Найти в Дзене
Транспортная планета

ЛАЗ-695 - легенданый автобус из Львова

Сегодня познакомимся с одним из легендарных советских автобусов Львовского автобусного завода. В общей сложности модель выпускалась 54 года, построено более 250 тысяч машин, причем в ряде регионов постсоветского пространства ЛАЗы можно встретить не только в качестве служебных, но и на линии. История Изначально на новый автобусный завод в Львов должно было быть перенесено производство автобусов ЗиС-155 с Завода имени Сталина из Москвы. Но, конструкторами Львовского завода было принято решение разработать "свой" оригинальный автобус. За основу конструкции был взят турецкий автобус Mercedes-Benz O321H, а дизайн стилизован с немецкими автобусами Magirus. Первые автобусы завод построил в 1956 году, а с 1957 года началось серийное производство. С 1970-х годов автобус начинает поставляться за рубеж. Самой узнаваемой стала модификация ЛАЗ-695Н, которую начали производить в 1974 году. Львовский завод их выпускал вплоть до 2002 года, когда было принято решение снять с производства эту модель. С
Оглавление

Сегодня познакомимся с одним из легендарных советских автобусов Львовского автобусного завода. В общей сложности модель выпускалась 54 года, построено более 250 тысяч машин, причем в ряде регионов постсоветского пространства ЛАЗы можно встретить не только в качестве служебных, но и на линии.

автобус ЛАЗ-695Н в музее "Московский транспорт"
автобус ЛАЗ-695Н в музее "Московский транспорт"

История

Изначально на новый автобусный завод в Львов должно было быть перенесено производство автобусов ЗиС-155 с Завода имени Сталина из Москвы. Но, конструкторами Львовского завода было принято решение разработать "свой" оригинальный автобус. За основу конструкции был взят турецкий автобус Mercedes-Benz O321H, а дизайн стилизован с немецкими автобусами Magirus.

Первые автобусы завод построил в 1956 году, а с 1957 года началось серийное производство. С 1970-х годов автобус начинает поставляться за рубеж. Самой узнаваемой стала модификация ЛАЗ-695Н, которую начали производить в 1974 году. Львовский завод их выпускал вплоть до 2002 года, когда было принято решение снять с производства эту модель. С 2002 года производство ЛАЗ-695 было налажено на Днепродзержинском автобусном заводе, где они выпускались вплоть до 2010 года, причиной стало пред банкротное состояние предприятия.

Конструкция

Итак, что же из себя представляет ЛАЗ-695? Это автобус среднего класса. В отличие от всех автобусов, производившихся в середине 20 века на ЛАЗ-695 впервые двигатель был вынесен в задний свес автобуса. Кузов собран из стальных прямоугольных труб и обшит дюралюминиевыми листами. Автобус имел 2 ширмовые двери впереди и сзади автобуса. Первые автобусы имели скатах крыши остекление, но в ходе усовершенствования модели от нее отказались. Автобус вмещал 67 пассажиров при 33 местах для сидения. Планировка салона: 2+2, накопительные площадки отсутствовали. ЛАЗ-695 отличался от своих собратьев более мягким ходом за счёт более усовершенствованной подвески.

Серийные экземпляры выпускались с бензиновыми двигателями ЗиЛ разных модификаций и 5-и ступенчатой механической коробкой передач.

Отличительной особенностью ЛАЗ-695 была люк в заднем торце автобуса - в случае войны его могли использовать для перевозки раненных.

Модификации

За 54 года было несколько модификаций ЛАЗ-695.

Первые ЛАЗ-695 выпускались в 1956-1958 годах. Они получили название "Львов". Первая опытная партия была построена в 4 вариантах: 2 городских автобусов и 2 пригородных - с 1 дверью. В 1957 году первые серийные ЛАЗы-695 пошли в Москву для работы на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Кроме того завод продолжал опыты по созданию пригородного автобуса. Одним из таких стал туристический ЛАЗ-695 с багажными полками и комфортными сиденьями. Автобусы оборудовались бензиновым двигателем ЗиЛ-124, механическим приводом дверей. Всего построено 306 экземпляров.

автобус ЛАЗ-695 "фестивальный", музей "Московскийт транспорт"
автобус ЛАЗ-695 "фестивальный", музей "Московскийт транспорт"

С 1958 года началось производство ЛАЗ-695Б, которые внешне отличаются более большими форточками, установкой вместо диванов раздельных сидений. Важным отличием ЛАЗ-695Б стала установка пневмопривода открывания дверей, а так же он оборудовался бензиновым двигателем ЗиЛ-158Л. В конце 1958 года модель подверглась изменению - было уменьшено остекление скатов крыши. Так же в 1959 году был собран экспериментальный автобус отделка которого была выполнена из стеклопластика. Всего построено 16 718 экземпляров ЛАЗ-695Б. Производился до 1964 года.

г. Ленинград, Автовокзал, автобус ЛАЗ-695Б, источник: https://pastvu.com/p/132345
г. Ленинград, Автовокзал, автобус ЛАЗ-695Б, источник: https://pastvu.com/p/132345

С 1961 года началось производство автобусов ЛАЗ-695Е. Главным отличием была установка нового двигателя ЗиЛ-130Л. Серийно начал производиться с 1963 года, вытеснив предыдущую модификацию. До 1969 года было построено 37 916 машин, из них 1 246 штук ушло на экспорт.

автобус ЛАЗ-695Е, музей "Московский транспорт"
автобус ЛАЗ-695Е, музей "Московский транспорт"

В 1963-1965 годах собирались автобусы ЛАЗ-695Ж с гидромеханической трансмиссией, вместо типовой механической коробки передач. Было построено 40 автобусов.

В 1969 году началось производство ЛАЗ-695М. На нем уже отсутствовало остекление на скатах крыши, оборудовался бензиновым двигателем ЗиЛ-130Я2. До 1976 года было построено 52 077 штук, из них на экспорт было отправлено 164.

Самой массовой стала модификация ЛАЗ-695Н. Она производились в 1969-2002 годах. Главным отличием стал измененный передок с более большими ветровыми стёклами. С 1986 года на передке пропала решетка, а фары стали круглыми. Всего построено 161 349 автобусов.

автобус ЛАЗ-695Н, музей "Московский транспорт"
автобус ЛАЗ-695Н, музей "Московский транспорт"

г. Архангельск, аэропорт "Талаги", 1982 г., автобус ЛАЗ-695Н, источник: https://pastvu.com/p/709199
г. Архангельск, аэропорт "Талаги", 1982 г., автобус ЛАЗ-695Н, источник: https://pastvu.com/p/709199

В 1980-1985 годах выпускалась модификация ЛАЗ-695Р повышенной комфортности: с высокими и удобными сиденьями для перевозок на Олимпиаде 1980 года в Москве.

В 1984 году был построен автобус модели ЛАЗ-695НГ. Он отличался установленным газовым двигателем ЗиЛ-38И. Автобусы этой модели стали первыми в СССР, работающие на природном газе. Массово автобус ЛАЗ-695НГ начал выпускаться только с 1989 года, до этого производство шло мелкими партиями. После 2002 года автобус собирался на Днепродзержинском автобусном заводе вплоть до 2010 года. От ЛАЗ-695Н внешне не отличался. Баллоны располагались на крыше.

С 1993 года начались работы по установке на ЛАЗ-695Н дизельных двигателей. В порядке эксперимента машины комплектовались харьковскими двигателями Д-6112, 494Л и СМД-2307. Новые автобусы получили обозначение ЛАЗ-695Д "Дана". С 1995 года на них устанавливались минские двигатели Д-245.9. Автобус производился на ЛАЗе до 2002, затем производство было перенесено на Днепродзержинский завод.

С 1996 года мелкими партиями выпускался пригородный дизельный автобус повышенной комфортности ЛАЗ-695Д.11 "Таня".

***

Хоть ЛАЗ-695 позиционировался как городской автобус, но из-за неудачной для городских перевозок планировки, отсутствие накопительных площадок и узкие двери чаще использовался на пригородных линиях, а с началом серийного производства ЛиАЗ-677 окончательно был вытеснен за город. Среди недостатков отмечалась теснота салона, перегрев двигателей (особенно на первых модификациях). Но тем не менее ЛАЗ-695 славился простой и неприхотливостью в обслуживании, благодаря удачной подвеске в нем было комфортно передвигаться, как по хорошей дороге, так и по бездорожью. Не смотря на явные минусы, плюсы явно перевешивали, ведь не зря автобус выпускался 54 года, а сотни автобусов ЛАЗ-695 до сих пор бороздят просторы бывшего СССР.

На базе ЛАЗ-695 были созданы туристические ЛАЗ-697 и междугородние ЛАЗ-699. В 1963 году на базе ЛАЗ-695Е было собрано 10 троллейбусов ЛАЗ-695Т, позднее троллейбусы в автобусных кузовах собирались в Киеве и Одессе.

ЛАЗ-695 - один из немногих автобусов, который стал символом общественного транспорта СССР в общем ряду с автобусами ЛиАЗ-677, троллейбусами ЗиУ-682 и трамваями 71-605. При этом ЛАЗ-695 занял важную нишу и в истории советского автобусостроения - на нем впервые двигатель установили в задний свес, и впервые установили газовый двигатель.

г. Москва, аэропорт "Домодедово", 1967 г., автобус ЛАЗ-695, источник: https://pastvu.com/p/41441
г. Москва, аэропорт "Домодедово", 1967 г., автобус ЛАЗ-695, источник: https://pastvu.com/p/41441

Часть фотографий взяты с замечательного сайта PastVu.

При подготовке статьи использовалась информация с сайта LAZ-Legend, где дается подробная информация по модификациям ЛАЗ-695.

Спасибо, что прочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о моделях троллейбусов: