Лучший из 5 вокзалов Петербурга даст фору многим дворцам Северной Столицы: это чистейший модерн, достойный посещения не только по причине отъезда куда-либо.
Петербургские дворцы (и не только):
Юсуповский палац, Михайловский замок, Спас-на-Крови, Строгановский палац, Меншиковский палац, Шереметевский палац, Витебский вокзал, Екатерининский палац, Румянцевский палац, Палац Белозерских-Белозерских, Петергофский палац, Алексеевский палац, Особняк Половцова, Владимирский палац, Николаевский палац, Особняк Нарышкиных, Александровский палац, Летний палац, Гатчинский палац,
Палац Петра III, Большой Меншиковский палац, Китайский палац
Другие статьи о Петербурге:
Дома Петербурга. Часть 1, Дома Петербурга. Часть 2, Виды Петербурга
Церкви Петербурга. Часть 1, Церкви Петербурга. Часть 2
Музей городского электрического транспорта, Музей РЖД
Массовая застройка Петербурга, район Пискарёвка
Конструктивизм Петербурга:
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4
1. В 1837 году была построена первая в России (и 6-я в мире) железная дорога, её трасса пролегла с Петербурга до Царского Села, а деревянный вокзал находился именно на этом месте. Всё необходимое было закуплено за границей, бо Россия при Николае I была отсталой страной, а свою железную дорогу всё-таки хотелось. Руководил проектом австриец Франц фон Герстнер. Впрочем, при нормальном императоре (Александре II) наша страна частично наверстала упущенные годы.
Дорогу построили однопутной с шириной колеи 1829 мм (6 футов), русскую колею 1524 мм применили позднее на строительстве магистрали Петербург - Москва. Протяжённость линии составила 27 километров, средняя скорость поездов на паровозной тяге, первые годы ходивших только по воскресеньям, составила около 45 км/ч.
Общий вид вокзала:
2. Уже в 1849-1851 годах для вокзала, с которого часто отправлялся в свою резиденцию государь, было построено каменное здание по проекту Константина Тона, но до конца столетия это направление оставалось сугубо локальным, основными были с Варшавского вокзала (в Европу), Балтийского (в Балтию) и Московского (в основную часть страны).
Всё сменилось в 1900-х, когда дорога была куплена акционерным обществом "Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги", крупнейшей частной фирмой, занимавшейся грузоперевозками в Верхневолжье и Прибалтике. Был открыт отдельный третий путь для императора, линия Павловск-Витебск (1904), осуществлена перешивка на колею 1524 мм. Направление стало наоборот очень востребованным, так что возникла необходимость в строительстве нового здания вокзала.
Витебский и ночью смотрится эффектно:
3. Название по областному центру Беларуси (см. часть 1, часть 2, часть 3) закрепилось уже при большевиках, отсюда отправлялись поезда по всей Беларуси и всей Украине, а также в Молдову и Кёнигсберг. Сейчас, увы, тут остались лишь поезда в Беларусь, в Великие Луки, в Сухуми и в Смоленск.
С Введенского сада через дорогу здорово смотрится часовая башенка:
4. Автором проекта выступил академик Станислав Бржозовский, великолепно оформивший фасады и интерьеры в духе модерна. Также этот архитектор запроектировал Рижский вокзал в Москве для той же Московско-Виндаво-Рыбинской дороги. Строительство осуществлялось в 1902-1904 годах.
Часовая башня:
5. Отъезд с этого вокзала производит исключительно приятное впечатление: нет толп людей, внутри очень красиво, рядом есть Мак, где можно взять кофе с собой, а поезда отправляются отсюда в милые моему сердцу места. Из проходящего мимо транспорта доступен трамвай (№16), троллейбус (№№ 3, 8, 15, 17), когда-то ходила маршрутка прямо до дома, где я раньше жил, а также метро "Пушкинская".
На лицевом фасаде по Загородному проспекту обращает на себя внимание огромный витраж:
6. У входа стоит редкий памятник погибшим в незаслуженно забытую Первую мировую войну, между прочим, Россия потеряла тогда около 1,5 млн погибшими и умершими от ран, более 2 млн пленными, около 3 млн ранеными.
7. Фасад на Введенский канал тоже вполне парадный:
8. Милейший флаг-патрон с цветком:
9. Теперь осмотрим интерьеры.
Зал ожидания первого этажа:
10. Колонны:
11. Билетные кассы первого этажа:
12. Оконный проём дежурного прекрасен:
13. Входные двери тоже вполне соответствуют стилю:
14. Парадный зал имеет множество украшений: маскароны, цветные витражи, рельефы и роспись.
15. Чудовая мраморная лестница с бюстом Николая I:
16. Симпатичная напольная плитка:
17. Совершенно невероятный фонарь:
18. Отделка несущей колонны:
19. Нижняя её часть:
20. Дверь в техническое помещение:
21. Тот самый большой витраж изнутри:
22. Потолок парадного зала:
23. На втором этаже есть ещё один отличный зал ожидания с блоком касс дальнего следования. Ещё в 2016-м покупал тут бумажный тикет в Кён:
24. Окна касс дополнительно украшены флористической лепниной и светильниками:
25. Пространство платформ отделено от основного объёма световым залом с вторым светом. Несущие конструкции здесь уже металлические. Особенно примечательна ажурная винтовая лестница с нижнего коридора:
26. Двери:
27. Кованое ограждение:
28. Металлоконструкции, по тогдашней традиции, выполнены на заклёпках:
29. Световые фонари в форме тетраэдра:
30. Нижний коридор:
31. Двери этой части:
32. Ещё светильники:
33. В другом пролёте этого зала устроен сплошной световой фонарь:
34. Выходим к платформам:
35. Лес металлоконструкций дебаркадера (навеса):
36. Дебаркадеры вообще довольно редки на вокзалах России, их обустраивали только на исключительно важных станциях типа Киевского вокзала в Москве:
37. После окончания дебаркадера продолжаются оригинальные навесы над платформами:
38. Несущие колонны украшены металлическими розами. Обратите внимание на шарнирное опирание колонн:
39. Вид в поперечном направлении:
40. Витражное остекление:
41. Ещё цветные витражи в торце:
42. Сохранился настоящий дореволюционный багажный лифт (пути приходят на уровень второго этажа):
43. Сохранилась даже дореволюционная вышка:
В следующей статье вернёмся к дворцовой архитектуре, а именно к Екатерининскому дворцу в Царском селе.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!