Верочка – босиком, в наброшенной поверх ночной рубашки маманюшкиной шали – неслышно остановилась на пороге детской. Крошечный Сашенька уже не плакал. Да и можно ли плакать в такой славной, уютной люлечке, – её батянечка сам сделал. Можно ли плакать, когда маманюшка тихонько и ласково поёт:
-Прилетели гуленьки…
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Спать сыночку не давать.
Ой, вы, гули, не воркуйте,
Дайте Сашеньке поспать…
Анна Васильевна подняла взгляд, улыбнулась. Покачала головою:
-Что ж не спишь, дочушка? А в гимназию завтра!.. Разбудил тебя Сашенька?
Верочка на цыпочках подошла к матери, обняла её. Счастливо прикрыла глаза: мягкие светло-русые маманюшкины волосы пахли ромашкою… Про это и батянюшка недавно говорил… а Верочка случайно подслушала. Отец тогда коснулся губами маминых волос:
- Ромашкой пахнут, Анюта…
А мама строго и всё же чуть стыдливо отстранилась. Объяснила:
- С Верочкой Сашу купали. Я сухую ромашку запаривала… с чередою.
-Ромашка ты моя…
От батянюшкиных слов Верочка затаила дыхание: как хорошо!.. Как хорошо, что отец сказал маме эти слова… Батянюшка – самый красивый, рослый и сильный… И Верочке очень нравится, когда он – так застенчиво… – говорит маме ласковые слова, ромашкой её называет…
Мать поцеловала Веру:
- Поздно уже. Иди, моя хорошая, ложись.
- Да я уж и задремала, маманюшка… И сквозь дрёму услышала, как ты Сашеньке колыбельную поёшь: прилетели гуленьки… сели возле люленьки. Я помню, как ты мне её пела… и так захотелось снова послушать, – ровно я снова маленькой стала… Давай, маманюшка, я покачаю Сашеньку? А ты поспи.
- А кто у нас гимназистка?.. И у кого завтра первый урок – арифметика? И кого классная дама, Анастасия Михайловна, на целый день поставит у доски, ещё и после уроков оставит, – потому что на уроках не положено клевать носом? Тебе надобно хорошенько выспаться.
-Я лишь немного посижу с тобою, маманюшка. Батюшка помогает тебе, а сейчас он в отъезде, и тебе одной – целыми днями! – тяжело с маленьким…
- Спаси Христос, дочушка, – что жалеешь меня. Да только Сашенька у нас – не капризный, покладистый. С ним и горюшка – никакого.
Верочка вскинула серые, с чуть приметной густой синевою вечернего неба, глаза:
- А я, маманюшка?.. А со мною тебе тяжело было?
Мать прижала к себе Веру, поцеловала в тёплую макушечку:
-И вовсе не тяжело. Мы с отцом так хотели, чтоб у нас была дочушка, что каждая минута – днём ли, ночью ли, – нам радостью была. Одно лишь: Сашенька у нас крепеньким родился, – как и положено мужичку, – улыбнулась мать. – А ты совсем крошечной была, оттого – слабенькой. Понятно: тревожились мы с батюшкою, чтоб ты у нас окрепла, здоровенькою росла. – Анна Васильевна снова поцеловала Верочку: – И ведь выросла, расхорошая наша, красавица.
Так светло на душе от маманюшкиной нежности… Только отчего в её голосе, в пролесково-синих глазах – затаённая грусть?
Сердечко подсказало Верочке:
- А батянечка когда вернётся? Скучаешь ты без него, маманюшка?
-Через неделю и вернётся. Как с делами управится. А дел в этот раз у него много: о поставках угля надо договориться на солеваренном заводе. Ещё – о строительстве новой шахты.
Батянечка рассказывал Верочке, что скоро будут строить новую шахту… И про то, как ждут их уголь на солеваренном заводе. А сейчас Вере хотелось услышать другое… Только маманюшка не сказала, что скучает по отцу.
Мамина строгость к отцу порою казалась Верочке холодною водой в реке, – вот как бывает позднею осенью, в предзимье… И отзывалась в девчоночьем сердце неясной, такою же холодной, тревогой. Может быть, оттого, что отца в эти дни не было дома… и они с мамой вдвоём сидели у Сашиной колыбели, Верочка решилась. Взяла мамину ладошку, прижалась к ней щекою:
- Маманюшка!..
- Что, хорошая моя?
- А ты… Любишь ли ты батюшку?
Верочка вспыхнула – от своей смелости… Что, если её вопрос покажется маме дерзостью?..
А мать ответила совсем просто, разве что – чуть устало:
- За что ж мне не любить его. Таких достойных людей, как отец, нечасто встретишь.
Не то…
Другие слова надеялась услышать Верочка.
Она быстро опустила глаза – хотя в неярком и мягком свете свечи под плетёным абажуром маманюшка вряд ли могла заметить в них горькое разочарование…
А мама почувствовала. Сдержанно велела:
- Пора, Верочка: ложись спать. Спаси Христос, что о брате тревожишься, что посидела со мною.
Вера послушно отправилась в свою комнату.
Анна Васильевна проводила дочку взглядом, грустновато улыбнулась: кажется, лишь вчера Андрей убаюкивал Верочку на своих ладонях: такою крохой она была. А сейчас их гимназистка уж вон какие вопросы задаёт матери…
… Замуж за Андрея Кислякова Анюта Лукина вышла, едва ей шестнадцатая осень минула: так велел отец. А нравился Анюте другой…
Сердце замирало в счастливой тревоге, когда ловила на себе Алёшкин взгляд. Дом Кореневых – через дорогу. Аня с Алёшкою росли вместе. С другими соседскими ребятами бегали в Парамонову балку – за грушами-дичками, или за Ковыльный курган – посмотреть издалека на орлиное гнездо. Случалось, дрались, – так, что рубашки рвали друг другу. А когда им обоим пошёл пятнадцатый год, вдруг оказалось, что они стесняются встречаться взглядами… стесняются разговаривать, как прежде. И всё же при случайных встречах оглядывались друг на друга. А однажды встретились на берегу Луганки – тогда Троица была, и новосветловские парни с девчонками собрались у реки. Анюте и стыдно было, – оттого, что Алёшка Коренев так смотрит на неё, и хотелось, чтоб он смотрел… и жалко его стало – до слёз, когда она заносчиво отвернулась от него… Анютка незаметно отошла от подруг. Алексей догнал её за прибрежным ивняком. Она боялась оглянуться, хотя знала, что он стоит за спиною… дыхание его слышала. А он встал перед нею, протянул горсть земляники – где нашёл только, так рано поспевшую:
- Тебе это. Красивая ты, Ань.
Аня жарко покраснела:
- Выдумал тоже…
И Алёшка покраснел, но всё равно повторил:
- Ты самая красивая из всех девчонок. Ты… самая лучшая. Хочешь, – прокачу тебя на Буране, верхом? Приходи завтра за дорогу, что к монастырю идёт.
Буран – вороной конь с шахтёрской конюшни. Коней Анютка по-девчоночьи боялась, особенно – такого норовистого, как молодой и горячий Буран. Но – даже дух захватило от счастья: верхом на коне, с Алёшкой… Затылком его дыхание чувствовать…
Так всё и было… Буран, казалось, не по степи мчался, а – летел над ковыльными волнами, над сизо-зелёной полынью, наперегонки с горьковатым запахом.
Потом Алёшка с Никитой, старшим братом, работали на погрузке угля. Встретились уже в конце лета, – когда картошку копали за рекою: огороды Кореневых и Лукиных – рядом. Алексей выбрал минутку, негромко спросил:
-Грушу знаешь – за криницей? Придёшь? Я ждать буду.
А зимою, на Масленицу…
Анютка впервые сама блинов напекла. Маманя улыбнулась:
- Получились.
Аня перевела дыхание: блины и правда вышли пышными да румяными. Маманюшка сложила их на блюдо, прикрыла полотенцем, – мужики с парнями уж расставили под блины столы вдоль улицы: каждая новосветловская хозяйка знает, что нынче всех поселковых надо угощать блинами.
Анютка поставила блюдо на стол, оглянулась в нетерпении: искала глазами Алёшку Коренева.
А на неё с чуть удивлённою улыбкой смотрел Андрей, сын купца Кислякова. Анютка растерялась – под его внимательным, откровенно любующимся ею взглядом… отчего-то испугалась даже. А Андрей сбил на затылок шапку, чуть двинул сильными плечами и сквозь толпу прошёл к столу с блинами. Выбрал Анютины:
- Вкусные. Сроду не пробовал таких. Сама пекла? Пойдём, Анна Васильевна, – в санях прокачу. Тройку запряг – для тебя одной.
Анютка ещё больше испугалась. Подружка, Катерина, что-то со смехом говорила ей… Аня отмахнулась, убежала домой.
- Что рано так? – поинтересовался отец. – Гулянье – в самом разгаре, а ты – во двор.
- Не хочется, батюшка. И… замёрзла ещё.
Батя скрыл в глазах насмешку:
-Смотри, Анютка: жениха пропустишь. Девки у нас в Новосветловке – не робкого десятка. Уведут парня подружки твои, – не задумаются.
- Какого парня… какого жениха, батюшка? – вспыхнула Анюта.
Батя с матерью переглянулись.
-Ладно, мала ещё. К осени посмотрим, – усмехнулся отец.
Продолжение следует…
Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11
Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16
Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы»