В застройке прелестной Английской набережной выделяется особняк Румянцевых, выполненный в классическом стиле. Осмотрим это здание подробно.
Петербургские дворцы (и не только):
Юсуповский палац, Михайловский замок, Спас-на-Крови, Строгановский палац, Меншиковский палац, Шереметевский палац, Витебский вокзал, Екатерининский палац, Румянцевский палац, Палац Белозерских-Белозерских, Петергофский палац, Алексеевский палац, Особняк Половцова, Владимирский палац, Николаевский палац, Особняк Нарышкиных, Александровский палац, Летний палац, Гатчинский палац,
Палац Петра III, Большой Меншиковский палац, Китайский палац
Другие статьи о Петербурге:
Дома Петербурга. Часть 1, Дома Петербурга. Часть 2
Церкви Петербурга. Часть 1, Церкви Петербурга. Часть 2
Музей городского электрического транспорта, Музей РЖД
Массовая застройка Петербурга, район Пискарёвка
Конструктивизм Петербурга:
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4
1. Район Английской набережной (тогда называвшейся Нижней) - один из самых старых в Петербурге, хотя эта низменная местность регулярно страдала от наводнений. Дом на этом участке появился в 1740-х, его первыми владельцами были Голицыны. Переехав в Москву, они продали особняк английским купцам, в большом количестве селившимся тут, отчего набережная и получила нынешнее название. В 1802 году Николай Румянцев, будущий канцлер, покупает палац и ближе к концу своей жизни затевает перестройку по проекту Василия Глинки. В 1826-м Николай Петрович умирает, и по указу царя Николая I здесь открыли музей.
Фасад по набережной с колонным портиком и фронтоном с горельефом "Аполлон на Парнасе" совершенно роскошный:
2. Музей со временем захирел и в 1861 году был переведён в Москву, а особняк долгое время принадлежал различным частным лицам: А.В. Старчевскому, И.Ф. Шумахеру, Е.Н. и И.Е. Дрябиным, З.Д. Богарне, Л.М. и Е.Л. Кочубеям. В 1916-м порядком уставшее здание выкупает "Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров", которое собиралось перестроить его со сменой функционального назначения на общественное. Но - к сожалению, случилась революция.
При большевиках тут первое время размещались разнообразные учреждения с новоязовскими названиями типа "петропрофобр" и "леноблкоопсоюз", а с 1938-го года и до сих пор - филиал музея истории Петербурга. Параллельно с этим до начала 1990-х часть помещений была коммунальными квартирами.
Сначала я покажу сохранившиеся парадные интерьеры, а затем перейдём к экспонатам музея. Парадная лестница:
3. Род Румянцевых довольно древний, они ведут свою родословную с нижегородского боярина Василия Румянца, который вошёл в доверие к московскому князю Василию I. Указанный боярин жил в конце XIV - начале XV века, его потомки перебрались в Москву и стали занимать государственные должности в княжестве типа дьяка и воеводы.
При Петре I через военную службу выдвинулся Александр Иванович Румянцев (1680-1749), но наибольших успехов на этом поприще добился его сын Пётр Александрович (1725-1796), за военные успехи в войнах с Османской империей получивший титул "Задунайский". Мужская линия рода пресеклась на его сыне Сергее Петровиче (1755-1838), сенаторе и авторе закона "О вольных хлебопашцах", но через жинок Румянцевы породнились с Голицыными и Апраксиными.
4. Боковая лестница тоже оформлена очень неплохо:
5. Румянцевы, естественно, владели множеством недвижимости, среди которых маёнтки Сергиевка (близ Петербурга), Вышеньки, Качанивка (обе в Черниговщине), Ташань (Киевщина), Велика Топаль (Брянщина), Троицкое-Кайнарджи (Подмосковье) и палацово-парковый ансамбль в Гомеле, считавшийся главным из них.
6.
7. Световой фонарь этой лестницы:
8. Сохранилась неплохая напольная мозаика:
9. В некоторых помещениях выжил симпатичный оригинальный паркет:
10. Переходим в дубовую гостиную:
11. Кессонированный потолок:
12. Особое внимание стоит уделить дубовой лестнице с резными деталями:
13. В потолке также выполнен световой фонарь:
14. Парадная гостиная. Раньше на месте огромного зеркала висел гобелен:
15.
16. Музыкальный зал:
17.
18. В одном из коридоров висит сохранившийся гобелен с амурами:
19. Некоторые детали отделки чрезвычайно милы:
20.
21. Белый зал:
22.
23. Впечатлил очень злой грифон:
24. Теперь переходим к экспонатам музея.
В большом количестве представлены современные петербургские художники. Некоторые картины по кайфу:
25. Есть в экспозиции множество бытовых вещей, например, сижки:
26. Пищевые продукты:
27. Модные советские сумочки:
28. Чудовые чайные пары Императорского фарфорового завода:
29. Присутствуют и артефакты более солидного возраста:
30. Старинная бытовая техника:
31. А этот рекламный плакат по поводу бритв Gilette сделал мой день!
32. Афиши эпохи Серебряного века:
33.
34. В каких-то помещениях сохранена обстановка советских квартир:
35. И, конечно, понурый быт коммунальных квартир, не расселённых до сих пор вопреки обещаниям и советов, и нынешних деятелей:
Серия публикаций о парадной архитектуре Петербурга продолжится дворцом Белосельских-Белозерских.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!