Всем привет! Если вы смотрели фильм о городе, действие которого происходит в 1930-е годы, то обязательно бы заметили сегодняшнего нашего героя - колоритный автобус ЗиС-8.
Неудивительно, но именно ЗиС-8 - стал символом автобусного транспорта 30-х годов 20 века, хотя и до него были в СССР автобусы.
История
С 1933 годах московский завод АМО выпускал автобус АМО-4 на базе грузовика АМО-3 с вместимостью 33 человека. А с 1934 года начался выпуск автобуса ЗиС-8 на базе кузова легендарного грузовика ЗиС-5 на удлиненном шасси ЗиС-11. Главным отличием ЗиС-8 от предшественников был принцип сборки кузова - каждый элемент изготовлялся отдельно, а затем они все собирались вместе, как конструктор - такой процесс удешевил и ускорил производство. Стандартный кузов ЗиС-8 был разработан институтом НАТИ и применялся повсеместно - именно поэтому эти автобусы и получили прозвище - "коробочка" за свой внешний вид.
Выпуск ЗиС-8 на Заводе имени Сталина прекратился в 1936 году в связи с реконструкцией предприятия, только в 1938 году будет налажена сборка новых автобусов ЗиС-16. Тем не менее после 1936 года выпуск ЗиС-8 продолжался на других заводах. Так московский завод "Аремкуз" производил ЗиС-8 вплоть до 1941 года. Так же сборка кузовов ЗиС-8 велась и на других заводах и в автобусных парках. Готовые кузова устанавливали на шасси грузовиков.
Автобусы ЗиС-8 стали выводиться из эксплуатации уже в 1950-е годы. Во первых им на смену пришли более современные, комфортные, вместительные цельнометаллические автобусы, а во вторых к этому времени автобусы ЗиС-8 устарели морально и физически.
Конструкция
Автобус собирался на базе шассе грузовика ЗИС-11 (удлиненная версия шасси грузовика ЗиС-5). На ЗиС-8 устанавливался 6-и цилиндровый карбюраторный мотор, что позволяло автобусу развивать скорость до 60 км/ч. Для торможения использовались механические тормоза.
Кузов автобуса был деревянным, обшитый листами металла. Каждый элемент кузова - стены, пол, крышу, двери изготовляли отдельно, а затем собирали воедино.
Автобус вмещал 29 человек. в том числе имелось 21 место для сидения.
Модификации
Кроме стандартной модификации, серийно производившейся на Заводе имени Сталина и других ЗиС-8 выпускался в ряде других вариациях.
В 1935 году собирались автобусы ЗиС-8 в "курортной" комплектации с открытым кузовом.
В том же году выпускался автобус в комплектации "люкс". Он отличался уменьшенной вместимостью - 12 мест для сидения вместо 21, кожаными сидениями и одной дверью.
В 1937 году был выпущен опытный автобус без капота на удлиненном шасси с использованием ряда элементов от грузовика ЯГ-4.
В 1938 году был построен экспериментальный автобус на природном газе. На крыше было установлено 16 алюминиевых баллонов для газа.
Так же известно, что были автобусы ЗиС-8 с газогенераторной установкой, которая была установлена в прицепе.
***
Во многом образ ЗиС-8 был растиражирован после выходы на экраны фильма "Место встречи изменить нельзя". Хотя использовавшийся в фильме автобус не оригинальный, был построен в 1960-е годы на заводе "Аремкуз". Но тем не менее образ этого автобуса массово ушел "в народ".
Не смотря на то, что ЗиС-8 мало отличался от своего предшественника АМО-4 на нем были применено ряд новшеств. Кроме сборки раздельных частей, кузова, о котором я писал выше на ЗиС-8 начали использовать более мощный двигатель, механические вместо гидравлических тормоза, был увеличен топливный бак.
Но и не недостатков у ЗиС-8 было немало. Кроме малой вместимости и отсутствия какого либо комфорта в салоне пахло бензином. А переполненный салон пассажирами кренился на правую сторону, а кузов поскрипывал, но держался. Сам ход автобуса был довольно жесткий, особенно по булыжной мостовой.
Несмотря на недостатки ЗиС-8 поставлялся и за рубеж. В 1934 году 16 автобусов были поставлены в Турцию.
Завод имени Сталина выпустил чуть более 500 автобусов. Но производство ЗиС-8 продолжалось и на других заводах, например на московском заводе "Аремкуз" выпуск продолжался вплоть до 1941 года. Так же автобусы собирались в автобусных парках и мастерских городов СССР. В каждом городе ЗиС-8 отличался как внешне, так и по устройству. Одним из наиболее отличительных была версия ЗиС-8 выпускаемая в Ленинграде на заводе автотранспортного управления. Автобус получивший обозначение АЛ-2 имел удлиненную раму и 3 оси.
Кроме автобуса, снимавшегося в фильме "Место встречи изменить нельзя", построенного в 1960-е годы на шасси УралЗиС имеется автобус из музея "Московский транспорт" воссозданный на базе более короткой рамы от грузовика ЗиС-12. Наиболее удачным стал восстановленный автобус, сохранившийся в Санкт-Петербурге.
С 1938 года Завод имени Сталина начнет сборку автобуса ЗиС-16 - так же деревянного, с капотом, но с обтекаемыми формами кузова. но народная любовь, все же будет у классического ЗиС-8 - автобуса - "коробочки", ставшего непревзойдённым символом 1930-х годов 20 века.
На сегодня все! В следующий раз продолжим.
Фотографии взяты с замечательного сайта Госкаталог.рф.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что-нибудь интересное!
Почитайте другие статьи о моделях автобусов: