположенную в северной части современного Ирана, а также горный хребет Ансария (иначе – Эн-Нусайрия или Джебель-Ансария), простирающийся в западной части нынешней Сирии – с севера на юг вдоль Средиземного моря.

Первой столицей Низаритской державы и местом постоянного пребывания Хасана ибн Саббаха стала высокогорная и неприступная крепость Аламут. Она возвышалась на высоте 2163 метра над уровнем моря и была специально выстроена на отдельно стоящем утёсе высотой около 200 метров. Сегодня руины Аламута («Замка Хассана Саббаха») находятся примерно в ста километрах от Тегерана.

Современные российские историки – отец и сын – Александр Радьевич и Максим Александрович Андреевы аргументировано, предельно ясно и чётко сформулировали суть главных деяний основателя Низаритского исмаилитского государства: «Хасан-ас-Саббах создал новое религиозное учение, радикальное по своей сути – "Дават-и-джадит" – "призыв к новой вере". В его основе была вера в "скрытого" имама, приход которого народ связывал с установлением общества социальной справедливости. Обожествление имамов стало характерной особенностью учения Хасана-ас-Саббаха, который очень четко сформулировал цель создания Ордена ассасинов – уничтожение политической власти Сельджуков, освобождение населения и территории Ирана от их господства.

Основой учения было не только признание семи божественных имамов. В Ордене ассасинов была установлена суровая дисциплина. Хасан-ас-Саббах не стал создавать большой армии – веками войска многочисленных правителей резались друг с другом, принося государям с новыми завоеванными землями горы трупов, разорения, разрушения и страдания обездоленного народа. Глава Ордена использовал или создавал массовые народные движения. Тактика ассасинов заключалась в применении индивидуальных убийств и террористических действий, которые стали главным методом и способом деятельности Ордена»[3].

Тайная организация, созданная Хассаном ибн Саббахом, как и другие средневековые ордена, имела, строгую сакральную иерархическую основу, состоявшую из семи ступеней. Вступившие в Орден низаритов-исмаилитов, переходя от ступени к ступени, узнавали, постигали и приобщались к всё новым и новым тайнам.

Развалины замка Аламут, современное состояние. Источник: https://mebstroy.com/foto/krepost-alamut.html
Развалины замка Аламут, современное состояние. Источник: https://mebstroy.com/foto/krepost-alamut.html
-6
-7

На самой низшей – седьмой ступени находились рядовые члены ордена – «фидаины» (иначе – «фидаи» или «фидави»). Главной их обязанностью было беспрекословное исполнение смертных приговоров, вынесенных старшими иерархами Ордена. В переводе с арабского «фидаин» означает «жертвующий». В персидском языке термин «фидаин» имеет более широкий смысл и обозначает человека, который жертвует собой во имя веры или идеи.

Чуть позже, когда о деятельности «фидаинов» будет рассказано подробно, читатель поймёт, насколько трудно было «жертвующим» перейти на следующий уровень посвящения. Если это всё-таки случалось, то «фидаин» переходил на шестую ступень, становясь «рафиком» («рефиком»), что в переводе арабского означает «товарищ». Точные функции «товарищей» не известны, но, скорее всего, они помогали старшим наставникам в обучении «фидаинов».

Через несколько лет безупречного служения интересам Ордена низаритов-исмаилитов «рафик» переходил на пятую ступень, получая статус (звание) «ласика» – «причастного к тайне». «Ласики» постигали первоосновы тайного учения Ордена, в которых помимо традиционных идей и ценностей ислама присутствовали элементы древних восточных религий – зороастризма и буддизма, а также некоторые положения метафизики Аристотеля.

Посвященные, шагнувшие на четвёртую ступень посвящения, получали степень, которая назвалась «да'и» (иначе – «даи»,«дай» или «даис»). Современные арабисты и востоковеды переводят этот термин, как «старший проповедник» или «старший наставник». Из перевода следует и основная функция «да'и» – проповеди среди нижестоящих членов Ордена в рамках своей компетенции и, конечно же, только с разрешения вышестоящих иерархов-низаритов.

Пятая ступень посвящения давала члену Ордена статус «да'и аль-Кабир», что можно перевести как «высший проповедник» или «великий наставник». Постигая тайное низаритское учение «высшие да'и» узнавали, что текст Корана нужно понимать не в прямом, а в переносном и даже аллегорическом смысле. Однако открывшийся им истинный смысл сур и аятов[4] следует до нужного времени скрывать от «непосвященных».

Ранг «да'иаль-Кабир» имели лишь семь членов Ордена. Все они являлись «хранителями священной тайны» или «хранителями священного учения», а потому скрывали ото всех свои лица под белыми капюшонами, снабженными прорезями для глаз. Все они подчинялись только Великому Владыке Ордена низаритов-исмаилитов, скрытому от посторонних глаз, таинственному «Горному Старцу».

Первым Великим Владыкой, занимавшим шестую иерархическую ступень, был Хассан ибн Саббах. В западноевропейской исторической традиции считается, что избранные и удостоенные высочайшей аудиенции члены Ордена непосредственно при личном обращении к нему, произносили почтительное местоимении «сейдна» («сидна»), которое означает «мой господин». Также в ярде европейских источников указывается, что Хассан ибн Саббах носил титул «шейх аль-Джебал» («Властелин Горы»), который средневековые хронисты толковали и переводили неправильно – «Старец Горы»[5].

Седьмую – высшую ступень иерархической структуры Ордена занимал имам. Как уже говорилось прежде, в основе шиитской веры лежит доктрина (постулат) о том, что один из двенадцати «правильных» имамов-шиитов не умер, а скрылся от людей, чтобы делиться сокровенными знаниями об истинной вере только избранными и посвящёнными учениками своими.

Хассан ибн Саббах, выдавая себя за того самого избранного ученика, никогда и никому не называл имени своего высочайшего наставника. «Властелин Горы» внушал своим адептам, что внимает учению и проповедям «сокровенного» («скрытого») имама, чьё имя нельзя называть до прихода Махди – мессии, который восстановит торжество и главенство исмаилитской веры на Земле.

Таким образом, Хассан ибн Саббах взял на себя функции «заместителя» того самого «скрытого» имама, так и оставшегося навсегда инкогнито даже для самых ближайших сподвижников – «да'и ад-Ду'ат» и «да'иаль-Кабир». Став заместителем или, скорее, «ВрИО скрытого имама», Хассан ибн Саббах, взошёл на высшую – седьмую ступень Ордена, получив фактически неограниченные полномочия, и как правитель Низаритского исмаилитского государства, и как верховный судья, и как глава Ордена, и как высший духовный учитель-наставник.

Иерархическая структура Ордена низаритов-исмаилитов, составленная на основе фундаментального исторического расследования Томаса Кейтли «Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья». – М.: Центрполиграф, 2011. Как видно из представленной пирамиды, её автор-составитель «упустил» или целенаправленно проигнорировал пятую ступень и соответствующий ей ранг «да'иаль-Кабир». Источник: https://stopgame.ru/blogs/topic/96959/podlinnaya_istoriya_assasinov_2_ch_ii
Иерархическая структура Ордена низаритов-исмаилитов, составленная на основе фундаментального исторического расследования Томаса Кейтли «Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья». – М.: Центрполиграф, 2011. Как видно из представленной пирамиды, её автор-составитель «упустил» или целенаправленно проигнорировал пятую ступень и соответствующий ей ранг «да'иаль-Кабир». Источник: https://stopgame.ru/blogs/topic/96959/podlinnaya_istoriya_assasinov_2_ch_ii

Очень интересную интерпретацию низаритского вероучения и главенствующей роли в нём самого Хассана ибн Саббаха излагает Вольфганг Викторович Акунов – известный российский историк, публицист, специалист по средневековым тайным обществам, военным и духовным рыцарским орденам:

«Вождь требовал от своих учеников слепого подчинения потому, что он один знал истину. Тем адептам, которые выражали ему полное подчинение, вождь гарантировал райские кущи. Всем остальным он гарантировал адские муки. Тюрки, по его учению, не являлись людьми. Христиане и иудеи, с его точки зрения, также людьми в собственном смысле этого слова не являлись. Мусульмане, не исповедующие исмаилизм в низаритском, и притом именно проповедуемом Хассаном ибн Саббахом варианте (неважно, сунниты, шииты или исмаилиты), были, по его учению, тоже "почти не люди" (недочеловеки, германские национал-социалисты первой половины ХХ века назвали бы их "унтерменшами").

…Хассан ибн Саббах был поистине человеком выдающейся энергии и таланта, прирожденным лидером, преуспевшим в совершении невероятного. Высоко одаренный "даис" сумел превратить забитых и привычно покорных чужеземным завоевателям персидских крестьян, искусно совращенных им в новую ересь, в удивительно упорных воинов, в которых, казалось, каким-то чудом воскресла древняя доблесть богатырей ахеменидского, парфянского и сасанидского Ирана»[6].

Изучая жизненный путь Хасана ибн Саббаха, можно смело сделать вывод о том он превратил резонансные убийства в настоящее искусство и своеобразный эффективный инструмент устрашающего воздействия на своих политических, духовных и религиозных оппонентов. Джеймс Вассерман – современный американский автор, известного своими историческими оккультными и эзотерическими изысканиями, а также принадлежностью к Ордену Восточных Тамплиеров, подчёркивал, что главная заслуга Хасана ибн Саббаха заключалась в достижении им «наибольших политических преимуществ при наименьших затратах человеческих жизней, создавая более гуманный метод разрешения политических споров, чем резня на поле боя, сопровождающая традиционные формы улаживания конфликтов»[7].

Хасан ибн Саббах прожил долгую жизнь. Он скончался 12 июня 1124 года в своей резиденции, находившейся в цитадели Аламута. Если средневековые биографы «Владыки Горы» не ошиблись с его датой рождения, которая чаще всего обозначается 1037-ым годом, то основатель Ордена низаритов-исмаилитов прожил 86 или 87 лет земной жизни, прежде чем попасть в свой знаменитый Рай.

Лучшей эпитафией Хасану ибн Саббаху могут служить слова, принадлежащие уже упоминавшимся современным авторам – Александру и Максиму Андреевым: «Хасан-ас-Саббах сам занимался воспитанием и обучением своих сторонников, которые шли к нему со всех земель Ближнего и Среднего Востока. С Хасаном-ас-Саббахом многие связывали борьбу с "неправедными государями" и установление социальной справедливости. Почти сорок лет Хасан-ас-Саббах руководил созданным им Орденом ассасинов.

Во всей округе ходили легенды о его смелости, принципиальности, суровости. Он отказался от личного обогащения – это было известно всем. Он не стал создавать собственной династии, осудив на смерть собственных сыновей – одного за убийство великого даи в Кугистане, которого Хасан-ас-Саббах хотел назначить своим преемником, второго – за нарушение заповедей Корана; говорили, что он выпил вина. О самом основателе Ордена ассасинов говорили, что его строгая жизнь внушает доверие и почтение»[8].

-9
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - полное имя его в арабской традиции звучит как Абу́ Муха́ммад Исма’и́л ибн Джафа́р аль-Муба́рак.

[2] - полное имя его на арабском языке звучит как Абу Тамим Маад ибн Али аль-Мустансир Биллах аль-Фатими.

[3] - Андреев А. Р., Андреев М. А. Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, дервиши, басмачи. – М.: Интернет-издательство Ridero // Электронная библиотека КНИГИ. 2010-2025. URL: https://4italka.site/nauka_obrazovanie/istoriya/287223/fulltext.htm (дата обращения 21.05.2025).

[4] - Сура – это отдельная глава Корана, включающая в себя несколько аятов. Аят в переводе с арабского означает «знамение» или «чудо». Среди мусульманских богословов принято считать, что аят – это наименьшая структурная единица текста Корана. Если проводить аналогию с Библией, то аят условно можно сравнить с понятием «стих». Самая короткая сура – «аль-Каусар», в ней всего три аята. Самая длинная сура – «аль-Бакара» состоит из 286 аятов. Всего в Коране насчитывается 114 сур и 6236 аятов.

[5] - Кейтли Т. Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья. – М.: Центрполиграф, 2011. [Электронная версия]. С. 60.

[6] - Акунов В. В. Про орден низаритов и его соседей // Литературный портал Проза.ру. 2000-2025. URL: https://proza.ru/2024/04/03/884 (дата обращения: 21.05.2025).

[7] - Вассерман Д. Тамплиеры и ассасины. – СПб.: Евразия, 2008. [Электронная версия]. С. 74.

[8] - Андреев А. Р., Андреев М. А. Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, дервиши, басмачи. – М.: Интернет-издательство Ridero // Электронная библиотека КНИГИ. 2010-2025. URL: https://4italka.site/nauka_obrazovanie/istoriya/287223/fulltext.htm (дата обращения 21.05.2025).

-10

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Саладина. Тернистый путь к заветной цели» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Борьба за наследие Нур ад-Дина Занги

Часть 2-я. Новый хозяин Дамаска

Часть 3-я. Правильный расчёт и эффективная стратегия

Часть 4-я. Новый и опаснейший враг «Защитника Веры»

Часть 5-я. Легендарные ассасины крупным планом

Часть 6-я. Схватка с Орденом всемогущих убийц

-11

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)