Предисловие: Боинг 777 и Ту-154 роднят три вещи. Первая — это пассажирские самолёты. Вторая — 3-осная тележка Б 777 создана на наработках КБ Туполева по 3-осным тележкам Ту-22М, Ту-154, Ту-160, инженеры Боинга официально работали с нашими. Третью узнаете в тексте!
= = = = = = =
– После посадки крыло таким дырявым кажется – озвучил один мой товарищ народную мысль. И правда, когда на пробеге самолёт ощетинивается закрылками да спойлерами, кажется – как мы на этом решете держались в небе? Но кто в предыдущих статьях оценил толщину центральной части крыла (центроплана), тот уже так не скажет. Взгляните на крыло Ту-154М сверху:
Как видим (в проёме под элерон для масштабу поблескивает крохотная лысина техника), крыло даже за вычетом всяких там элеронов и предкрылков достаточно широкое, чтобы держать вес и прочие нагрузки вроде перегрузок от болтанки. О навесных агрегатах позже, пока можно взглянуть через аварийный люк на вскрытое крыло и оценить ещё и толщину:
Здесь вскрыта съёмная панель, видно изнутри полость крыла – она же второй правый топливный бак. При сборке крыла, когда к панелям приклёпываются лонжероны, нервюры и стрингеры, привалочные торцы покрываются герметиком, плюс после сборки швы покрываются герметиком – так образуются две линии герметизации.
Крыло ещё и разнимается – центроплан кончается за гондолами шасси, по 14-м нервюрам:
На этих нервюрах выполнены гребёнки стыковки, на отъёмных частях крыла (ОЧК) – такие же, они стягиваются болтами. Нервюры дюралюминиевые, а болты стальные, поэтому для защиты от гальванокоррозии они покрываются нейтральным грунтом. После затяжки болтов гребёнки закрываются лентами, образующими гладкую поверхность крыла.
А это – вид снизу на крыло Ту-154Б-2 при закрылках, выпущенных на 45°:
Напомню, что мой цикл «Тушкины потроха» – не ликбез, а рассказ о конкретной серии самолёта. Что такое закрылки с предкрылками, что такое пограничный слой и когда нужно увеличение площади крыла – можно почитать хотя бы в Википедии, я гарантирую, что там всё написано правильно, сам приложил руку. Вернёмся к фото. Синей стрелкой обозначен обтекатель каретки, зелёной – рельс закрылка, жёлтой – хвостик, а красной – винтовой подъёмник. Хвостик – отличие закрылка Ту-154Б от эмочного, такая конструкция называется 3-щелевой.
Первая щель образована крылом и дефлектором, вторая – дефлектором и закрылком, третья – закрылком и хвостиком. Такая конструкция увеличивает подъёмную силу, но ценой роста массы, сопротивления и снижения прочности, поэтому на Ту-154М для повышения экономичности закрылок 2-щелевой. Причём 2-щелевым он становится при выпуске на углы 36° или 45° (на посадочные), до этого (на взлётных углах 15° и 28°) поток ловит лишь щель между дефлектором и закрылком. Соот-но, 3-щелевой закрылок бэшки на взлётных углах работает как 2-щелевой.
Также обращаю ваше внимание на буквенные наращения. Сложное слово «трёхщелевой» в более легкочитаемой форме записывается как «3-щелевой» — как составное слово. Здесь только цифра, дефис и вторая часть сложного слова, никаких «ха», «ти», пробелов, ничего лишнего, а то есть кадры, кто умудряется «45-летний», разорвав надвое и добавив ненужных букв, написать как «45-ти летний».
«2-комнатную квартиру» в объявлениях тоже часто рвут, а недавно я листал «новую русскую» (писаную инженерами XXI века, а не советскими) книгу по дизелю ЗИЛ-645, так там четырёхцилиндровый дизель обозвали «4-ти цилиндровым» (серьёзно и дословно). Расшифруете – получите «четырети цилиндровый». Похоже на оригинал?.. Для сомневающихся – такие «рваные» варианты НЕ ДОПУСКАЮТСЯ. Вообще. Это грубая ошибка.
Вернёмся к закрылкам туполя. Вот «подмышка» левого крыла – пространство между фюзеляжем и левой гондолой шасси, самолёт на сборке:
Закрылок уже стоит, но ещё нет дефлектора и интерцептора. Интерцептор и закрылок, стоящие здесь, называются внутренними, на этот закрылок работают 1-й и 2-й подъёмники, за гондолой — внешний закрылок, он выпускается 3-м и 4-м подъёмниками. А вот правая «подмышка», здесь пока нет закрылка – можно получше разглядеть каретку:
На каретке установлены ролики, в которых движется рельс, закреплённый на закрылке. Ролики установлены на эксцентриках, с их помощью положение закрылка регулируется. Профиль рельса задаёт траекторию выпуска закрылка, а за сам выпуск отвечают винтовые подъёмники, приводимые через общую трансмиссию, вот один из них на испытательном стенде:
Всё, что зелёное – стенд, с помощью электродвигателя (он в нижней части стенда, на фото не виден) подъёмник вращается, а обозначенный стрелкой гидроцилиндр создаёт сопротивление движению подъёмника, имитируя нагрузку от скоростного напора. И вот вся конструкция в сборе на отнятой ОЧК Ту-154Б-2:
Всё понятно без лишних слов… Вверх под углом 45° вздыбился I средний интерцептор.
Трансмиссия нужна для полной синхронности работы закрылков слева и справа – иначе возникнет кренящий момент и самолёт опрокинется. В комментариях к моему видео работы трансмиссии предкрылков Ту-154М какой-то чудик написал: "такой ужас с какими-то тисками могли только туполевцы придумать!!!111", но здорово ошибся – посмотрите на крыло Боинга 777:
Примерно такая же опора каретки и под ней зелёный редуктор подъёмника на первой врезке, такая же промежуточная опора трансмиссионного вала на второй... «Три топора» — втрое более тяжёлый самолёт со втрое большей нагрузкой на закрылки, нежели туполь, это не Су-27, флапероны которого (закрылки-элероны) выпускаются и удерживаются гидроусилителями. Без «тисков», соединённых трансмиссией, тут не обойтись.
На передней кромке крыла сложной механики намного меньше, да и в целом она изящнее – это же лицо крыла, тут любой выступ вносит изрядную долю в сопротивление. По всему размаху передний лонжерон закрыт каплевидным носком, на котором почти по всему размаху ещё лежат выпускаемые на взлёте и посадке предкрылки:
В корневой части крыла – носок циклопических размеров. Вот правая корневая часть без носка, хорошо виден уже знакомый серый вал трансмиссии предкрылков, а стрелкой обозначен привод предкрылков. Хорошо видно, что над лонжероном (передней стенкой) крыла продолжается шов заклёпок на фюзеляже — 41-й шпангоут фюзеляжа объединён с I лонжероном крыла:
А вот крыло с установленным носком, но открытым люком подхода к приводу, а стрелкой обозначен топливный перекачивающий насос:
ЭПВ-8П – электропривод, состоит из двух асинхронников АДС-600 с муфтами сцепления-торможения (МСТ) и дифференциального редуктора. Дифференциальный редуктор в разрезе будет показан в следующей статье, он слагает работу обоих двигателей, а если один из двигателей откажет – предкрылки всё равно будут работать, но со вдвое меньшей скоростью. Предкрылки выпускаются вперёд с наклоном вниз на угол 22°, образуя щель для сдува пограничного слоя. То самое видео, на нём чётко слышно сработку МСТ:
МСТ управляются показанными в предыдущих статьях КЗД-3, по сути МСТ – катушка, примагничивающая диск сцепления. Включенная муфта соединяет мотор с редуктором, отключенная затормаживает вал редуктора, чтобы при штатном отключении привода трансмиссия была заторможена, а при работе одним мотором его момент не уходил впустую на раскрутку неработающего мотора, а шёл в трансмиссию.
Асинхронники — мощностью 1150 ватт каждый, питаются тремя фазами 115/200 вольт. На видео слышно, как они взвывают — включаются контакторы и подают на них три фазы, а через полсекунды уже включаются МСТ и трансмиссия страгивается. А после остановки слышно выбег роторов АДС — муфты отключились и затормозили трансмиссию, а роторы-то отцепились от неё и будут крутиться на своих прекрасных авиационных подшипниках ещё очень долго...
В следующей части – и нутро хитрющего гидропривода закрылков, и работа системы, и немного о её настройке. И не забывайте, что про Ту-154 у меня целый цикл статей и он растёт! Параллельно идёт цикл «Труженик электродвигатель» — про трамваи, локомотивы, ну, и чуть-чуть про самолёты. Из девятой статьи, например, ясно, как моторы ЭПВ-8П включаются то на уборку, то на выпуск.
P. S. Как быстро поставить знак градуса? На ноутах никак – на них урезанная клавиатура, а на настоле, зажав Alt, наберите на цифроклаве 0176. Другие коды можете посмотреть в Сети. А как небыстро? Пуск – Выполнить, введите charmap, нажмите Enter, дальше всё просто.
Оглавление цикла «Тушкины потроха»
Другой цикл канала — «ТЭД — труженик электродвигатель»