Автор: Николай Чувиков
Знаете, как отличить просто талантливого музыканта от гения? Когда обычный талант говорит, что он записал средненький и простенький альбом, то на выходе мы получаем воистину проходное творение, которые быстро утопает в пучине истории. Когда же то же самое говорит гений, то на самом деле финальный результат получается просто восхитительным - пусть и не идущим ни в какое сравнение с его лучшими работами. Девин Таунсенд - гений. Думаю, с этим никто спорить не будет (а если будет, то пусть идёт в угол и думает о своём поведении!!!). Именно поэтому, когда он в своём послании фэнам пояснил, что "Powernerd" является записью прямолинейной и сугубо эмоциональной, то я даже не расстроился, а воодушелся. Ибо, не смотря на свою репутацию мастера прога и авангарда, Девин всегда умел писать действительно классные, мелодичные и запоминающиеся, но при этом простые песни.
На протяжении последних лет десяти Таунсенд работал над своим магнум-опусом - массивной симфонической рок-оперой "Moth", которая, в теории, должна стать апофеозом его творчества. Так вот на "Powernerd" вошли те песни, которые показались Девину слишком простыми, традиционными или предсказуемыми. Музыкант никогда не скрывал своего увлечения классическим тяжёлым металлом (от NWOBHM до американского спид-метала), и соответствующие элементы часто проникали на его альбомы (причём не только сольного творчества - Strapping Young Lad иключением не является). Своего пика эти веяния достигли в формате проекта Devin Townsend Project, и если я и могу сравнить "Powernerd" с каким-либо альбомом прошлого, то это, скорее всего, будут такие записи как "Epicloud" и "Sky Blue". То есть да - альбом 2024 не является очередной революцией творчества Девина - это на удивление предсказуемый и знакомый по звучанию лонгплей. И вы знаете что? - это классно.
Как я уже говорил выше, Девин умеет писать классные и простые песни. "Christeen", "Life", "War", "Slow Me Down", "Vampira", "Lucky Animals", "Bend It Like Bender!", "Save Us Now", "Sky Blue" - этот список шедевральных хитов можно продолжать очень долго. И я рад сообщить, что "Powernerd" продолжает эту славную и плодотворную традицию. Правда, с некоторыми оговорками.
Таунсенд прямо заявил о том, что последние два года были чрезвычайно сложными для него в эмоциональным плане - несколько раз даже звучала фраза "самый сложный период в жизни". Соответственно, нет ничего удивительного в том, что на "Powernerd" нет того оголтелого оптимизма, что присутствовал на "Epicloud". Это не "диско-метал", как его описывали в 2012 году, и даже не поп-метал, как люди говорят сейчас. "Powernerd", при всей своей тяжести, звучит меланхолично, томительно и чувственно, да и вокальная подача Девина оказывается как никогда эмоциональна. Очевидно, что представленные на альбоме песни очень много значат для музыканта, и именно поэтому они звучат искренне и ярко. Думаю, никто не будет отрицать, что музыка - это терапия для души, и "Powernerd" является очевидным подтверждением этого утверждения.
Зато любители тяжёлого саунда могут успокоиться: если "Lightwork" показался кому-то легковесным и излишне мелодичным альбомом, то на "Powernerd" Девин с размахом возвращается к своим массивным и трёхмерным риффам и даже не гнушается любимой им "стены звука" (или "шума", как говорят некоторые критики). Конечно, это не Strapping Your Lad и даже не "Deconstruction", но тяжесть очевидно является одним из жизнеполагающих элементов "Powernerd". Хотя если кто-то из вас, дорогие мои читатели, хочет возвращения к саунду Strapping Young Lad, то... зачем?... Девин давно уже вырос из этого звучания, да и большинству его фанатов оно не нужно. Тяжесть - вещь вторичная и она очевидно уходит на задний план под напором таких композиционных элементов как мелодика, гармонии, сложность и т.д. Лично я бы посчитал возврат к корням очевидным шагом назад для Таунсенда - а назад оглядываются только неудачники.
Теперь же побудем дьяволами и погрузимся в детали. Скажу сразу: "простая музыка" в контексте Девина Таунсенда - это не есть "простая музыка" любой другой группы. Например, даже если заглавный трек и является очевидно прямолинейным хард-рок номером в духе прото-хэви, он всё равно может похвастаться беспредельно профессиональным сведением, яркой подачей, на удивление закрученной мелодией и многослойностью аранжировок (я уж не говорю про многогранный вокал самого Девина - он вообще вне конкуренции). То же можно сказать и про мелодичную "Knuckledragger", которая буквально насквозь пропитана фирменным таунсендовским юмором и тонким троллингом своей любящей аудитории. И это мне показалось, или же я услышал здесь нотки Magnum? Дальше же - больше.
"Falling Apart" медленно нагнетает атмосферу и взрывается неторопливыми, но массивными и органичными риффами, которые сразу напомнили мне об "Accelerated Evolution". Не самый любимый мой альбом маэстро, но даже невооружённым взглядом видно, как же повзрослел он с того (уже давнего) времени. Драматичный припев пробирает до самых костей, а вариативность вокала Девина просто поражает. Атмосфера буквально сочится из колонок, и слушатель медленно и уверенно проваливается в другой мир - мир одного из самых необычных людей в среди современной рок-музыки. "Younger Lover" же возвращает слушателя в течение одного из самых прогрессивных альбомов Таунсенда - "Terria". Это как раз один из моих любимых альбомов маэстро, а посему я не могу не оценить этот фантастический трип к бывшим свершениям.
Однако, как я уже говорил выше, оглядываться - не в традициях Девина. Именно поэтому на таких треках как "Ubelia" и "Goodbye" он уверенно смотрит вперёд и экспериментирует с жанрами, которые раньше, по тем или иным причинам, обходили его творчество стороной. Если на "Ubelia" можно услышать элементы дрим-попа и шугейза, то на эклектичной "Goodbye" Девин будто вдохновился классическим европауэром и выдал один из самых бодрых треков на альбоме. Маэстро даже расщедрился на полноценное гитарное соло, что отнюдь не свойственно его безмному величеству. "Jainism" тоже весьма необычна: с одной стороны, это очевидно один из самых тяжёлых треков на альбоме, который удовлетворит истекающих слюной любителей многотонных наковальней, но, с другой стороны, здесь заметны элементы спейс-рок и психоделики, которые придают песня трансцендентную и потустороннюю атмосферу.
Опять же, никаких революций. Особо придирчивые критики даже могут обвинить Девина в топтании на месте и самоповторах. Однако, я считаю, что даже в таком предсказуемом формате Таунсенд записал на удивление сильный, яркий и драматичный альбом с классными мелодиями и несколькими интересными решениями. Иногда нет смысла стоять на баррикадах - иногда хочется просто уютно посидеть дома: с хорошей компанией и вкусной выпивкой. Более того, "Powernerd" - альбом, который был нужен Девину. Музыка - инструмент его борьбы с самим собой, и запись 2024 года очевидно помогла ему справиться с тяжёлыми временами. Кто знает - может она поможет и вам.
__________________________________________________________________________________________ Понравилась рецензия? - а я ещё и книги пишу!
НОВЫЙ ТИРАЖ романа "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" наконец поступил в магазины:
ЗАВЕРШЁННЫЙ черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения ТУТ.
________________________________________________________________________________________
Прошлые публикации про ДЕВИНА ТАУНСЕНДА:
- Ретроспектива: STRAPPING YOUNG LAD - Heavy As A Really Heavy Thing (1995)
- Ретроспектива: Punky Brüster - Cooked In Phonics (1996)
- Ретроспектива: STRAPPING YOUNG LAD - City (1997)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - Ocean Machine: Biomech (1997)
- Ретроспектива: STRAPPING YOUNG LAD - No Sleep 'till Bedtime (1998)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - Infinity (1998)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - Physicist (2000)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - Terria (2001)
- Ретроспектива: STRAPPING YOUNG LAD - Strapping Young Lad (2003)
- Ретроспектива: THE DEVIN TOWNSEND BAND - Accelerated Evolution (2003)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - Devlab (2004)
- Ретроспектива: STRAPPING YOUNG LAD - Alien (2005)
- Ретроспектива: THE DEVIN TOWNSEND BAND - Synchestra (2006)
- Ретроспектива: STRAPPING YOUNG LAD - The New Black (2006)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - The Hummer (2006)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - Ziltoid The Omniscient (2007)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND PROJECT - Ki (2009)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND PROJECT - Addicted (2009)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND PROJECT - Deconstruction (2011)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND PROJECT - Ghost (2011)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND PROJECT - Epicloud (2012)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - The Retinal Circus (2013)
- Ретроспектива: CASUALTIES OF COOL - Casualties Of Cool (2014)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - Z2 (2014)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND PROJECT - Transcendence (2016)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - Empath (2019)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - The Puzzle (2021)
- Ретроспектива: DEVIN TOWNSEND - Snuggles (2021)
- Рецензия: DEVIN TOWNSEND - Lightwork (2022)
- ТОП-10 АЛЬБОМОВ 2022 ГОДА - по версии Николая Чувикова - ЧАСТЬ 1
#devintownsend #powernerd #progressivemetal #avantgardemetal #Канада