Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: DEVIN TOWNSEND - Lightwork (2022)

Автор: Николай Чувиков

Последние десять лет были по-настоящему турбулентными для творчества Девина Таунсенда. Мало того, что он распустил своё феноменально успешное начинание Devin Townsend Project, так ещё он начал активно экспериментировать с жанрами, то смещаясь в сторону форменного металлического авангарда ("Empath"), то заигрывая с электроникой и эмбиентом ("The Puzzle" и "Snuggles"), то жонглируя всеми своими сокрытыми личностями и выдавая одну безумную песню за другой во время ковидных ограничений (дошло даже до кавера на The Vengaboys). Так что нет ничего удивительного, что рано или поздно канадский виртуоз встал на музыкальном перепутье и задался вопросом: куда дальше? По словам самого Девина, "Lightwork" стал одним из самых сложных его альбомов для записи, так что его наполнение не может не интриговать. Не будем забывать, что это говорит человек, который вполне мог выдать по три альбома за год, которые не только не теряли в плане качества, но удивляли своими непредсказуемостью и жанровым разнообразием. Так что же нам предлагает Девин образца 2022 года?

Парадокс, но если проводить параллели с прошлым творчеством Таунсенда, то "Lightwork" больше всего напоминает мне о "Ki", первом лонгплее в серии Devin Townsend Project, который отличался единением медитативного и трансцендентного саунда и сырой металлической тяжести. Конечно, это ни в коем случае не самоповтор и уж тем более не самоплагиат, но очевидно заметно, что во время записи "Lightwork" Девин находился в процессе музыкальной разрядки. Если вспомнить первобытную тяжесть некоторых треков на "Empath" и сущий экспериментально-электронный беспредел одного из самых странных альбомов прошлого года "The Puzzle", то становится вполне очевидно, что музыкант эту передышку более чем заслужил. Так что песни стали чуть попроще и чуть полегче, и даже квази-тяжёлые гитарные партии нынче звучат лишь как громовой отголосок дальней грозы. Однако это ни в коем случае не плохо - Девин на то и Таунсенд, что славится своим разнообразным и нон-конформистским творчеством. Так что на "Lightwork" есть как и более прямолинейные номера (которые вполне можно описать как Pop Metal), так и прогрессивно-роковые треки, написанные под влиянием King Crimson, Van Der Graaf Generator и классической психоделики.

Если же говорить про мелодии, то "Lightwork" является чуть ли не самым ярким альбомом Девина со времён "Sky Blue" - каждая песня запоминается с первого же прослушивания, а некоторые мотивы проникают так глубоко под кожу, что заменяют собой кровоснабжение и питают сердце и мозг получше изотонических растворов. Особенно это касается таких песен как "Lightworker" и "Call Of The Void", где Девин радует как своими многогранными инструментальными партиями, так и восхитительными припевами, проникновенными и воодушевляющими. Восхитительная и умиротворяющая атмосфера создаётся как акустическими гитарами и медитативными ритмами, так и обильными клавишными, которые погружают слушателя в тёплые воды таунсендовской фантазии. "Dimensions" же вполне можно назвать одной из самых электронных песен Девина за всю его карьеру, и он справляется с ней на самый высший балл. Однако стоит при этом отметить, что Таунсенд никогда не чурался электроники и индастриала, и это было заметно даже в формате Strapping Young Lad.

Не обошлось и без толики безумия, которое всегда проходило сквозь творчество Девина пусть и не красной, но тоже вполне себе пёстрой нитью. "Factions" невольно напомнила мне о ранних днях сольной карьеры Девина, когда он ещё не до конца понимал, что хочет от своей музыки, а посему просто бросал в горнило все свои идеи без разбора. Это порождало воистину озадачивающие песни, которые до сих пор кажутся слишком сумасшедшими для нашего с нами мира. На "Factions" заметно нечто похожее, да и сам Девин, кажется, получил от этого трека особое удовольствие. "Starchasm Pt.2" вполне уютно почувствовала бы себя на одной из частей дилогии о Зилтоиде - инопланетянине с большой любовью к кофе. Однако, опять же, эти проблески беспредела достаточно приструнены - Девин будто бы решил выпустить своих демонов на прогулку, но побоялся снять с них намордники.

И, честно говоря, эта приструнённость и является главным недостатком альбома. "Lightwork" - восхитительная запись, которая демонстрирует нам сразу несколько уникальных личностей множественного внутреннего мира Девина, но, по окончанию финальной песни, невольно чувствуется, что Таунсенд будто бы побоялся сделать тот самый последний шаг, что отделяет отличный альбом от шедевра. Многие слушатели "винят" в этом Гарта Ричардсона - внезапного продюсера "Lightwork" ("внезапного" - потому что, в подавляющем количестве случаев, Девин продюсирует свои альбомы собственноручно), который помогал канадскому мультиинструменталисту с подбором треков (он также работал с такими группами как Mudvayne, Rage Against The Machine, Melvins и иже с ними). Однако я не уверен, что дело заключается исключительно в Гарте - просто Девин всегда был человеком момента: каждый его альбом передаёт слушателю его психологическое и ментальное состояние в тот или иной момент времени. Если в 2019 году Девин был полон новых идей и был готов к новому витку развития своего сольного творчества, то после противоречивых событий последних трёх лет он очевидно чувствует в себе определённую неуверенность; в себе ли, в своём ли творчестве, в окружающем ли его мире - не суть важно. Однако именно эта неуверенность стала лейтмотивом "Lightwork" - на удивление противоречивого, но от этого не менее впечатляющего альбома Таунсенда.

Для тех же кому мало - есть ещё бонус диск в лице "Nightwork". Туда Девин включил те песни, которые показались ему интересными, но которые, по той или иной причине, не вошли в основной треклист. Там вас ждёт ещё больше старого-доброго безумия и экспрессивного авангарда, а звучание оказывается гораздо более тяжёлым и металлизированным. Если уж так говорить, то я встречал в сети мнения, что "Nightwork" оказывается гораздо интереснее для прослушивания чем "Lightwork", и даже если я не согласен с таким утверждением, то действительно отрадно, что у нас есть подобная альтернатива.

Купить мою первую книгу "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно здесь:
Лабиринт: https://www.labirint.ru/books/876888/
Буквоед: https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112

#devintownsend #lightwork #progressivemetal #progressiverock #avantgarde #Канада