Знаете, что меня раздражает, когда я смотрю снимки кабин? Почти всегда они делаются в одном и том же ракурсе. Если это кабина самолёта - то это вид из входной двери вперёд, с обоими штурвалами в кадре. Если кабина локомотива - то тоже вид примерно из входной двери вправо. Многие закоулки совершенно не показываются, вроде их и нет. Лучший способ это исправить - отснять самому в подробностях, если есть возможность. Поэтому сегодня продолжим путешествие по кабине Ту-124Ш! В предыдущей части были осмотрены салон, рабочее место командира, задняя часть кабины.
А вот рабочее место "правака":
Многое как у командира - штурвал, белое колесо триммера, два РУДа (рычага управления двигателями), за РУДами - чёрный пьедестал с регуляторами освещения приборов. Нет ручек торможения РУДов и стопорения рулей - они только слева. А из-за кресла выглядывает кислородный прибор, работающий на кислородную маску, он показан зелёной стрелкой. Под ним - вентиль подачи к прибору кислорода высокого давления.
А что на Ту-124АА, снова пардон, Ту-134А? По сути только цвет пультов поменялся да добавился аварийный радиомаяк АРМ-406, он показан зелёной стрелкой:
АРМ сейчас обязателен на всех самолётах, при аварии он автоматически либо вручную посылает сигнал системе КОСПАС-САРСАТ - космической системе поиска аварийных судов. А жёлтой стрелкой показано откидное сиденье борттехника, скорее всего, таким же оно было на нашем Ту-124, просто не сохранилось.
Правая приборная доска:
Как видим, приборная доска, к великому сожалению, треснула, а часть приборов стоит неродная - к примеру, вместо авиагоризонта установлен ПНП (планово-навигационный прибор) - это видно и по слишком большому окну под него, и по самому расположению: в центре доски должен быть авиагоризонт. А вместо одного из приборов, вверху посередине, под табличкой "Перенаддув кабины", стоит УРВ - указатель расхода воздуха в системе кондиционирования.
Штатное место двух УРВ - в правом нижнем углу доски, где они, собственно, и видны. По центру в синей рамке - управление воздушной противообледенительной системой, слева внизу в жёлтой - топливной. Переключатель СЭТС выбирает, в каких группах баков смотреть уровень топлива. Если кто не может разглядеть что-то внизу доски - вот крупнее:
Средняя приборная доска, под которой штурман пробирается в стеклянный нос:
Середину доски занимают мотоприборы: 2-стрелочный тахометр роторов высокого давления обоих двигателей, два расходомера (с жёлтыми точками в середине стёкол), 2-стрелочный термометр выходящих газов, два 3-стрелочных моторных индикатора, правее - два крохотных манометра давления подкачки топлива. На расходомерах выставляется количество топлива на каждый двигатель, датчики мгновенного расхода крутятся, расходомеры щёлкают, в ряде случаев показывая остаток топлива точнее топливомеров, показания которых меняются при переливах топлива в баках – при изменении тангажа, боковых перегрузках и пр. Почти такие же приборы, например, на вертолёте Ми-6 – ровеснике и двоюродном брате Ту-124, его двигатель Д-25В сделан на основе Д-20П:
Внизу - три манометра гидросистем и три УЗП, указателей положения закрылков: первый показывает положение собственно закрылков, второй - посадочного щитка (эдакой снеговой лопаты, выпускающейся вниз из фюзеляжа), третий - стабилизатора.
По бокам - пульты УКВ-радиостанций Р-802, но комплектен лишь правый – барабан запоминающего устройства с "красным крестиком" рукоятки стоит на месте. Слева зияет пульт с пустой нишей. Принцип действия запоминающего устройства термоядерен: на барабане, который приводится от рукоятки, установлены маленькие крючковидные толкатели, переворачивая их, можно устанавливать частоты, которые помнит барабан. Всего на нём есть место под 20 частот.
В полёте нет нужды вручную ставить на пульте частоту - достаточно просто повернуть барабан, выбрав нужный канал, а частоты каналов заранее настроены на земле. На случай набора частоты, которой нет на барабане, в комплекте радиостанции есть пульт ручного набора. Кстати, с этими радиостанциями о 20 каналах связано забавное жаргонное понятие "21-й канал", которое не раз упоминается в книге "Обречены на подвиг" полковника Валерия Григорьева.
Если радиостанция отказала - то лётчик переключается на прослушивание АРК (автоматического радиокомпаса), а командный пункт передаёт ему команды через приводной радиомаяк, обычно передающий морзянку.
О книге Григорьева, лётчика ПВО, сказано в статье о МиГ-25РБ:
Вернёмся к средней приборной доске. Вот середина кабины на Ту-134А:
Тоже угадываются старые мотивы, внизу виден проход в стеклянный нос. Сразу бросается в глаза, что вместо сдвоенного указателя температуры газов с ценой деления 20 °С поставлены два отдельных с двумя шкалами - грубой и точной. И УКВ-радиостанция совсем другая.
История туполевских машин вообще богата и запутанна. О памятнике Ту-124 в Кимрах, о месте, где родился авиаконструктор, и о музее Туполева на днях рассказал Олег Еверзов:
Вернёмся в кабину. Верхний электрощиток:
Довольно пустынно. Ниши в центре - под ультрафиолетовые светильники, заставляющие светиться светомассу на шкалах приборов (такая светомасса сама не светится и не радиоактивна). По бокам щитка - "надбровные" окна для улучшения обзора в глубоком крене. Ещё на Ту-154 и его сверстниках вроде старых Боингов 737 такие окна есть, а вот на более поздних машинах от них уже отказались.
Внизу в центре щитка - переключатели управления интерцепторами (они на Ту-124, Ту-134А работают лишь на земле) и щитком, стоят в нейтрали, а на врезке - на выпуск. Вот щиток более крупно:
Где управление закрылками - показано в первой части, а управление стабилизатором - на боковом пульте.
И снова Ту-134:
Щиток серьёзно обогатился, даже манометры гидросистем и указатели закрылков и стабилизатора переехали сюда.
На этом на сегодня про Ту-124 всё! В третьей части спустимся в кабину штурмана. Вчера и сегодня на канале вышли два видео про источники постоянного тока 27 вольт на Ту-154 – вот первое и второе, ролик про авиагоризонт бомбардировщика АГБ-3, а также регулярно выходят посты серий «18 лет спустя» и «9 ½ лет спустя» – вот про пластиковые ЧС4, вот про ВЛ10К в морозный день.
И помните про наш Телеграм-канал:
Мы, соавторы канала, почти все работаем на транспорте и пишем о том, что проверили сами. Трое из нас – Данил, автор канала ПОД СТУК, и два брата, автора Записок о самолётах – пока ещё не волшебники, только учатся, но хороший студент профильного заведения лучше типичного журналиста. На днях вышла дискуссия с автором канала «Железнодорожный моделизм» – в его статье сказано, что ВЛ65 представляет собой секцию ВЛ85 со второй кабиной.
Несмотря на множество аргументов, автор эту грубую ошибку исправлять отказался – мол, обывателю и так сойдёт, в итоге я отписался. Разве стоит с таким настроем вести серьёзный канал? Именно с разговора о том, что ВЛ65 – сильно другой электровоз, а вовсе не секция ВЛ85, и началось наше общение с Пашей Машинистом, который тоже в нашей команде. Его статья про Северобайкальск и сподвигла меня наконец разобрать этот вопрос подробно:
Будем работать качественно – победим!
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—