Найти в Дзене
zoom-spb

Екатерининский дворец

Центром ансамбля Царского Села, главной пригородной резиденции русских императоров, выступает монументальный Екатерининский палац. Постоянными обитателями этого места были три императрицы: Екатерина I (в честь неё и название), Елизавета I, Екатерина II. В этой статье покажу его интерьеры.

Петербургские дворцы (и не только):

Юсуповский палацМихайловский замокСпас-на-КровиСтрогановский палацМеншиковский палацШереметевский палацВитебский вокзалЕкатерининский палацРумянцевский палацПалац Белозерских-БелозерскихПетергофский палацАлексеевский палацОсобняк ПоловцоваВладимирский палацНиколаевский палацОсобняк НарышкиныхАлександровский палацЛетний палац, Гатчинский палац,

Палац Петра III, Большой Меншиковский палац, Китайский палац

Другие статьи о Петербурге:

Дома Петербурга. Часть 1Дома Петербурга. Часть 2

Церкви Петербурга. Часть 1Церкви Петербурга. Часть 2

Музей городского электрического транспортаМузей РЖД

Массовая застройка Петербургарайон Пискарёвка

Конструктивизм Петербурга:

Часть 1Часть 2Часть 3Часть 4

Часть 5Часть 6Часть 7

1. По традиции, царские резиденции неоднократно перестраивались (денег-то у хозяев земли русской было сколько угодно), и их внешний вид, который можно наблюдать сегодня, зачастую заметно отличается от изначального проекта.

Первый дворец был построен тут в 1717-1724 годах по проекту Йохана Браунштайна в голландском стиле, он был совсем небольшой и, скорее всего, напоминал Летний дворец в Петербурге. При Елизавете I была затеяна перестройка, она осуществлялась в 1742-1750 годах под руководством Андрея Квасова и Саввы Чевакинского. Здание было увеличено до нынешних огромных размеров (300 метров по фасаду), но царице что-то не понравилось, и почти сразу начались переделки уже под руководством Бартоломео Растрелли. Он и придал палацу нынешний вид, схожий с Зимним дворцом в столице.

2. После Елизаветы безвылазно здесь никто не жил, но резиденция оставалась во владении императорской семьи. После 1917-го тут открылся музей, а во время Второй Мировой войны этот памятник очень сильно пострадал. Бóльшая часть интерьеров и конструкций была варварски уничтожена фашистскими войсками. То, что мы имеем счастье наблюдать - результат кропотливой реконструкции, продолжающейся до сих пор с 1945-го.

-2

3. Фасад богато украшен статуями и лепным декором:

-3

4. Совершенно роскошные ворота внутреннего двора:

-4

5. Задний фасад в отсутствие толп людей чрезвычайно мил:

-5

6. Стоит отдельно сказать про совершенно отвратительные порядки в музее-заповеднике "Царское Село". Во-первых, установлена чрезмерно высокая цена за вход, причём чтобы попасть в палац, нужно заплатить и за вход в парк. В итоге для граждан РФ ("своих" и "нежно любимых") это составляет 1100 рублей с человека. Во-вторых, внутрь нельзя пройти с небольшим рюкзаком, ты должен сдать его в камеру хранения. Ладно, допустим, такое ещё можно понять. Но камера хранения, где ты обязан оставить свои личные ценные вещи, представляет собой хлипкий металлический ящик с простейшим ключом (помните, такие раньше стояли в магазинах?), так вдобавок на ящике приклеено объявление, что "администрация не несёт ответственности за оставленные вещи"! И весь этот цирк происходит в здании, все интерьеры которого были восстановлены, то есть по факту они не несут художественной ценности (Екатерининский дворец - мягко говоря, не Эрмитаж). В-третьих, купив этот самый тикет за 1100 рублей, ты не осмотришь все залы! Существует два лишь частично пересекающихся маршрута прохода по залам, и оба стоят по 1100.

Парадная лестница (архитектор Ипполит Монигетти):

7. Большой зал, или Светлая галерея (интерьер - Бартоломео Растрелли, плафон - Джузеппе Валериани) предназначался для официальных приёмов и балов:

-7

8. Позолоченные элементы в этом зале исключительно сложны:

9. Далее следуют три Антикамеры, иными словами Прихожие (Бартоломео Растрелли) в схожем стиле с великолепными изразцовыми печами и плафонами, написанными итальянскими художниками:

-9

10.

-10

11.

-11

12.

13. Невероятной красоты ваза тончайшей работы:

-13

14. Изящный Арабесковый зал (Чарльз Кэмерон):

15. Малиновая и Зелёная столбовые (Бартоломео Растрелли). Роль "столбов" выполняют полосы из цветной фольги, покрытые стеклом. Также в Зелёной столбовой имеются забавные скульптуры негритят с фруктами:

16. Переходим в Портретный зал:

-16

17.

-17

18. Но главное, зачем люди ходят сюда - знаменитая Янтарная комната, точнее, её копия. Сразу скажу, что меня не слишком впечатляет как янтарь сам по себе, так и это помещение, на мой взгляд, например, Арабесковый зал гораздо симпатичнее.

-18

19. Принято считать, что комнату создали мастера из Данцига (Гданьска) по проекту архитектора Йохана Эозандера (жил в 1669-1728) для палаца Шарлоттенбург (строился в 1695-1713 годах), пригородной резиденции прусской королевы Софии Шарлотты. Сейчас этот дворец - один из символов Берлина, но без янтарной комнаты, которую король Фридрих Вильхельм I подарил Петру I в 1717 году в ознаменование заключения союза между Пруссией и Россией. Вот как писал об этом сам Пётр:

"Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали".

Еле как кабинет в разобранном виде доставили в Петербург, к нему прилагалась инструкция по сборке. Впрочем, достоверно известно, что сразу его не собрали, около 25 лет интерьер провалялся в запасниках в Меншиковском дворце. В середине 1740-х Елизавета I, въезжавшая в Зимний палац пожелала установить отцовский подарок в своих покоях. На отведённую комнату не хватило янтарных элементов, и Растрелли придумал стеклянные пилястры для решения этой проблемы. В 1755 году императрица поручила перенести интерьер в свою новую резиденцию в Царском Селе. Новое помещение было ещё больше, поэтому часть площади стен отделали холстами, расписанными "под янтарь". При Екатерине II "пробелы" заменили настоящими янтарными панелями, изготовленными немецкими мастерами, к 1770-му Комната обрела окончательный вид, которому соответствует и нынешняя реплика.

20. Янтарь чрезвычайно плох для отделки: на него плохо влияют сквозняки, влажность и перепады температур, а этого "счастья" в Петербурге с избытком. До фашистской оккупации в 1941 году отделку несколько раз реставрировали.

Почти сразу после прихода сюда немцы демонтировали панно и отправили их в Кёнигсберг, столицу Восточной Пруссии и главного в мире янтарного края. Там оно выставлялось в Королевском замке, позднее бессмысленно разрушенном большевиками.

Третьему Рейху, видимо, сильно приглянулась украденная Янтарная комната, и они, отступая из Кёна, прихватили её с собой. Далее следы кабинета теряются. Есть две основные версии его исчезновения: либо его где-то спрятали, либо он был уничтожен. Логически можно прийти к следующему выводу: спустя 80 лет поисков комнату наверняка нашли бы, поэтому она, скорее всего, была уничтожена либо при бомбардировке Кёнигсберга, либо при перевозке вглубь Германии.

Так, видимо, подумали и в России, и в 1981-м начались работы по воссозданию знаменитой комнаты из янтаря, продолжавшиеся 22 года. Немцы, чувствуя свою ответственность за кражу и потерю отделки, тоже участвовали в финансировании.

21. Отличная идея - заполнить поверхность стен картинами как в Картинном зале. Всего представлено 130 полотен европейских художников XVIII века:

-21

22. Малая белая столовая:

-22

23. Китайская гостиная Александра I (Бартоломео Растрелли):

-23

24.

25. Буфетная комната:

-25

26. Зелёная гостиная (Чарльз Кэмерон) выделяется чудовым лепным декором и приятным цветом:

27.

28. В Овальной передней великолепный потолок в оттенках серого с изображениями различных искусств:

29. Парадный кабинет Александра I (Василий Стасов):

-29

30. Комнаты этого палаца, как правило, пусты, но несколько интересных предметов интерьера всё же мне повстречалось:

-30

31.

-31

32.

-32

33.

-33

34. Скульптура фундаторши дворца Елизаветы I в парадном платье:

-34

35. Шикарные дореволюционные часы с барометром:

В следующей статье отправимся в Румянцевский особняк.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!