В 1939 году в американском журнале Scientific American появился очерк о том, что для охраны торговых кораблей от субмарин врага можно прекрасно использовать дешевые автожиры – прообразы вертолетов. В следующем, 1940 году этот материал был перепечатан в таком же популярном советском журнале – «Наука и жизнь». Но, как показала история, несмотря на то, что в начале войны автожиры в довольно больших количествах использовались на поле боя всеми основными воюющими сторонами, для защиты атлантических конвоев эти очень полезные машины никто так и не привлек. Это что – очередная загадка Второй Мировой? Сама заметка, которая называется «Выслеживание подводных лодок автожиром», размещена мной внизу данной публикации.
Докопался я недавно в древнем дедовском бумажном архиве до старого-старого, еще предвоенных сталинских времен, журнала «Наука и жизнь» 1940 года. И был в этом журнале интересный очерк под названием «Выслеживание подводных лодок автожиром», позаимствованный редакцией журнала из американского печатного органа Scientific American. Очерк, правда, короткий, тем не менее, значительный, потому что заставил меня сильно задуматься.
Вот интересно – американцы еще до войны додумались до применения автожиров в качестве средств противолодочной борьбы, и даже оформили эту концепцию в отдельной публикации. И хотя в то время автожиры были хорошо отработаны – шутка ли, более четверти века прошло с момента принятия отдельных типов этих машин в практически серийное производство, - тем не менее к началу Второй Мировой никто и не подумал их использовать так, как надо.
Вот, например, все любители военной истории знают, как очень сильно пострадал американский и британский торговый флот в эпоху трансатлантических конвоев от немецких субмарин. Были даже разработаны дорогостоящие, но малоэффективные проекты типа «кам-шип» и «мак-шип» (торговые суда-авианосцы), а также осуществлялось такое же дорогостоящее и тоже не всегда эффективное патрулирование океана дальними самолетами из Америки, Англии и Исландии. По крайней мере, в самые критические для конвоев 1940-1942 годы особенной защиты для охраны сотен кораблей не предпринималось за неимением соответствующих средств.
Но вот в канун войны американцы знали, что для охраны не только каждого конвоя, но и каждого отдельного корабля от субмарин легко можно было использовать уже давно испытанные автожиры, о чем официально было уведомлено интересующуюся публику в старейшем американском журнале Scientific American, имевшем уже тогда миллионную аудиторию. Можно представить себе, каких потерь можно было бы избежать, если бы автожиры начали применяться на море уже в то время.
Но в то время они почему-то так и не применились. Да, они поработали в качестве противолодочных средств чуть позже, но только в Германии и Японии. И хотя ни одной подлодки немецкими и японскими автожирами за всю войну обнаружено так и не было, но это не потому, что автожиры не годились для этой роли. Просто их использовали не там, где надо, и не так активно. В районах «узких морей» применение автожиров просто не имело смысла, а для того, чтобы воевать на океанах, их было очень мало.
А вот как раз в 1939 году американцы могли бы снабдить патрульными автожирами весь союзный торговый флот, причем с избытком, и хватило бы еще на военно-морской флот. И прекрасные модели у них уже давно имелись – оставалось только немного доработать до возможностей применения на море и пустить в многотысячную серию. Но вот не пустили.
Я читал некоторые соображения, что автожиры не могли летать при сильном ветре в шторм. Но немецкие субмарины тоже не могли успешно атаковать в шторм, к тому же даже в бурной Атлантике штормы были далеко не всегда. Как показывает статистика, большинство союзных торговых и военных кораблей было потоплено торпедами именно в спокойную погоду. Но подлодку даже в спокойную погоду с кораблей не разглядеть, и здесь как раз бы и пригодились автожиры, способные патрулировать вокруг кораблей довольно большое расстояние, и обнаружить субмарину с высоты им не составляло особого труда.
Вот тут и кроется великая загадка Второй Мировой войны – почему для охраны торгового флота автожиры так и не задействовались? Я прочел об этих летательных аппаратах практически всё, что под руку попадалось, но ответа так и не нашел. Все материалы об автожирах как бы упрямо избегали рассмотрения каких-либо фатальных недостатков автожиров, не позволивших им летать над океаном.
Ну ладно, пока что эту загадку никто не разгадал, и больше мне сказать нечего. Поэтому я наконец-то предоставлю очерк, который обещал, чтобы все мои читатели удостоверились в том, что необходимость использования автожиров в деле защиты торгового и военного судоходства понимали не только в США, но и в СССР. В противном случае об этом не появлялись бы материалы в самых известных печатных изданиях этих держав задолго до того, как эти державы вступили в войну.
Могли бы успеть подготовиться, потому что от немецких субмарин во время войны пострадало много не только американских и английских, но и советских кораблей.
Журнал «Наука и жизнь», 1940 г., №4
ВЫСЛЕЖИВАНИЕ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК АВТОЖИРОМ
Источник: Scientific American, декабрь, 1939
Подводные лодки, прячущиеся в засадах или плывущие в поисках врага, гораздо легче замечаются с самолета, чем с палубы или мачты любого корабля. Уже с высоты 300 мсамолет может производить эффективные наблюдения за всем происходящим под водой в подозрительном районе.
Но самолетами пользуются для защиты только военные корабли, имеющие возможность плавать со своими самолетами. На обыкновенном пароходе нельзя поставить катапульты, необходимой для запуска самолета в воздух, нельзя устроить посадочной площадки. Если гидросамолет будет опускаться на воду, то его придется ожидать, потом поднимать на борт, а эти минуты исключительно удобны для нападения на пароход и самолет.
По мнению некоторых американских специалистов, для защиты торгового транспорта наиболее подходящими должны быть небольшие автожиры. Эти воздушные корабли обладают способностью подниматься вертикально без всякого разбега, т. е. катапульта для них не нужна. Садится автожир также вертикально, и он может опуститься на любую поверхность, достаточную по своим размерам для помещения машины.
Автожиры благодаря их небольшой величине легко спрятать на пароходе, Перед взлетом автожир выкатывают на палубу и поднимают специальными «стрелами» на площадку, с которой он взлетает, не рискуя удариться о слишком близкие препятствия. Можно также поднимать его на палубу при помощи лифта, служащего в то же время полом «каюты» автожира.
Для лучшей маскировки автожир должен иметь цвет алюминия. Для нападения и защиты его необходимо вооружать глубинными бомбами и пулеметами. Заметив под водой лодку, которая покажется в виде темной массы, наблюдатель даст звуковой или световой сигнал на охраняемый пароход. Пароход теперь обычно вооружается пушками и снабжается глубинными бомбами. Он может попытаться отразить нападение лодки или же как можно быстрее уйти из опасной зоны. Автожир, предупредив пароход, и сам может напасть на лодку, забрасывая ее своими глубинными бомбами.
Сопровождая пароход, автожир, по утверждению авторов проекта, должен в опасных местах вести непрерывную разведку в радиусе в несколько километров вокруг своего корабля.
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Как боевые советские вертолеты Н. Камова вступили в войну в 1941-м, и каких результатов они добились
Советский летающий танк А-40 «КТ» в 1942 году успешно полетел, но в бой так и не пошёл