В 1936 году министерство авиации Франции выпустило спецификацию на двигатель мощностью 2000 л.с. (1491 кВт), предназначенный для установки на летающие лодки, которые должны были выполнять трансатлантические полеты. Самолет должен был перевозить не менее 40 пассажиров и 500 кг груза на расстояние 6000 километров при встречном ветре со скоростью 60 км/ч. К этому времени компания Hispano-Suiza уже выпускала двигатели 12Y, развивавшие мощность 1000 л.с. (746 кВт), и ее инженеры изучали способы эффективного удвоения этого двигателя. Усилия разработчиков компании привели к созданию 24-цилиндрового авиационного двигателя Hispano-Suiza 24Y.
Основная идея создателей двигателя Hispano-Suiza 24Y заключалась в использовании как можно большего количества компонентов двигателя 12Y. Двигатель Hispano-Suiza 12Y представлял собой 12-цилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения. Каждый блок из шести цилиндров вместе с головками цилиндров был отлит как единое целое. Двигатель 12Y имел диаметр цилиндра 150 мм, ход поршня 170 мм и общий рабочий объем 36,05 литров. 12Y-50 был одним из последних и самых мощных вариантов двигателя; при 2500 оборотах в минуту он развивал мощность 1100 л.с. (820 кВт).
24-цилиндровый двигатель Hispano-Suiza 24Y имел Н-образную вертикальную схему расположения блоков цилиндров: два блока цилиндров располагались вертикально над картером, другие два блока цилиндров – вертикально под ним. Коленчатый вал приводился в действие каждой парой верхнего и нижнего блоков цилиндров. Четыре алюминиевых блока цилиндров двигателя 12Y-50 [1] устанавливались на картере двигателя 24Y. Каждый блок цилиндров включал в себя по два клапана на цилиндр, один верхний распределительный вал и вертикальный приводной вал распределительного вала. Поршни со степенью сжатия 7 к 1 были соединены с полым неразъемным коленчатым валом с помощью вильчатых и внутренних шатунов, и все компоненты были от двигателя 12Y. Каждый коленчатый вал имел шесть колен и опирался на семь коренных подшипников. Двухсекционный алюминиевый картер состоял из верхней и нижней частей и являлся уникальным конструктивным узлом двигателя 24Y.
В задней части двигателя каждый коленчатый вал приводил в движение односкоростной нагнетатель, частота вращения которого в 10раз превышала частоту вращения коленчатого вала. Нагнетатели создавали наддув 2,3 фунта на квадратный дюйм (0,16 бар; 15,8 кПа). Отдельные впускные коллекторы подавали воздух от каждого нагнетателя к верхнему и нижнему блокам цилиндров на одной стороне двигателя. Вдоль каждого впускного коллектора располагались три карбюратора. Каждый из 12 карбюраторов двигателя подавал топливно-воздушную смесь в пару цилиндров.
Свечи зажигания (по две на цилиндр) приводились в действие четырьмя магнето, расположенными в задней части двигателя. Над каждым нагнетателем располагалось по два магнето. Четыре топливных насоса были установлены под нагнетателями и между ними. Левая и правая стороны двигателя имели отдельные системы охлаждения, а под каждым нагнетателем располагался насос для подачи охлаждающей жидкости.
В передней части двигателя каждый коленчатый вал имел шестерню с 28 зубьями, которая входила в зацепление с 55-зубчатой шестерней редуктора воздушного винта. Эта комбинация обеспечивала передаточное число редуктора воздушного винта 0,509 к 1. Между каждым коленчатым валом и его ведущим зубчатым колесом был установлен гаситель крутильных колебаний Sarazin. Были изготовлены две версии двигателя 24Y, которые отличались друг от друга приводом воздушного винта. Двигатель 24Y Type 82 был разработан для приведения в действие соосных винтов противоположного вращения. В этом двигателе один коленчатый вал приводил в движение внутренний карданный вал, в то время как другой коленчатый вал приводил в движение внешний карданный вал. Двигатель 24Y Type 90 был разработан для использования воздушного винта одностороннего вращения и мог выпускаться в двух вариантах, отличающихся друг от друга вмещающей редуктор носовой частью, которая могли быть обычной длины или увеличенной длины. Некоторые источники утверждают, что 24Y Type 90 имел приспособления для стрельбы из пушки через полую втулку воздушного винта, но фотографии показывают, что это было маловероятно.
Двигатель Hispano-Suiza 24Y имел диаметр цилиндра 150 мм и ход поршня 170 мм. Общий рабочий объем двигателя составлял 72,10 литра. На взлете двигатель 24Y при 2500 оборотах в минуту развивал мощность 2200 л.с. (1641 кВт). На высоте 3300 метров двигатель 24Y при 2400 оборотах в минуту развивал максимальную мощность 2000 л.с. (1491 кВт), а крейсерская мощность на высоте 3300 метров при 2250 оборотах в минуту составляла 1500 л.с. (1119 кВт). Удельный расход топлива двигателя составлял 304 г/кВт×ч. Двигатель 24Y Type 82 имел длину 1,97 метр, ширину 0,93 метра и высоту 1,30 метр. Масса двигателя составляла 1000 кг. Двигатель 24Y Type 90 имел те же ширину и высоту, что и Type 82, но с удлиненным корпусом редуктора был на 1,03 метр длиннее; общая длина составляла 3,00 метра. Масса двигателя 24Y Type 90 была указана в 980 кг.
Точное время, когда состоялся первый запуск двигателя 24Y, остается неизвестным. Первый публичный показ двигателя 24Y состоялся в ноябре 1938 года на проходившем в Парижа международном авиасалоне. В большом дворце был представлен двигатель 24Y Type 90, который привлек большое внимание. К несчастью для руководства компании Hispano-Suiza, это внимание не привело к заказам. К 1939 году начало войны в Европе уже было неизбежно, и инженеры компания Hispano-Suiza сосредоточили свои усилия на разработке нового двигателя 12Z. Двигатель 12Z представлял собой следующий за 12Y шаг в эволюции создававшихся в компании Hispano-Suiza V-образных 12-цилиндровых рядных двигателей жидкостного охлаждения. Война прервала разработку двигателя 12Z, но позднее 12Z послужил вдохновением для создания другого 24-цилиндрового двигателя, который был известен как 24Z и который по конфигурации был аналогичен 24Y. Сомнительно, что 24Y когда-либо поднимался в воздух.
Было изготовлено лишь небольшое количество двигателей 24Y; вероятно, один Type 82 и один Type 90 с удлиненным корпусом редуктора. В годы Второй Мировой войны двигатель 24Y Type 90 исчез. В конце войны двигатель 24Y Type 82 оказался в Польше. Скорее всего, этот двигатель был частью авиационной коллекции Германа Геринга, которую в конце Второй Мировой войны перевезли в Польшу, чтобы уберечь ее от повреждений во время бомбардировок союзников. В настоящее время двигатель Hispano-Suiza 24Y Type 82 без оригинального вала воздушного винта является часть экспозиции краковского музея польской авиации.
[1] в некоторых источниках утверждается, что на 24Y использовались блоки цилиндров двигателя 12Y-51. Авиамоторы 12Y-50 и 12Y-51 были, по сути, одним и тем же двигателем, единственным отличием было направление вращения коленчатого вала. Если смотреть спереди, то вал воздушного винта двигателя 12Y-50 вращался по часовой стрелке, тогда как у 12Y-51 он вращался против часовой стрелки. Блоки цилиндров двигателей 12Y-50 и 12Y-51 были одинаковыми.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/aviaczionnye-dvigateli-hispano-suiza-24y-type-82-i-type-90-francziya/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉