Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Пропеллер с одной лопастью – почему после удачных испытаний почти 90 лет назад эта идея не получила распространения?

В 1937 году в американском Балтиморе совершил первый в истории полет самолета с однолопастным пропеллером. Об этом сообщалось в журнале Popular Mechanics весной 1937 года, а через месяц заметка об этом появилась и в советском журнале «Наука и жизнь». Но, оказывается, эта идея не была забыта и спустя годы, в 1961 году ее пытались реализовать немцы, но воз и ныне там, то есть, идея так и не вышла из стадии экспериментов.

Самолет с однолопастным пропеллером Bo-103, совершивший свой полет в Германии в 1961 году
Самолет с однолопастным пропеллером Bo-103, совершивший свой полет в Германии в 1961 году

Когда-то давно я прочитал в каком-то журнале о самолете с пропеллером, который имел всего одну лопасть. Этот самолет был назван монокоптером, и в качестве прототипа был немецкий самолет Bolkow Bo-103. Демонстрация полета с однолопастным винтом была произведена 14 сентября 1961 года, самолет показал отличные результаты, но дальнейшего распространения эта концепция не получила. Самолет сегодня экспонируется в авиационном музее города Бюкебурга, Германия.

Однако, оказывается, первопроходцами в этом деле были вовсе не немцы, а американцы, и впервые полетел однолопастный самолет еще в 1937 году в США. Вчера я случайно нашел в одном старом советском журнале заметку об этом, и спешу предъявить ее своим читателям. А пока что ищу новые материалы об однолопастных пропеллерах с целью выяснить, почему такое ценное изобретение так и не получило распространения.

Замектка "Пропеллер с одной лопастью"
Замектка "Пропеллер с одной лопастью"

Журнал «Наука и жизнь», №6, 1937 г.

ПРОПЕЛЛЕР С ОДНОЙ ЛОПАСТЬЮ

Автор: А. М.

Один авиаконструктор из Балтиморы (США) продемонстрировал в марте 1937 г. самолет, который присутствовавшим при демонстрировании сначала показался машиной, только что потерпевшей аварию. Вместо привычного пропеллера на носовой части самолета виднелся словно ампутированный деревянный обломок с одной лопастью.

Смелый опыт изобретателя оказался, однако, результатом глубоко продуманного расчета. Самолет с однолопастным пропеллером оторвался от земли за 4,5 сек. Вместо 9, необходимых той же машине с обыкновенным пропеллером. Он поднялся вверх на одну треть времени скорее, чем с двухлопастным пропеллером.

Popular Mechanics, май 1937.

Обложка журнала "Наука и жизнь", №6, 1937 г., в котором появилась заметка "Пропеллер с одной лопастью"
Обложка журнала "Наука и жизнь", №6, 1937 г., в котором появилась заметка "Пропеллер с одной лопастью"

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Провал первого в мире самолета из пластмассы F-46 от фирмы Fairchild, прошедшего успешные испытания в 1937 году

Великая загадка Второй Мировой: почему автожиры не защитили атлантические конвои от немецких субмарин, хотя могли это сделать легко?

Советский летающий танк А-40 «КТ» в 1942 году успешно полетел, но в бой так и не пошёл

Загадка войны: где и когда на Восточном фронте были сбиты 13 немецких самолетов Blohm & Voss BV 141?

Авто
5,66 млн интересуются