В 1941 году известный советский авиаконструктор О. К. Антонов создал опытный вариант первого в мире «летающего танка» под индексом «КТ» с использованием легкого танка Т-60. В 1942-м эта машина совершила первый практически успешный полет, но в серию так и не пошла. Этому было сразу несколько причин – отсутствие мощного буксировщика, прекращение выпуска Т-60, но главная заключалась в том, что вооруженные силы в то время не были готовы к использованию таких сложных конструкций, несмотря на их практическую пользу.
Я давно собираю материалы о «летающих танках», которые разрабатывались в разных странах до Второй Мировой войны и во время ее. Казалось бы, сегодня все материалы по этому делу максимально исчерпывающи, и тема освещена во всех мелочах, причем никакого расхождения в данных нет.
Тем не менее, если собирать материалы по «летающим танкам», то нелишне использовать и всякие архивные источники, причем неважно насколько они точные. Тут главное – именно раритетная составляющая, потому что очень многие материалы сегодня вообще никому неизвестны. Вот я и решил дополнить свою коллекцию материалов по «летающим танкам» и всякими архивными образцами.
И, естественно, я хочу своими находками делиться и со своими читателями. Одна из таких публикаций, которая пропала в библиотечных архивах практически навсегда – размещена мной ниже. В этом очерке не было никаких фотографий, потому я решил дополнить его фотоматериалами, взятыми из других источников.
Журнал «Авиация и космонавтика», 1988 г., №3
КРЫЛЬЯ ДЛЯ ТАНКА
Подполковник в отставке К. ГРИБОВСКИЙ
«Слышали, будто в нашей стране был создан десантный планер для доставки танков, - пишет в редакцию по поручению товарищей курсант Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков Д. Власков. - Если это так, то расскажите, пожалуйста, о конструкции этого необычного летательного аппарата, его летно-технических характеристиках».
Идея использования авиации для доставки танков родилась в начале тридцатых годов. Анализ работ, выполненных конструкторами, показывает, что они осуществляли поиск по нескольким направлениям. Первое предусматривало применение для переброски танков тяжелых десантных планеров.
Эта идея была высказана известным конструктором П. Гроховским, который в 1932 году построил первый в мире десантный планер для переброски 16 десантников. Однако воплотилась в жизнь она только в годы второй мировой войны, когда в разных странах было создано несколько типов тяжелых десантных планеров, способных перебрасывать по воздуху легкие танки и танкетки. При этом возникли затруднения с обеспечением их буксировки, так как не оказалось достаточного количества мощных самолетов-буксировщиков, что в значительной степени ограничило их применение. Поэтому большая их часть в дальнейшем была переделана в транспортные самолеты.
Второе направление предусматривало транспортировку танков под фюзеляжами мощных самолетов-бомбардировщиков. На практике оно впервые было реализовано в нашей стране опять-таки П. Гроховским. Для этих целей были разработаны различного типа стержневые подвески. В 1932 году создали приспособление для транспортировки и парашютного десантирования легкой танкетки. В ее комплект входил грузовой парашют с диаметром купола 30 м, который укладывался в отдельном коробе.
В 1935 году на вооружение было принято универсальное устройство ПГ-12, предназначенное для посадочного десантирования на внешней подвеске самолетов ТБ-3 ряда образцов боевой техники, в том числе танка Т-37А массой 3500 кг. При этом экипаж располагался на своих рабочих местах. Разъемные замки, которые открывались из кабины самолета, обеспечивали быстрое освобождение от подвески после приземления самолета. Впервые доставка танков таким способом была продемонстрирована в том же году на маневрах в Киевском военном округе.
Разрабатывали конструкторы и идею непосредственного перемещения боевой техники по воздуху. Впервые с таким предложением в 1932 году выступил американский конструктор танков Кристи, решивший объединить один из вариантов своего быстроходного танка с самолетом. По его замыслу, к танку сверху крепилась бипланная крыльевая коробка, к которой на двух балках, расположенных в вертикальной плоскости, монтировалось крестообразное хвостовое оперение. Общая длина «летающего танка» составляла 11 м. Силовая установка танка должна была включать два авиационных мотора мощностью по 750 л. с. каждый. В одном из источников указывалось, что полетная масса танка по расчетам получалась порядка 15000 кг.
Проект «летающего танка» Кристи представлял в тот период сложную техническую проблему и не был реализован.
В том же году с аналогичным предложением выступил и советский авиаконструктор А. Рафаэлянц. К сожалению, и оно не получило поддержки.
Оригинальное решение этой трудной задачи нашел известный советский авиаконструктор О. Антонов. Он предложил создать гибрид танка и десантного планера, который должен был обеспечить транспортировку легкого танка Т-60. Работы начались в декабре 1941 года. В процессе разработки этот своеобразный планер имел обозначение А-40 или «ЛТ» («летающий танк»), впоследствии его называли «Крылья танка» или сокращенно «КТ».
Планер представлял собой бипланную крыльевую коробку с размахом 18 м и общей площадью 85,8 м2, к которой на двух балках крепилось хвостовое оперение.
Крылья устанавливались на танк с помощью специальных узлов, обеспечивающих их сброс после посадки.
Экипаж из двух человек размещался внутри танка на штатных сиденьях, при этом пилот находился на месте механика-водителя. Для улучшения обзора был сделан специальный оптический прибор.
Взлет и посадка «КТ» осуществлялись на собственном гусеничном шасси. Максимальная расчетная полетная масса планера с танком была 7804 кг. В конце апреля 1942 года его постройка была завершена, и вскоре по железной дороге из Тюмени, где находилось тогда КБ Антонова, он был доставлен на один из подмосковных аэродромов.
После сборки и регулировки начались летные испытания «КТ». Летчиком-испытателем был назначен известный мастер планеризма С. Анохин, впоследствии Герой Советского Союза. Испытания проводились при уменьшенной массе танка. С него сняли башню с пушкой, оставили всего 100 л топлива и одного члена экипажа. Полетная масса планера с танком при этом составляла 6710 кг. Танк, смонтированный с планером, мог самостоятельно передвигаться по земле со скоростью до 15 км/ч. Скорость отрыва планера составляла 110-115 км/ч.
Первый вылет «КТ» состоялся 2 сентября 1942 года. Он, как оказалось впоследствии, стал единственным. Взлет прошел нормально, но вскоре моторы ТБ-3, работавшие на форсированном режиме, начали перегреваться, так как их мощности для длительной буксировки не хватало. Поэтому после набора небольшой высоты по требованию пилота самолета-буксировщика Анохин вынужден был отцепиться и произвести посадку на соседнем аэродроме.
Так закончился первый в мире полет крылатого танка. Испытания прервали, так как более мощного буксировщика тогда не было. Дальнейшие исследования не велись. Вероятно, этому способствовало и то, что в конце 1942 года был прекращен выпуск танков Т-60.
Аналогичный крылатый танк, правда меньшего размера, в конце войны пытались создать в Японии, но в воздух он не поднялся. В дальнейшем появление мощных военно-транспортных самолетов с большими грузовыми кабинами и эффективных средств десантирования сняло с повестки дня вопрос о крылатом танке.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Как боевые советские вертолеты Н. Камова вступили в войну в 1941-м, и каких результатов они добились