Автор: Николай Чувиков
Революции продолжались. В 2006 году Девин признался в одном из интервью, что всю свою музыку до этого момента он писал под влиянием каких-либо сторонних веществ, будь то прописанные ему лекарства, или же разрушительные наркотики. Дошло до того, что музыкант начал искренне бояться того, что он потеряет весь свой талант, если только не будет под чем-то. В связи с этим он решил не только поменять свой музыкальный уклад, но и всё своё бытие - причём отразилось это не только на его полном отказе от наркотиков, но и на его внешнем виде. Девин целеустремлённо сбрил свою фирменную разлапистую причёску ("skullet", как её называли журналисты) и приобрёл вид более-менее порядочного человека. На некоторое время он прекратил заниматься собственной музыкой и подался в продюсирование, что продлилось недолго, ибо музыкант не почувствовал от этой работы никакого удовлетворения. Так что спустя пару лет он просто взял в руки гитару и снова начал сочинять музыку, только на этот раз без наркотиков, таблеток или алкоголя. Абсолютно осознанное решение, которому можно только поаплодировать (сказал Коля, потягивая Bailey's). Так началось время, которое Девин описал как "период, во время которого он научился творить без наркотиков".
Для нас же как для слушателей гораздо интереснее тот факт, что Таунсенд практически полностью изменил свою музыкальную концепцию, основав один из своих самых значимых проектов - Devin Townsend Project. За два года музыкантом было написано больше шестидесяти песен, которые были поделены им на четыре категории - интроспективную, задорную, брутальную и медитативную. Соответственно, Девином было сразу же задумано четыре полноформатных альбома, которые бы отражали его новые творческие веяния и все стороны его внутреннего буйства. Вместе с этим он решил не набирать постоянную группу, а каждый раз работать с новыми музыкантами, которые отражали бы ту или иную грань его музыки. Для записи первого лонгплея Devin Townsend Project он позвал к себе в студию малоизвестного басиста Жана Савое, клавишника Дэйва Янга (Ten Ways From Sunday, Terror Syndrome и The Matinée) и культового ударника Дюриса Максвелла (Jefferson Airplane, The Temptations, Heart, Powder Blues Band, Bobby Taylor & the Vancouvers и т.д.), который, несомненно, является наиболее неожиданным выбором.
Такое сочетание музыкантов, а также неостановимая фантазия Таунсенда породили действительно уникальный альбом, который был встречен критиками с восторгом, а поклонниками - с самыми противоречивыми мнениями. Зато в наши дни "Ki" можно смело назвать одним из лучших творений музыканта - настолько эта запись самобытна и неординарна. На первый взгляд она кажется спокойной и интроспективной, но при этом Девин не жадничает и регулярно ошарашивает слушателя сверхтяжёлыми гитарами и настоящим брутальным гроулом. В этом и заключалась одна из основных идей пластинки - она построена на контрастах и намерено не даёт слушателю надолго засесть в зоне комфорта. Вместе с этим Таунсенд с самого начала решил записать альбом, который вступает в незримую битву с так называемой "войной громкости", а то есть склонности музыкальной индустрии к постепенному увеличению громкости записываемой музыки. "Ki" звучит приструнённо и намеренно избегает "стены шума" - стилистического приёма, который был как раз-таки популяризирован Девином, среди прочих.
Если говорить про жанровость, то здесь можно сколько угодно блуждать в потёмках: "Ki" прокатывается от трансцендентного пост-рока ("Coast") до агрессивного прогрессива ("Gato") и даже временами намекает на экстремальный метал ("Disruptr"). Каждый трек на альбоме нагнетает музыкальную атмосферу, будто бы готовя слушателя к безумному апофеозу, но потом намерено останавливается и даёт ему выдохнуть - таким образом на альбоме создаётся уникальная внеземная атмосфера. Невольно создаётся ощущение, что разумом Девина завладели инопланетные силы (может даже сам Зилтоид), которые игнорируют все каноны земного песнетворчества.
Однако на этом разнообразие альбома не заканчивается: на роскошной "Trainfire" Девин будто бы пробуждает в себе дух Элвиса Пресли и поёт в его узнаваемой манере, а сама стилистика песни сочетает метал, рок-н-ролл и кантри. "Heaven's End" немного более прямолинейна, но может порадовать захватывающей мелодией и очень харизматичной инструментальной подачей. "Lady Helen" воспринимается как классическая радио-рок-баллада из середины восьмидесятых и с лёгкостью тронет за душу даже самого скептичного сноба. "Ain't Never Gonna Win" же является настоящей импровизацией, которую четверо музыкантов записали в студии, ни о чём предварительно не договариваясь.
В плане лирики "Ki" является своеобразной прелюдией к гораздо более значимой теме, которую музыкант начал раскрывать перед своими слушателями на своих последующих студийных работах. Девин повествует слушателям о борьбе со своими внутренними демонами, принятии самого себя, обретённой им способности говорить "нет", а также об отказе от разрушительных зависимостей - и речь здесь идёт не только о наркотиках. К примеру, "Trainfire" рассказывает о зависимости человека от порнофильмов, которые создают в его сознании неправильное и извращённое восприятие секса и даже могут навредить его личной жизни (при неумеренном просмотре, конечно же - на самом же деле психологи уже не раз доказывали, что умеренный просмотр эротических и порнографических фильмов только лишь идёт человеку на пользу).
Интересно отметить, что даже если Девин и затрагивает на альбоме достаточно сложные темы психологической картины индивидуума, "Ki" не воспринимается как проповедническая или агитационная работа. Нынче в интернете расплодилось великое множество специалистов по саморазвитию и самопринятию, которые намерено охотятся за заблудившимися в себе личностями и, играя на их слабостях и чувствах, зарабатывают на них деньги, навязывая им примитивные, невежественные и антинаучные идеи и практики, однако относить к таковым Таунсенда никак нельзя. Он не пропагандирует никакую религию и/или учение и не призывает нас следовать за ним - он просто рассказывает слушателям свою историю и делится своим опытом, находя лечение не в ложных и временами даже разрушительных идеалах, но в музыке. И это дорогого стоит.
На данный момент я смело могу назвать "Ki" одной из лучших работ Девина, но, что самое интересное - дальше было ещё лучше!
P.S.: Как всегда, этот альбом не найти на Яндекс Музыке...
#devin townsend #devin townsend project #ki #progressive rock #progressive metal #blues rock #канада