Ту-104, первый советский реактивный авиалайнер, помнят многие, вспомнить хотя бы блатную классику:
Ах, окурочек, может быть, с Ту-104
Диким ветром тебя занесло.
На Ту-114 Никита Хрущёв летал в США, чем наделал много шуму, да и в Домодедове такой лайнер простоял почти 30 лет, его помнят многие. Самолёт Ту-134 в своё время тоже гремел: и эпизодическая, но яркая роль в «Необыкновенных приключениях итальянцев в России», советские цигарки, и, увы, несколько катастроф – с футбольной командой «Пахтакор» в 1979, в Самаре в 2007, в Петрозаводске в 2011, причём во всех исправные самолёты были угроблены людьми.
Сверхзвуковой Ту-144 до сих пор вспоминают самыми разными словами – и "достижение", и "бесполезный". Ту-154 вообще сыграл главную роль во второй серии первого советского фильма-катастрофы «Экипаж», не говоря о том, что возил гражданских пассажиров почти полвека, а военных возит и сейчас. Только в ряду 104-114-134-144-154 виден разрыв. Кто ты, Ту-124, почему тебя почти не помнят?
Это региональный самолёт, полученный умножением Ту-104 на 0,8. Судите сами: 38,85 (длина Ту-104) × 0,8 = 31,08, а длина Ту-124 – 31,58 м. Размах крыла Ту-104 – 34,54 м, 34,54 × 0,8 = 27,63, размах крыла Ту-124 – 25,55 м. Впрочем, внешнее сходство говорит лучше тысячи цифр. Но этот самолёт не был просто уменьшенной копией – это был первый в мире (в ми-ре) авиалайнер с двухконтурными двигателями.
На Ту-104 стоит АМ-3, такой же, как на его отце Ту-16 – самый мощный в мире турбореактивный двигатель 1950-х. А для Ту-124 был создан малыш Д-20П – первый в СССР серийный двухвальный двухконтурный двигатель, положивший начало гигантской серии, которую продолжили Д-30 для Ту-134 и МиГ-31, Д-30К для Ил-76 и Ту-154М, ПС-90 для Ил-96 и Ту-204. Об этом рассказано здесь:
По миру сохранилось порядка десяти Ту-124 – в Китае, Индии, России. У нас эти машины стоят в Центральном музее ВВС (Монино), в Кимрах – его скоро покажет Олег Еверзов, в Ульяновске. Иркутск свой памятник уничтожил в 2010 году, Орск – ещё на закате СССР, белорусский город Гродно – в 1990-х... Но ульяновский не просто сохранился – можно подняться на его борт!
Слева – входная дверь, справа – передний багажник, прямо – кабина, открыта ведущая в кабину зелёная дверь. На базе Ту-124 был создан Ту-134, поначалу вообще звавшийся Ту-124А, и там планировка иная – багажник за кабиной не у правого борта, а у левого, а входная дверь находится уже за багажником. И проход к кабине, соответственно, из переднего вестибюля идёт вдоль правого борта:
Надеюсь, попутные сравнения с Ту-134 идут на пользу? Багажник Ту-124 изнутри:
У Ту-134 напротив багажника имеется служебная дверь в правом борту, а тут никаких дверей – лишь люк аварийного покидания вверху.
Передняя часть салона. В Ульяновске стоит не просто Ту-124, а Ту-124Ш – машина для тренировки военных штурманов, так что внутри он немного не такой, как аэрофлотские:
Вид из задней части салона вперёд, салон опоясывают два усиленных шпангоута, примыкающие к переднему и заднему лонжеронам центроплана:
Что такое центроплан и как устроено крыло – можно почитать в девятой статье о Ту-154:
Или в первых номерах журнала «Наука и Техника» за сей 2024-й год, в которых вышли мои статьи о производстве самолётов.
А в кабине за командиром за округлым ограждением примостился бак тормозной гидросистемы, под ним чернеет бочонок электрической насосной станции, перед насосной – гидропанель:
На Ту-134 ровно то же самое, но если передний багажник на «свистке» переехал к левому борту, то агрегаты тормозной гидросистемы – к правому, стоят за вторым пилотом. Позже глянем, сейчас обрывочный снимок дебрей кабины будет непонятен.
Левый борт кабины:
Большое белое колесо – триммер руля высоты, показанный синей стрелкой вентиль включает стеклоочиститель (он гидравлический), а показанная жёлтой стрелкой рукоятка снимает кресло командира со стопора – можно двигать его вперёд-назад. Не путать с такой же ручкой справа – это катапульта регулировка по высоте, если выжать её по незнанию, сидя в кресле – проваливаешься с ударом вниз, а если стоя у кресла – можно получить по зубам спинкой, пружины выбрасывают кресло вверх.
О триммерах и работе скоростного крыла в целом – в отдельной статье:
Боковой пульт командира:
Г1 и Г2 – РУДы, рычаги управления двигателями, причём, как видим, без рукояток реверса – на Ту-124, как и на Ту-104, реверса нет, он появился на Ту-134А. Возле РУДов, поменьше – рукоятка стопорения РУДов. Четыре «клювика» – регулировка яркости освещения, скруглённый пульт с ещё одним «клювиком» – абонентский аппарат СПУ, самолётного переговорного устройства. О почти таком же рассказано в посте:
За абонентским, то есть по фото слева – открытый щиток наземного запуска двигателей, в полёте он закрыт. Рядом – красная ручка стопорения рулей.
Этот же пейзаж на Ту-124АА, пардон, Ту-134А:
"Моему мужу при выпуске из детсада дали характеристику: общительный, хорошо ест и играет. Знаешь, за 30 лет ничего не изменилось".
Передняя часть бокового пульта, тут внизу индикатор и манометр кислорода, выше – переключатели триммеров:
Интересно, какой дуремар додумался тумблер триммера руля направления сделать нормально – влево-вправо, а тумблер триммера элерона – вверх-вниз? Э – эргономика...
Это же место на Ту-134, здесь расположилась небольшая панель автоматов защиты (АЗС), жёлтой рамкой обведены автоматы самых-самых важных цепей:
Как видим, переключатель триммеров элеронов сделан по-человечьи – влево-вправо...
Приборная доска командира:
Некоторые приборы неродные, ибо машина музейная. Авиагоризонты явно не отсюда – табличка внизу гласит, что они с прямой индикацией, но установлены АГБ с обратной. И тоже видна Э – эргономика: кнопки выпуска и сброса тормозного парашюта стоят на приборной доске, куда ещё нужно дотянуться. На Ту-22М, например, они на штурвале.
Вид между кресел пилотов назад:
Чуть ниже:
Как видим, под правым локтём командира притаился ещё какой-то пульт. Вот он с закрытыми и открытыми крышками:
Под чёрной крышкой – уборка-выпуск закрылков, под красной – шасси. Массивные ручки с пружинами – аварийное торможение колёс.
Оборудование возле двери кабины:
И оборудование за креслом второго пилота:
Зелёной стрелкой показан прибор, доживший аж до Ту-154 – высотный сигнализатор ВС-46, он включает сигнализацию при падении давления в кабине ниже 460 мм рт. ст., то есть если кабинная высота станет выше 3000 м. Жёлтой стрелкой показан серебристый купол гироагрегата курсовой системы, а синей – вершина эргономики, тахометр роторов низкого давления двигателей. На Ту-134 он тоже стоит за спинами экипажа.
На Ту-154 ВС-46 установлен под командиром, в первом техотсеке:
Это же место на Ту-134:
На округлой зашивке бака тормозной гидросистемы видно маленькое окно с чёрным указателем поплавкового уровнемера. Но от шума насосной зашивка не спасает – периодический вой на всю кабину на рулении. Давление в основной гидросистеме создаётся приводными насосами на двигателях, а в тормозной вот так... О полётах на Ту-134 можно почитать у бортмеханика Михаила Селюминова:
А о Ту-124Ш на сегодня всё. Позже продолжим, как это было уже не раз! Например, на днях завершился цикл статей о производстве локомотивов в России, растянувшийся на 9 статей против запланированных 9, вот заключительная:
А вот и продолжение – вторая часть про Ту-124:
Третья часть – вход в кабину штурмана, щиток заправки и левая панель АЗС
Четвёртая часть – приборная доска штурмана
Пятая часть – правая сторона кабины штурмана
Шестая часть – салон и внешний осмотр
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—