Найти в Дзене
Транспортная планета

Автобусы ЛиАЗ-4292 - средний низкопольник из Ликино-Дулево

Оглавление

Исторически Ликинский автобусный завод выпускал только автобусы большого класса (разе, что начинал с автобуса среднего класса ЗиЛ-158), в том числе один из самых популярных - ЛиАЗ-677. С 2015 года завод начал производство автобусов среднего класса - о нем ЛиАЗе-4292 мы сегодня и поговорим.

24 февраля 2020 г., г. Архангельск, наб. Северной Двины, маршрут № 11
24 февраля 2020 г., г. Архангельск, наб. Северной Двины, маршрут № 11

История

С 2004 года завод выпускает низкопольный автобус большого класса ЛиАЗ-5292. На данный момент выпущено более 10 тысяч данных автобусов. Но высокая цена на большие автобусы, их дорогое обслуживание вынуждает эксплуатирующие предприятия покупать автобусы среднего и малого класса. При этом при заключении контрактов на работу на маршрутах требуются автобусы приспособленные для перевозки маломобильных пассажиров. Лидером в производстве низкопольных автобусов среднего класса стал Минский автозавод со своей моделью МАЗ-206, которая выпускается с 2006 года и оказалась очень популярна на территории России. Понятно, что крупнейший производитель автобусов в России - Ликинский автобусный завод не смог остаться в стороне.

Еще в 2014 году завод по заказу ГУП "Мострансавто" создал автобус ЛиАЗ-5292.60-60. По факту это укороченная версия "длинного" ЛиАЗ-5292 до 10,5 метров с 22 местами для сидения (в ЛиАЗ-5292 - 32 места). Выпускались в 2-х и 3-х дверных вариантах, причем в обоих случаях двери были двухстворчатые. Всего произведено 122 таких автобуса.

После удачного опыта создания "короткого" автобуса ЛиАЗ начал разработку низкопольного автобуса среднего класса. Так летом 2015 года первые два автобуса ЛиАЗ-4292 были собраны, после чего один из них отправился на испытание в Коломну (заводской № 1), второй же ушел в филиал "Юго-Западный" ГУП "Мосгортранс" (заводской № 3), где они прошли успешные испытания. После испытаний коломенский автобус поступил в Орехово-Зуево, где работает в качестве служебного, московский же автобус после успешной работе на 235-ом маршруте вернулся на завод, после чего поступил для работы на звенигородских маршрутах.

В том же году завод начал серийное производство модели. На данный момент произведено около 2150 автобусов ЛиАЗ-4292.

Модификации

Завод выпускает данный автобус в 2-х вариантах.

ЛиАЗ-4292.60 (1-2-1)

Низкопольный автобус с 3 дверьми имеет 18-23 посадочных места. Оборудован дизельный двигатель ЯМЗ-53403 экологического класса Евро-5. Имеется автоматическая коробка передач, мост производства ZF. Произведено более 1500 едениц, работают в основном в Москве и Московской области, а так же в Элисте, Архангельске, Ханты-Мансийске, Туле, Кингисеппе, Санкт-Петербурге, Липецке, Красноярске, Анжеро-Судженске, Мысках, Новороссийске, Югре, Заречном, Нижневартовске, Симферополе, Новом Уренгое, Брянске, Ярославле, Астрахани, Владивостоке, Тобольске в таджикистанском Хунджанде и казахстанском Алмате.

4 ноября 2019 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 54
4 ноября 2019 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 54

ЛиАЗ-4292.60 (1-2-0)

Двухдверная, полунизкопольная модификация. Сразу за 2 дверью имеются ступеньки на высокопольную площадку, которая расположена сзади. Имеет 27 мест для сидения. Отличается установкой мостов Hande Axle. Выпущено около 600 подобных автобусов. Работают в Соликамске, Краснодаре, Великом Новгороде, Ялте, Иркутске, Тамбове, Красноярске, Брянске, Москве, Перми, Удомле, Ярославле, Чите, Твери, Нарьян-Маре, Новотроицке.

Конструкция

По факту, ЛиАЗ-4292 представляет собой укороченную версию большого ЛиАЗ-5292. Да и внешний и внутренний дизайн скопирован со своего "старшего" собрата последних модификаций.

4 ноября 2019 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 76к
4 ноября 2019 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 76к

Трехдверный вариант полностью низкопольный, первая и задняя двери - одностворчатые, средняя - двухстворчатая. Часть сидений расположена на подиумах, часть на низком полу. На против средней двери имеется просторная накопительная площадка.

Двухдверный вариант больше напоминает конкурента МАЗ-206, так же имеет 2 двери: 1-ая одностворчатая, 2-ая двухстворчатая, после которой лестница на высокопольную часть автобуса, где размещены сиденья. Так же на против 2-ой двери - накопительная площадка. Так же часть сидений расположена на низком полу, часть на подиумах в низкопольной части. За счет отсутствия задней двери - мест для сидений больше.

Автобусы оборудованы электронными маршрутоуказателями, информационной системой для автоматического объявления остановок, имеется табло в салоне. По желанию заказчиков в салоне автобуса устанавливается кондиционер.

Впечатления

С автобусами ЛиАЗ-4292 сталкиваюсь практически каждый день, они работают на городских маршрутах Архангельска и о всех достоинствах и недостатках можно судить не по наслышке.

В Архангельск партия из 30 автобусов поступила в 2018 году. Все автобусы 2016-2017 года выпуска были переданы из Москвы. Все трехдверные, полностью низкопольные. Комплектация автобусов соответствующая - с кондиционером, USB-розетками, кнопками открывания дверей, климат-контролем, экранами.

4 ноября 2019 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 60
4 ноября 2019 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 60

Вопросы вызывает планировка салона: большая часть сидений расположена не вперед по ходу движения, а на зад. При этом информационное табло и экраны расположены по ходу движения. В задней части автобуса сиденья расположены очень высоко, особенно последний ряд из 3-х мест, расположенный на двигателе. Что бы туда забраться надо быть преодолеть 2 ступеньки. Кроме того в задней части автобуса очень узкий проход. Часть автобуса впереди съедает большой ящик с оборудованием за кабиной водителя. Так как к нам пришли московские автобусы, у передней двери над колесной аркой убран ряд сидений - это последствия установки турникетов. Итак малое количество мест для сидения в ЛиАЗ-4292 потеряло еще 2 места.

17 октября 2020 г., салон
17 октября 2020 г., салон

Автобусы имеют большую накопительную площадку напротив средней двери.

Двери поворотные, в переднем и заднем проеме - одностворчатые, в середине - двухстворчатые.И опять недоработка в конструкции. Задняя дверь открывается направо и все время пытается прижать стоящих там пассажиров, особенно часто такое в часы пик, когда автобус переполнен людьми. Хоть и заявленная вместимость 82 человека, вмещает он гораздо меньше.

Отдельный недостаток это шумный двигатель, из-за которого не слышно даже собеседника. Но и качество сборки страдает. Из 30 архангельских ЛиАЗов на маршруты выходит около 12-15, все остальные стоят в парке с различными поломками и в ожидании ремонта.

Еще один явный недостаток ЛиАЗа-4292 - это цена, которая выше аналогичных средних низкопольников и практически за такую цену можно купить большой автобус.

Вывод напрашивается такой: автобус внешне выглядит презентабельно, отделка салона то же на высоте, но страдает планировка салона и качество сборки. При этом с уверенностью можно сказать, что ЛиАЗ-4292 хорошая альтернативна белорусскому МАЗу-206. Конечно, лучше приобретать такие автобусы, как ЛиАЗ-4292, более приспособленные для городских перевозок чем "чудо автобус""псевдо средний класс" ПАЗ-320435 "Vector Next" "Доступная среда".

Автобус ЛиАЗ-4292 подходит для менее напряженных маршрутов, с небольшим пассажиропотоком.

Тем не менее ЛиАЗ-4292 нашел своего покупателя на рынке и поэтому массово покупается перевозчиками для работы на городских и пригородных маршрутах.

15 декабря 2019 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 44
15 декабря 2019 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 44
22 февраля 2020 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 5
22 февраля 2020 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 5
22 февраля 2020 г., г. Архангельск, перекресток улицы Революции и Ленинградского проспекта, маршрут № 5
22 февраля 2020 г., г. Архангельск, перекресток улицы Революции и Ленинградского проспекта, маршрут № 5
22 февраля 2020 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 5
22 февраля 2020 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 5
22 февраля 2020 г., г. Архангельск, улица Воронина, маршрут № 44
22 февраля 2020 г., г. Архангельск, улица Воронина, маршрут № 44
24 февраля 2020 г.. г.. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 54
24 февраля 2020 г.. г.. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 54
24 февраля 2020 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 60
24 февраля 2020 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 60
4 ноября 2020 г., г. Архангельск, улица Воронина, маршрут № 42
4 ноября 2020 г., г. Архангельск, улица Воронина, маршрут № 42
4 ноября 2020 г., г. Архангельск, улица Никитова, маршрут № 42
4 ноября 2020 г., г. Архангельск, улица Никитова, маршрут № 42
4 ноября 2020 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 42
4 ноября 2020 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 42
31 декабря 2020 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 42
31 декабря 2020 г., г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут № 42
16 марта 2019 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 44
16 марта 2019 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 44

16 марта 2019 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 44
16 марта 2019 г., г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут № 44

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о моделях автобусов:

ЛиАЗ-677

ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-6213