Найти тему

ЗиС-8 - автобус-"коробочка"

Оглавление

Всем привет! Если вы смотрели фильм о городе, действие которого происходит в 1930-е годы, то обязательно бы заметили сегодняшнего нашего героя - колоритный автобус ЗиС-8.

Неудивительно, но именно ЗиС-8 - стал символом автобусного транспорта 30-х годов 20 века, хотя и до него были в СССР автобусы.

г. Кызыл, 1937 г., фото В. П. Ермолаева, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12776713
г. Кызыл, 1937 г., фото В. П. Ермолаева, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12776713

История

С 1933 годах московский завод АМО выпускал автобус АМО-4 на базе грузовика АМО-3 с вместимостью 33 человека. А с 1934 года начался выпуск автобуса ЗиС-8 на базе кузова легендарного грузовика ЗиС-5 на удлиненном шасси ЗиС-11. Главным отличием ЗиС-8 от предшественников был принцип сборки кузова - каждый элемент изготовлялся отдельно, а затем они все собирались вместе, как конструктор - такой процесс удешевил и ускорил производство. Стандартный кузов ЗиС-8 был разработан институтом НАТИ и применялся повсеместно - именно поэтому эти автобусы и получили прозвище - "коробочка" за свой внешний вид.

Выпуск ЗиС-8 на Заводе имени Сталина прекратился в 1936 году в связи с реконструкцией предприятия, только в 1938 году будет налажена сборка новых автобусов ЗиС-16. Тем не менее после 1936 года выпуск ЗиС-8 продолжался на других заводах. Так московский завод "Аремкуз" производил ЗиС-8 вплоть до 1941 года. Так же сборка кузовов ЗиС-8 велась и на других заводах и в автобусных парках. Готовые кузова устанавливали на шасси грузовиков.

Автобусы ЗиС-8 стали выводиться из эксплуатации уже в 1950-е годы. Во первых им на смену пришли более современные, комфортные, вместительные цельнометаллические автобусы, а во вторых к этому времени автобусы ЗиС-8 устарели морально и физически.

Конструкция

Автобус собирался на базе шассе грузовика ЗИС-11 (удлиненная версия шасси грузовика ЗиС-5). На ЗиС-8 устанавливался 6-и цилиндровый карбюраторный мотор, что позволяло автобусу развивать скорость до 60 км/ч. Для торможения использовались механические тормоза.

1938-1939 г., г. Вологда, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19377488
1938-1939 г., г. Вологда, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19377488

Кузов автобуса был деревянным, обшитый листами металла. Каждый элемент кузова - стены, пол, крышу, двери изготовляли отдельно, а затем собирали воедино.

19340-е гг.. г. Ленинград, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17737540
19340-е гг.. г. Ленинград, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17737540

Автобус вмещал 29 человек. в том числе имелось 21 место для сидения.

1930-е гг., салон автобуса ЗиС-8, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19120471
1930-е гг., салон автобуса ЗиС-8, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19120471

Модификации

Кроме стандартной модификации, серийно производившейся на Заводе имени Сталина и других ЗиС-8 выпускался в ряде других вариациях.

В 1935 году собирались автобусы ЗиС-8 в "курортной" комплектации с открытым кузовом.

В том же году выпускался автобус в комплектации "люкс". Он отличался уменьшенной вместимостью - 12 мест для сидения вместо 21, кожаными сидениями и одной дверью.

Автобус ЗиС-8 "Люкс", фото из книги: Отечественные автобусы и троллейбусы : 1900-2000 гг. / С. Кануннтков, М. Шелепенков. - Москва : За рулем, 2014. - С. 49.
Автобус ЗиС-8 "Люкс", фото из книги: Отечественные автобусы и троллейбусы : 1900-2000 гг. / С. Кануннтков, М. Шелепенков. - Москва : За рулем, 2014. - С. 49.

В 1937 году был выпущен опытный автобус без капота на удлиненном шасси с использованием ряда элементов от грузовика ЯГ-4.

В 1938 году был построен экспериментальный автобус на природном газе. На крыше было установлено 16 алюминиевых баллонов для газа.

Так же известно, что были автобусы ЗиС-8 с газогенераторной установкой, которая была установлена в прицепе.

***

Во многом образ ЗиС-8 был растиражирован после выходы на экраны фильма "Место встречи изменить нельзя". Хотя использовавшийся в фильме автобус не оригинальный, был построен в 1960-е годы на заводе "Аремкуз". Но тем не менее образ этого автобуса массово ушел "в народ".

Не смотря на то, что ЗиС-8 мало отличался от своего предшественника АМО-4 на нем были применено ряд новшеств. Кроме сборки раздельных частей, кузова, о котором я писал выше на ЗиС-8 начали использовать более мощный двигатель, механические вместо гидравлических тормоза, был увеличен топливный бак.

Но и не недостатков у ЗиС-8 было немало. Кроме малой вместимости и отсутствия какого либо комфорта в салоне пахло бензином. А переполненный салон пассажирами кренился на правую сторону, а кузов поскрипывал, но держался. Сам ход автобуса был довольно жесткий, особенно по булыжной мостовой.

Несмотря на недостатки ЗиС-8 поставлялся и за рубеж. В 1934 году 16 автобусов были поставлены в Турцию.

1930-е гг., источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14871001
1930-е гг., источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14871001

Завод имени Сталина выпустил чуть более 500 автобусов. Но производство ЗиС-8 продолжалось и на других заводах, например на московском заводе "Аремкуз" выпуск продолжался вплоть до 1941 года. Так же автобусы собирались в автобусных парках и мастерских городов СССР. В каждом городе ЗиС-8 отличался как внешне, так и по устройству. Одним из наиболее отличительных была версия ЗиС-8 выпускаемая в Ленинграде на заводе автотранспортного управления. Автобус получивший обозначение АЛ-2 имел удлиненную раму и 3 оси.

Кроме автобуса, снимавшегося в фильме "Место встречи изменить нельзя", построенного в 1960-е годы на шасси УралЗиС имеется автобус из музея "Московский транспорт" воссозданный на базе более короткой рамы от грузовика ЗиС-12. Наиболее удачным стал восстановленный автобус, сохранившийся в Санкт-Петербурге.

Автобус ЗиС-8 в музее "Московский транспорт", 2018 г.
Автобус ЗиС-8 в музее "Московский транспорт", 2018 г.

С 1938 года Завод имени Сталина начнет сборку автобуса ЗиС-16 - так же деревянного, с капотом, но с обтекаемыми формами кузова. но народная любовь, все же будет у классического ЗиС-8 - автобуса - "коробочки", ставшего непревзойдённым символом 1930-х годов 20 века.

На сегодня все! В следующий раз продолжим.

Фотографии взяты с замечательного сайта Госкаталог.рф.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что-нибудь интересное!

Почитайте другие статьи о моделях автобусов:

Автобусы | Транспортная планета | Дзен

Авто
5,66 млн интересуются