Найти тему

Немного про чайную науку и дешевый улун

В китайских научных новостях наткнулся на заметку, в которой описывается эксперимент по внесению в технологическую цепочку производства улунов пары этапов, более характерных для производства черного чая — скручивания и достаточно длительной ферментации. Опыт получился удачным — нашим китайским коллегам произведенный по гибридной технологии чай понравился. Он сохранил фирменные улунские фруктовые и цветочные ароматы, но стал менее терпким и более богатым на вкус.

www.sciencedirect.com
www.sciencedirect.com

Вообще, на первый и, если можно так выразиться, романтический взгляд, такой эксперимент выглядит немного странно. Оставим сейчас без внимания тот факт, что длительная ферментация улунов — давно уже не эксперимент, а вполне себе рабочий технологический этап. Используемый, например, при производстве Пэн Фэнов. Да и запихнуть чайные листья в роллер после или вместо барабанного встряхивания тоже ни капельки не сложно, так что улуны по технологии, включающей черночайные этапы, уже производятся. А мысль о том, что ученые экспериментировали с технологией производства чая ради любопытства и в свое удовольствие я тоже предлагаю отбросить как малорациональную.

Давайте вместо этого просто представим производителя хорошего улуна — Тегуаньини там какой, или Шуйсяна — к которому вдруг приходят ученые и говорят: «А давайте немного поправим вашу технологическую цепочку. Мы тут попробовали, реально круто получается». Что скажет таким ученым производитель хорошего улуна? Правильно. «Уходите, нехорошие злые ученые», — скажет им производитель. И будет совершенно прав. Хотя бы потому, что после таких радикальных корректировок технологической цепочки и Тегуаньинь будет уже не совсем Тегуаньинем, и Шуйсян — не Шуйсяном. Покупатели такого выхода за стилистические рамки не поймут — хоть уссылайся на высокую науку.

Я, конечно, сильно утрирую. В реальной жизни довольно просто подбить человека на любой блудняк через честолюбие там или жадность. У любого продавца и производителя есть затаенный страх упустить свой шанс стать миллионером. Мало того, если предложить производителю не невнятные эксперименты, а нормальную технологическую схему с экономическим обоснованием, то шансы внедрить что-то новое резко повышаются — этим, собственно, и занимаются разные чайные научные и исследовательские структуры. И упомянутое исследование может быть нормальной частью их работы по созданию и внедрению новых технологий обработки чайного листа.

Но если предположить ситуацию, когда ученые поставили опыт и побежали к производителям, то в случае с производителями дорогого и хорошего чая шансы на результативность такой пробежки у них минимальны.

Но все меняется, если речь идет не о хороших улунах, которые по четным числам приносит феникс с горы, а по нечетным — дракон на хвосте, а об улунах простых и дешевых. Которые продаются по четыре доллара за килограмм. И обычно контейнерами — ну то есть десятками тонн. Такие улуны обычно даже названия никакого специального не имеют и продаются, например, под мощной маркировкой Broken Oolong. Не, там конечно могут быть еще какие-либо дополнительные цифры к названию приписаны, обозначающие грейд чая — но информативность этих цифровых кодов за рамками конкретного акта коммерческой коммуникации обычно близка к нулю. А Broken Oolong — это четко и ясно.

Такого дешевого улуна, как несложно догадаться, продается и покупается гораздо больше, чем улунов под разными знаменитыми названиями, иногда даже защищенными на разных уровнях. И принципиальным отличием этих улунов от улунов именных является даже не цена. И не качество. А степень влияния покупателя на характеристики готового чая. Ну то есть этот самый покупатель пробует улун по четыре доллара за килограмм и говорит что-то типа «Хороший чай. Если бы у него еще был вкус понасыщеннее и цвет поярче, я бы сто тонн взял». И производитель чая не устраивает в ответ на такое предложение истерику и не рвет на себе чанпао с криком «я сорок лет чай делаю, а тут понаехали хмыри городские и хотят странного». И не включает сноба со словами: «Ну походи по рынку, может и найдешь чего». А говорит «сделаем» и идет ставить задачу своим производственникам. Ибо сто тонн. А не 18 килограмм.

Вот как раз в таких случаях и пригождаются разные хитрые приемчики типа описанных в упомянутом ранее исследовании. Включение в технологическую цепочку производства чая дополнительных этапов —- это повышение управляемости потребительскими характеристиками готового продукта. Пригодится это или нет — вопрос десятый. Главное — иметь такую возможность. Так что добавляя в производство улунов скручивание и долгую ферментацию, китайские ученые ставили скорее производственный, нежели научный эксперимент. Который нужен не столько для высокой науки, сколько для решения насущных производственных задач крупными производителями недорогого чая.

Еда
6,93 млн интересуются