Несколько недель назад мы уже знакомились с одним из автобусов Минского автомобильного завода - МАЗ-206, правда это был полунизкопольный автобус среднего класса. Сегодня пришло время низкопольного автобуса среднего класса - МАЗ-203.
В моем родном Архангельске работает 2 автобуса данной модели, оба окрашены в интересный сиреневый цвет - их чаще всего мы и увидим на фотографиях в статье.
История
с 1996 года Минский автозавод выпускал полунизкопольный автобус большого класса - МАЗ 103. Главным его недостатком был - повышающийся пол в конце автобуса: у задней двери имеется ступенька. Это не соответствовало требованиям к современным, низкопольным автобусам. Кроме того, еще одним недостатком МАЗа-103 было малое количество мест для сидения. Одновременно, в начале 2000-х завод начал разработку автобусов второго поколения.
Первый МАЗ-203 в модификации .067 был выпущен в 2005 году. В течении 2006 года он побывал на выставках в Киеве и Новосибирске. МАЗ-203 был признан лучшим городским автобусом большого класса на автосалоне "SIA-2006" в Киеве. А в 2005 году получил специальный приз на московской выставке "Мотор-шоу".
Уже с середины 2006 года завод начал серийную сборку МАЗов-203. А первая большая партия из 50 автобусов в 2007 году поступила в Казань. После чего модель стала активно освавать улицы городов Белоруссии, Украины, Сербии, Польши и конечно же России.
Модификации
За более чем 16-летнюю историю завод выпустил несколько десятков модификаций автобуса МАЗ-203. Различий в конструкции кузова, планировке они практически не имеют. Отличаются лишь установленным двигателем и как следствие типом топлива.
С 2005 года выпускалась самая первая модификация МАЗ-203.067. Она оборудовалась дизельными двигателями Mercedes-Benz ОМ906LA. Модель выпускалась до 2013 года. На линии работает порядка 120 автобусов. С 2007 года завод продалжает установку этих двигателей уже на новой модели МАЗ-203.065, но с установкой КПП от Voith, вместо ZF. Таких автобусов произведено порядка 260 штук. Он производился до 2013 года. Но, уже с 2008 года начинается выпуск новой модели МАЗ-203.068. На нем продолжает устанавливанется все тот же двигатель Mercedes-Benz ОМ906LA, но имеющий более высокий экологический класс - Евро-4, вместо Евро-3, как на предыдущих модификациях. Модификация .068 производилась до 2017 года. Произведено около 60 машин. Уже в 2009 году начинается производство аналогичных машин, но уже экологического класса Евро-5 - это модификация МАЗ-203.069. Они серийно выпускались вплоть до 2019 года. их выпущено более 1100 автобусов. В 2012-2019 годах выпускалась модификация МАЗ-203.085 с КПП от Allison, построено порядка 400 едениц техники.
В 2007 году завод начал эксперементы по смене производителей двигателя. Так в 2007-2013 году завод произвел 122 автобуса модификации МАЗ-203.076 с дизельным двигателем Deutz TCD 2013L064V. Большая их часть работает в Минске, Польше и Румынии.
В 2011 году завод собрал свои первые газовые МАЗы-203 для Сербии модификации МАЗ-203-М76 с двигателями от Cummins. Произведено 4 автобуса.
В 2012 году завод произвел автобус МАЗ-203.057, оборудованный дизельным двигателем MAN D 0836 LOH-64. Единственный автобус до сих пор трудится в Польше. На следующий год завод продолжил эксперементы с MAN-овскими двигателями, произведя 2 автобуса, но только с механической КПП модфикации МАЗ-203.058, которые продалжают работать в Гомелевской области и Польше.
В 2012 году был собран гибридный автобус МАЗ-203.865, на котором был установлен не только дизельный двигатель, но и электрический - работающий от аккамуляторов. Автобус проходил испытания в Могилеве, но затем вернулся на завод - так и оставшись в единственном экземпляре.
В 2013 -2016 года завод начал массовый выпуск автобусов с газовыми двигателями. Первопроходцем стала модификация МАЗ-203.965 с движком Mercedes-Benz ОМ906LAG. Их выпущено около 23 машин. Подобный автобус модификации МАЗ-203.966, в единственном экземпляре был произведен в 2017 году. А два года назад в 2015 году так же был выпущен автобус с газовым двигателем Mercedes-Benz ОМ936LAG модификации МАЗ-203.988 - остался в единственном экземпляре. В том же 2015 году завод выпустил партию газовых автобусов МАЗ-203.L65 для Свердловской области в количестве 49 штук с двигателем Mercedes-Benz ОМ906LAG.
С 2015 года производится модификация МАЗ-203.088 с дизельным двигателем Mercedes-Benz ОМ936LA экологического класса Евро-6. Хотя и выпущено их всего около 35 едениц. Большая часть таких автобусов бороздит улицы городов Польши, Сербии и Минска.
С 2017 года завод выпускает модификацию МАЗ-203.015 с дизельным двигателем Mercedes-Benz ОМ926LA. К настоящему времени выпущено порядка 200 машин данного типа. С 2018 года выпускается модификация МАЗ-203.016, отличающаясся установкой КПП от Allison. Выпущено 400 подобных автобусов. Эти обе модификации экологического класса Евро-5.
В 2017 году завод выпустил модификацию МАЗ-203.025, оборудованную российским дизельным двигателем ЯМЗ-53613-50 - единственный автобус работает в Гомелевской области.
С 2019 года призводится модель МАЗ-203.945 с газовым двигателем Weichai WP7G280E51. Выпущено 34 автобуса: 33 в Челябинске и 1 в Санкт-Петербурге.
Автобусы, для пригородных перевозок Минский завод выделил в отдельную 100-ую серию модели. Пригородные модфикации отличаются отсуствием задней двери и большим количеством мест для сидения.
В 2006-2012 годах завод производил модификацию МАЗ-203.167 с двигаетелем Mercedes-Benz ОМ906LA. Выпущено 10 едениц: работают в Одессе, Перми, Казани, Москве, Минске и Сургуте.
В 2008 году выпущено 4 автобуса МАЗ-203.176 с двигателем Deutz TCD 2013L064V, а в 2008-2009 году завод произвел еще 3 автобуса с аналогичным движком, но класса Евро-5 модификации МАЗ-203.177.
Самой же долгоиграющей пригородной версией МАЗа-203 оказалась модель МАЗ-203.169, производивщаяся с 2009 по 2018 год, с 906-ым Мерседесовским двигателем, но только класса Евро-5. Их завод выпустил порядка 40 штук. Кроме того, один из них даже работает в Германии!
В 2014-2017 годах выпускался пригородный автобус МАЗ-203.С65 с газовым двигателем Mercedes-Benz ОМ906LAG. Их произведено около 20 едениц.
С 2019 года выпускается МАЗ-203.116, отличный установкой КПП от Allison. Выпущено 3 автобуса: 2 в Карелии и 1 - в Могилевской области.
Так с 2020 года завод производит пригородную модификацию МАЗ-203.115 с двигателем Mercedes-Benz ОМ926LA. Выпущено всего 9 автобусов - 8 в Минске и 1 в Киеве.
Конструкция
Конструкция автобуса МАЗ-203 - классическая для автобусов большого класса. Каркас из оцинкованных труб, к которым прикрепляется стеклпластиковая внешняя отделка и отделка салона. Стекла - вкленные, лобовое стекло водителя - панорамное, без перегородок. Имеет 3 двухсторчатые, повортные двери. Причем - передняя дверь - разделена: одна створка ведет в салон, другая - в кабину водителя. В пригородных модификацмях - задняя двеь отсуствует. Чаще всего автобус комплектуется различными модификациями двигателей от Mercedes-Benz: как дизельных, так и газовых. Все серийные модификации с автоматической коробкой передач. Автобус оборудован антиблокировочной и противобуксовочной системами. На него устанавливается по желанию заказчика кондиционер, маршрутное табло, информационная система в салон. По умолчанию, в базовой комплектации автобус обородован принудительной вентиляцией, аудиоинформатором. Планировка салона 2+2 - по два ряда сидений с двух сторон. Напротив средней двери широкая накопительная площадка. В зади автобуса - большой шкаф с двигателем.
***
МАЗ-203 - фактически единственнный автобус, производящийся на терриитории бывшего СССР, который закупается в страны Евросоюза - Польшу, Германию, Румынию. Благодаря высокому частву сборки, качественным и неприхотливым двигателям от Mercedes-Benz МАЗ-203 завоевал такю популярность. Они работают в десятках, если не сотнях городах России, на улицах городов Украины, Белоруссии, Казахстана, Сербии, Польши.
В отличие от предшествнника - МАЗа-103, кузов 203-его был удленен, убрана ступенька у средней двери. изменена планировка салона - количество мест для сидений увеличилось, зато проход стал уже. Из-за понижения уровня пола - многие места для сидения оказались на более высоком подиуме. В отличие от 103-ей модели на МАЗе-203 выровнен уровен окон.
В отличие от аналогичного автобуса ЛиАЗ-5292 - салон МАЗа-203 кажется более практичным и продуманным по планировке, но он более прост - по начинке и оформлению салона.
В отлмчие от "среднего" соседа МАЗа-206 на большом МАЗ-203 нет такой духоты, но при этом в сильный мороз отопители с своей задачей не справляются. Эта холодная зима в Архангельске это четко показала. Среди всех автобусов столицы Поморья наиболее комфортно в -30 оказалась в автобусах ЛиАЗ-4292, благодаря системе "климат-контроль", но их пневматика в сильный мороз все же замерзала. А вот МАЗы-203, отработали в мороз на отлично - если бы не холод в салоне автобуса.
МАЗ-203 - окозался успешным автобусом Минского завода, завоевшему не только пост советские рынки, но и европейские! Хочется, что бы эта модель выпускалась и дальше, радуя перевозчиков и пассажиров новыми модификациями и доработками.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о моделях автобусов:
Автобусы ЛиАЗ-4292 - средний низкопольник из Ликино-Дулево
Автобусы ЛиАЗ-6213 - низкопольные "гармони" из Ликино-Дулево