Найти в Дзене
zoom-spb

Екатерининский дворец

Центром ансамбля Царского Села, главной пригородной резиденции русских императоров, выступает монументальный Екатерининский палац. Постоянными обитателями этого места были три императрицы: Екатерина I (в честь неё и название), Елизавета I, Екатерина II. В этой статье покажу его интерьеры. Петербургские дворцы (и не только): Юсуповский палац, Михайловский замок, Спас-на-Крови, Строгановский палац, Меншиковский палац, Шереметевский палац, Витебский вокзал, Екатерининский палац, Румянцевский палац, Палац Белозерских-Белозерских, Петергофский палац, Алексеевский палац, Особняк Половцова, Владимирский палац, Николаевский палац, Особняк Нарышкиных, Александровский палац, Летний палац, Гатчинский палац, Палац Петра III, Большой Меншиковский палац, Китайский палац Другие статьи о Петербурге: Дома Петербурга. Часть 1, Дома Петербурга. Часть 2 Церкви Петербурга. Часть 1, Церкви Петербурга. Часть 2 Музей городского электрического транспорта, Музей РЖД Массовая застройка Петербурга, район Пискарёв

Центром ансамбля Царского Села, главной пригородной резиденции русских императоров, выступает монументальный Екатерининский палац. Постоянными обитателями этого места были три императрицы: Екатерина I (в честь неё и название), Елизавета I, Екатерина II. В этой статье покажу его интерьеры.

Петербургские дворцы (и не только):

Юсуповский палацМихайловский замокСпас-на-КровиСтрогановский палацМеншиковский палацШереметевский палацВитебский вокзалЕкатерининский палацРумянцевский палацПалац Белозерских-БелозерскихПетергофский палацАлексеевский палацОсобняк ПоловцоваВладимирский палацНиколаевский палацОсобняк НарышкиныхАлександровский палацЛетний палац, Гатчинский палац,

Палац Петра III, Большой Меншиковский палац, Китайский палац

Другие статьи о Петербурге:

Дома Петербурга. Часть 1Дома Петербурга. Часть 2

Церкви Петербурга. Часть 1Церкви Петербурга. Часть 2

Музей городского электрического транспортаМузей РЖД

Массовая застройка Петербургарайон Пискарёвка

Конструктивизм Петербурга:

Часть 1Часть 2Часть 3Часть 4

Часть 5Часть 6Часть 7

1. По традиции, царские резиденции неоднократно перестраивались (денег-то у хозяев земли русской было сколько угодно), и их внешний вид, который можно наблюдать сегодня, зачастую заметно отличается от изначального проекта.

Первый дворец был построен тут в 1717-1724 годах по проекту Йохана Браунштайна в голландском стиле, он был совсем небольшой и, скорее всего, напоминал Летний дворец в Петербурге. При Елизавете I была затеяна перестройка, она осуществлялась в 1742-1750 годах под руководством Андрея Квасова и Саввы Чевакинского. Здание было увеличено до нынешних огромных размеров (300 метров по фасаду), но царице что-то не понравилось, и почти сразу начались переделки уже под руководством Бартоломео Растрелли. Он и придал палацу нынешний вид, схожий с Зимним дворцом в столице.

2. После Елизаветы безвылазно здесь никто не жил, но резиденция оставалась во владении императорской семьи. После 1917-го тут открылся музей, а во время Второй Мировой войны этот памятник очень сильно пострадал. Бóльшая часть интерьеров и конструкций была варварски уничтожена фашистскими войсками. То, что мы имеем счастье наблюдать - результат кропотливой реконструкции, продолжающейся до сих пор с 1945-го.

-2

3. Фасад богато украшен статуями и лепным декором:

-3

4. Совершенно роскошные ворота внутреннего двора:

-4

5. Задний фасад в отсутствие толп людей чрезвычайно мил:

-5

6. Стоит отдельно сказать про совершенно отвратительные порядки в музее-заповеднике "Царское Село". Во-первых, установлена чрезмерно высокая цена за вход, причём чтобы попасть в палац, нужно заплатить и за вход в парк. В итоге для граждан РФ ("своих" и "нежно любимых") это составляет 1100 рублей с человека. Во-вторых, внутрь нельзя пройти с небольшим рюкзаком, ты должен сдать его в камеру хранения. Ладно, допустим, такое ещё можно понять. Но камера хранения, где ты обязан оставить свои личные ценные вещи, представляет собой хлипкий металлический ящик с простейшим ключом (помните, такие раньше стояли в магазинах?), так вдобавок на ящике приклеено объявление, что "администрация не несёт ответственности за оставленные вещи"! И весь этот цирк происходит в здании, все интерьеры которого были восстановлены, то есть по факту они не несут художественной ценности (Екатерининский дворец - мягко говоря, не Эрмитаж). В-третьих, купив этот самый тикет за 1100 рублей, ты не осмотришь все залы! Существует два лишь частично пересекающихся маршрута прохода по залам, и оба стоят по 1100.

Парадная лестница (архитектор Ипполит Монигетти):

7. Большой зал, или Светлая галерея (интерьер - Бартоломео Растрелли, плафон - Джузеппе Валериани) предназначался для официальных приёмов и балов:

-7

8. Позолоченные элементы в этом зале исключительно сложны:

9. Далее следуют три Антикамеры, иными словами Прихожие (Бартоломео Растрелли) в схожем стиле с великолепными изразцовыми печами и плафонами, написанными итальянскими художниками:

-9

10.

-10

11.

-11

12.

13. Невероятной красоты ваза тончайшей работы:

-13

14. Изящный Арабесковый зал (Чарльз Кэмерон):

15. Малиновая и Зелёная столбовые (Бартоломео Растрелли). Роль "столбов" выполняют полосы из цветной фольги, покрытые стеклом. Также в Зелёной столбовой имеются забавные скульптуры негритят с фруктами:

16. Переходим в Портретный зал:

-16

17.

-17

18. Но главное, зачем люди ходят сюда - знаменитая Янтарная комната, точнее, её копия. Сразу скажу, что меня не слишком впечатляет как янтарь сам по себе, так и это помещение, на мой взгляд, например, Арабесковый зал гораздо симпатичнее.

-18

19. Принято считать, что комнату создали мастера из Данцига (Гданьска) по проекту архитектора Йохана Эозандера (жил в 1669-1728) для палаца Шарлоттенбург (строился в 1695-1713 годах), пригородной резиденции прусской королевы Софии Шарлотты. Сейчас этот дворец - один из символов Берлина, но без янтарной комнаты, которую король Фридрих Вильхельм I подарил Петру I в 1717 году в ознаменование заключения союза между Пруссией и Россией. Вот как писал об этом сам Пётр:

"Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали".

Еле как кабинет в разобранном виде доставили в Петербург, к нему прилагалась инструкция по сборке. Впрочем, достоверно известно, что сразу его не собрали, около 25 лет интерьер провалялся в запасниках в Меншиковском дворце. В середине 1740-х Елизавета I, въезжавшая в Зимний палац пожелала установить отцовский подарок в своих покоях. На отведённую комнату не хватило янтарных элементов, и Растрелли придумал стеклянные пилястры для решения этой проблемы. В 1755 году императрица поручила перенести интерьер в свою новую резиденцию в Царском Селе. Новое помещение было ещё больше, поэтому часть площади стен отделали холстами, расписанными "под янтарь". При Екатерине II "пробелы" заменили настоящими янтарными панелями, изготовленными немецкими мастерами, к 1770-му Комната обрела окончательный вид, которому соответствует и нынешняя реплика.

20. Янтарь чрезвычайно плох для отделки: на него плохо влияют сквозняки, влажность и перепады температур, а этого "счастья" в Петербурге с избытком. До фашистской оккупации в 1941 году отделку несколько раз реставрировали.

Почти сразу после прихода сюда немцы демонтировали панно и отправили их в Кёнигсберг, столицу Восточной Пруссии и главного в мире янтарного края. Там оно выставлялось в Королевском замке, позднее бессмысленно разрушенном большевиками.

Третьему Рейху, видимо, сильно приглянулась украденная Янтарная комната, и они, отступая из Кёна, прихватили её с собой. Далее следы кабинета теряются. Есть две основные версии его исчезновения: либо его где-то спрятали, либо он был уничтожен. Логически можно прийти к следующему выводу: спустя 80 лет поисков комнату наверняка нашли бы, поэтому она, скорее всего, была уничтожена либо при бомбардировке Кёнигсберга, либо при перевозке вглубь Германии.

Так, видимо, подумали и в России, и в 1981-м начались работы по воссозданию знаменитой комнаты из янтаря, продолжавшиеся 22 года. Немцы, чувствуя свою ответственность за кражу и потерю отделки, тоже участвовали в финансировании.

21. Отличная идея - заполнить поверхность стен картинами как в Картинном зале. Всего представлено 130 полотен европейских художников XVIII века:

-21

22. Малая белая столовая:

-22

23. Китайская гостиная Александра I (Бартоломео Растрелли):

-23

24.

25. Буфетная комната:

-25

26. Зелёная гостиная (Чарльз Кэмерон) выделяется чудовым лепным декором и приятным цветом:

27.

28. В Овальной передней великолепный потолок в оттенках серого с изображениями различных искусств:

29. Парадный кабинет Александра I (Василий Стасов):

-29

30. Комнаты этого палаца, как правило, пусты, но несколько интересных предметов интерьера всё же мне повстречалось:

-30

31.

-31

32.

-32

33.

-33

34. Скульптура фундаторши дворца Елизаветы I в парадном платье:

-34

35. Шикарные дореволюционные часы с барометром:

В следующей статье отправимся в Румянцевский особняк.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!