Среди различных моделей городского транспорта, которые работали на территории СССР можно выделить несколько легендарных: кроме советского троллейбуса ЗиУ-9, трамвая КТМ-5 и автобуса ЛиАЗ-677 были модели поставлявшиеся из-за рубежа, а точнее дружественных Советскому Союзу стран соцлагеря: среди них это трамвай Tatra T3, троллейбус Škoda 14Tr, ну и герой нашей статьи - автобус Ikarus 280. Если производство обычных автобусов большой вместимости в СССР было налажено, то вот с "Гармонями" были проблемы, но на помощь пришли венгерские автобусостроители, которые организовали поставку автобусов особо большой вместимости в города СССР.
История
На фоне активного жилищного строительства в городах СССР возникал спрос на транспорт, способный перевезти большое количество пассажиров. Одним из способов решения проблемы могли бы стать трамвайные поезда, но активная "антитрамвайная" компания привела к ликвидации важных линий, а во многих городах трамвая не было вообще. Одним из решений проблемы вывоза жителей новых районов стало создание автобусов особо большого класса - "гармошек", но в СССР с этим как-то не задалось. В 1960-е годы выпускались в небольшом количестве сочлененные троллейбусы СВАРЗ ТС, которые проблему не решили, а уже серийное производства троллейбуса-гармошки в стране было запущено только в 1986 году. Закупать сочлененные автобусы решили в Венгрии, благо подобный опыт у этой страны уже был.
С 1966 года завод Икарус выпускал сочлененный автобус Ikarus-180, который в том числе поставлялся и в СССР небольшими партиями. В 1973 году завод создал новую модель Ikarus-280, созданную на базе обычного большого автобуса Ikarus-260. В Советский союз такие автобусы стали поставляться с 1975 года и работали во всех регионах.
С 1993 года завод прекратил поставку автобусов Ikarus-280 в города Венгрии, перейдя на производство более современных модификаций, но для продажи за рубеж продолжил выпуск этой модели. Последняя партия Ikarus-280 была построена в 2002 году и ушла в Таджикистан. Так же в это время завод проводил восстановление и ремонт старых автобусов. С 1995 года завод прекратил поставки автобусов и в Россию, но поставлял готовые машинокомплекты на Тушинский машиностроительный завод, где было налажена сборка автобусов Ikarus-280.33М. Производство в Тушино было завершено в 2002 году, в связи с прекращением производства автобусов Ikarus-280 на заводе в Венгрии.
Эксплуатация в городах России автобусов Ikarus-280 была прекращена по большей части в середине 2000-х годов. В Москве последние Икарусы-гармошки ушли с маршрутов в 2016 году. Сейчас их можно встретить на дачных маршрутах в Курске и Саратове. Так же они продолжают трудится на улицах Душанбе и Кишинева, ну и собственно самого Будапешта.
Конструкция
Автобус Ikarus-280 представляет из себя сочлененный автобус особо большой вместимости. Имеется 64 места для сидения, полная вместимость 180 человек. Автобус состоит из 2 секций, соединённых узлом сочленения. Автобус высокопольный и поэтому двигатель расположен под полом.
Базовая модель имела 4 двери: по 2 в каждой секции, по умолчанию устанавливались ширмовые двери, со временем на ряде моделей началась установка более современных поворотных дверей. Так же в зависимости от моделей изменялась компоновка дверей по кузову: на ряде автобусов вторую дверь сдвигали ближе к первой, на нескольких модификациях ряд дверных проемов вообще убирали.
Планировка салона: 1+2, или в пригородных версиях: 2+2. Накопительные площадки отсутствовали, но в зависимости от модификаций могла быть площадка у задней двери.
Чаще всего автобусы оснащались разными вариациями дизельных двигателей Raba-MAN, в 1990-х годах началась установка двигателей Raba, Mercedes-Benz, MAN, DAF.
Автобус производился в венгерском городе Секешфехервар.
Модификации
За 29-летнюю историю модели произведено чуть менее 70 тысяч экземпляров, за это время выпускалось несколько десятков различных модификаций. Как правило модификации между собой отличались установленным оборудованием: двигателем, коробкой передач.
Ikarus-280.00, годы выпуска: 1973-1986 гг., для Венгрии, двигатель: Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: гидромеханическая Praga 2M70.16, 4 ширмовые двери, 35 мест для сидения
Ikarus-280.01, годы выпуска: 1975-1984, для СССР, Двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: механическая ASH 75.2. Отличался узкими форточками через окно, с 1981 года устанавливаются большие форточки во все окна, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.02, годы выпуска: 1975-1984, для ГДР. Отличался отсутствием форточек на окнах. Двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2 и S6-90U, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.03, годы выпуска: 1974-1990, пригородный для ГДР, аналогичен Ikarus-280.02, отличался 2 ширмовыми или поворотными дверьми, 56 мест для сиденья, имеются багажные полки
Ikarus-280.04, годы выпуска: 1974-1987, для Болгарии, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2 и S6-90U, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.05, годы выпуска: 1974-1978, для Румынии, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2, 4 ширмовые двери, 35 мест для сидения
Ikarus-280.06, годы выпуска: 1974-1989, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: гидромеханическая Прага-2М.70 и ZF Ecomat 4HP500, 4 ширмовые двери, с 1985 - 4 поворотные двери.
Ikarus-280.07, годы выпуска: 1976-1978, для Туниса, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2, 4 ширмовые двери, 35 мест для сидения, выпущено 53 автобуса.
Ikarus-280.08, годы выпуска: 1974-1990, для Чехословакии, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U и в 1978-1987 годах - Rába-MAN D2356 HM6U, коробка передач: ASH 75.2 и с 1978 - S6-90U, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.08А, годы выпуска: 1976-1978, для Чехословакии и Венгрии, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, 4 ширмовые двери.
Ikarus-280.08В, годы выпуска: 1992, для Словакии (г. Кошиц), с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, 2 поворотные двери, выпущен 1 автобус.
Ikarus-280.09, годы выпуска: 1974-1981, для Перу, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.8, 4 ширмовые двери, 34 места для сидения.
Ikarus-280.10, годы выпуска: 1974-1989, пригородный, для Чехословакии, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U и Rába-MAN D2156HM6UT в 1989 г., коробка передач: гидромеханическая Praga-2M70 и в 1989 г. -S6-90U-734.5, 2 ширмовые двери, 57 места для сидения.
Ikarus-280.11, годы выпуска: 1978-1979, для Польши, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2, 4 ширмовые двери, 35 места для сидения.
Ikarus-280.12, годы выпуска: 1984, для Чехословакии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: гидромеханическая Praga-2M.70.18, 4 поворотные двери, 37 места для сидения, построено 20 экземпляров.
Ikarus-280.13, годы выпуска: 1975, для Венесуэлы, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2, 3 ширмовые двери, 43 места для сидения
Ikarus-280.14, годы выпуска: 1975, для Венесуэлы, с широкими форточками, 3 ширмовые двери, 55 мест для сидения
Ikarus-280.15, годы выпуска: 1975-1990, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2 с 1986 - гидромеханическая Praga-2M70.16, 4 ширмовые двери, позднее - 4 повортные двери, 35 мест для сидения
Ikarus-280.16, годы выпуска: 1977-1980, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: гидромеханическая Praga-2M70.16, 4 или 3 (2-ая дверь отсуствует) ширмовые двери
Ikarus-280.17, годы выпуска: 1976-1990, до 1977 года поставлялась в Тунис, параллельно шли поставки в Венгрию, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2 и с 1985 - S6-90U, в туниском варианте - 2 ширмовые двери (1 и 3-ая), в венгерском варианте 3 ширмовые (позднее - повортные) двери (отсуствует 2-ая дверь), 60 (для Туниса) или 50 (для Венгрии) мест для сидения.
Ikarus-280.18, годы выпуска: 1978, для СССР, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: гидромеханическая Львов-3.80, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения.
Ikarus-280.19, годы выпуска: 1977, для Китая, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения.
Ikarus-280.20, годы выпуска: 1980, для Туниса, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2, 2 (1 и 3) ширмовые двери, 60 мест для сидения, построено 4 машины
Ikarus-280.20М, годы выпуска: 2000, для Венгрии, двигатель Rába D10 UTS-155, 2 (1 и 3) ширмовые или поворотные двери
Ikarus-280.21, годы выпуска: 1978, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: ASH 75.2
Ikarus-280.22, годы выпуска: 1978, для Греции, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: гидромеханическая Renk-Doromat 874A, 2 (1 и 3) ширмовые двери, 60 мест для сидения, построен 1 автобус, но в Грецию так и не попал, остался на заводе.
Ikarus-280.23, годы выпуска: 1979, для СССР, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: гидромеханическая Львов-3.80, 3 (2-ая дверь отсуствует) ширмовые двери, 50 мест для сидения, построено 10 штук, но все оостались в Венгрии
Ikarus-280.24, годы выпуска: 1978, для Туниса, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: Renk-Doromat 874A, 4 ширмовые двери, 36 мест для сидения, построено 35 штук.
Ikarus-280.25, годы выпуска: 1979, для Турции, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: S6-90U, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения.
Ikarus-280.26, годы выпуска: 1979-2001, для Польши, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U и с 1989 г. - Rába D10 UTS-180, коробка передач: ASH 75.2 с 1989 - S6-90U, позднее - гидромеханические ZF Ecomat 4HP500 и Voith D864.3E, 4 ширмовые двери, 35 мест для сидения.
Ikarus-280.26D, годы выпуска: 1983, для Польши, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, 4 поворотные двери
Ikarus-280.26Е, годы выпуска: 2001, для Польши, с широкими форточками, двигатель Rába D10 UTS-180, 4 поворотные двери
Ikarus-280.27, годы выпуска: 1986-1987, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: S6-90U, 4 повортные двери, 37 мест для сидения.
Ikarus-280.28, годы выпуска: 1980-1991, для Турции, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: S6-90U, 4 ширмовые двери, 36 мест для сидения.
Ikarus-280.29, годы выпуска: 1980, для Туниса, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: гидромеханическая Renk-Doromat 874A, 4 ширмовые двери, 26 мест для сидения, произведено 30 машин.
Ikarus-280.30, годы выпуска: 1980, для Туниса, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: ASH 75.2, 3 (3-ая дверь отсутствует) ширмовые двери, 55 мест для сидения, построено 4 штуки.
Ikarus-280.30М, годы выпуска: 1996-2002, для Венгрии, двигатель Rába D10 UTSLL-190, 3 (2-ая дверь отсуствует) поворотные двери, 50 мест для сидения, построено 15 штук.
Ikarus-280.31, годы выпуска: 1980, для Туниса, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: гидромеханическая Renk-Doromat 874A, 3 (3-ая дверь отсуствует) ширмовые двери, 26 мест для сидения, построено 67 штук.
Ikarus-280.31 (280К), годы выпуска: 1980, для Кувейта, 2 (1 и 3) поворотные двери, 1 экземпляр.
Ikarus-280.32, годы выпуска: 1980, для Туниса, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: гидромеханическая Renk-Doromat 874A, 4 ширмовые двери, 26 мест для сидения, построено 8 штук.
Ikarus-280.33, годы выпуска: 1983-1995, для СССР, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: S6-90U, 4 ширмовые двери (одна створка передней двери ведет в салон, другая - в кабину), 37 мест для сидения.
Ikarus-280.33А, годы выпуска: 1994, для России, с широкими форточками, двигатель Rába D10 UTS-155, 4 поворотные двери, построен 1 экземпляр.
Ikarus-280.33В, 4 двери (одна створка передней двери ведет в салон, другая - в кабину), 34 места для сидения.
Ikarus-280.33С, годы выпуска: 1995, собирался из готовых машинокомплектов на Тушинском машиностроительном заводе для нужд Москвы, с широкими форточками, двигатель Mercedes-Benz OM447h, 4 поворотные двери (2-ая дверь сдвинута ближе к первой), построено 6 экземпляров.
Ikarus-280.33D, годы выпуска: 1995, для Венгрии - полностью аналогичен Ikarus-280.33С, с узкими форточками, двигатель Mercedes-Benz OM447h, 4 поворотные двери (2-ая дверь сдвинута ближе к первой)
Ikarus-280.33F, годы выпуска: 1995, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Mercedes-Benz OM447h, 4 повортные двери (2-ая дверь сдвинута ближе к первой)
Ikarus-280.33М, годы выпуска: 1995-2001, для Венгрии и России, с широкими форточками, двигатель Rába D10 UTSLL, коробка передач: S6-90U, 4 поворотные или широмовые двери. Российские автобусы собирались из готовых машинокомплектов на Тушинском машиностроительном заводе и предприятии "Тольятти-Азот".
Ikarus-280.33N, годы выпуска: 1996, северный, для России, с узкими форточками, двигатель Rába D10 UTS 155, 4 широмовые двери, построено 5 экземпляров.
Ikarus-280.33О, годы выпуска: 1995-2002, для Венгрии и России и стран бывшего СССР, с широкими форточками, двигатель Rába D10 UTS 155, к4 поворотные двери. Последняя серия автобусов построенная в Венгрии.
Ikarus-280.34, годы выпуска: 1982-1983 и 1989-2002, пригородный для Туниса, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U (для автобусов, построенных в 1982-1983-ем гг.) и Rába-MAN D2356HM6U (для автобусов, построенных в 1989-2002 гг.), коробка передач: S6-90U-001.1 (для автобусов, построенных в 1982-1983 гг.), и S6-90U-734.4 (для автобусов, построенных в 1989-2002 гг.), 2 (1 и 3-ая) широмовые двери, 60 мест для сидения.
Ikarus-280.35, годы выпуска: 1982-1983, для Туниса, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: S6-90U, 4 широмовые двери, 35-36 мест для сидения, построено 27 штук.
Ikarus-280.37, годы выпуска: 1992-1994, для Польши, с широкими форточками, двигатель MAN D2866TUH или MAN D2866UM, коробка передач: гидромеханическая ZF или Voith, 4 поворотные двери, 34 места для сидения, построено 132 автобуса.
Ikarus-280.37А, годы выпуска: 1993-1994, для Польши, двигатель MAN D2866UM01, 4 поворотные двери (2-ая дверь сдвинута ближе 1-ой)
Ikarus-280.37В, годы выпуска: 1994, для Польши, двигатель MAN D2866UM01, 4 поворотные двери (2-ая дверь сдвинута ближе 1-ой), построен 1 автобус
Ikarus-280.37С годы выпуска: 1993-1994, для Польши, двигатель MAN D2866UM01, 4 поворотные двери (2-ая дверь сдвинута ближе 1-ой), построено 2 штуки
Ikarus-280.37D, годы выпуска: 1994, для Польши, двигатель MAN D2866UM01, 4 поворотные двери (2-ая дверь сдвинута ближе 1-ой)
Ikarus-280.38, годы выпуска: 1982-1988, для Кубы, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: гидромеханическая Praga 2М70.16К, 4 или 2 ширмовые двери, 35 места для сидения, часть машин построено на Кубе из готовых машинокомплектов.
Ikarus-280.38А, годы выпуска: 1994-1995, для Польши, с широкими форточками, двигатель MAN D2865LUH05, коробка передач: гидромеханическая ZF Ecomat HP500, 4 поворотные двери (2 дверь сдвинута ближе к 1-ой), 34 места для сидения
Ikarus-280.39, годы выпуска: 1987, для Туниса, двигатель Rába-MAN D2356HM6U
Ikarus-280.40, годы выпуска: 1987, пригородный, для СССР, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: S6-90U-734.3, 2 поворотные двери (1 и 3-ая), 60 мест для сидения
Ikarus-280.40А, годы выпуска: 1992-2004, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába D10, коробка передач: гидромеханическая Voith-DIWA, 4 поворотные или ширмовые двери, 35 мест для сидения
Ikarus-280.40М, годы выпуска: 1996-2006, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába D10 UTSLL-190, коробка передач: S6-90U, 4 поворотные двери.
Ikarus-280.41, годы выпуска: 1985-1986, для СССР, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: S6-90U-734.4, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.42, годы выпуска: 1982, для Туниса, коробка передач: гидромеханическая Voith-DIWA
Ikarus-280.43, годы выпуска: 1984-1985, для Болгарии, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: гидромеханическая Praga 2M70.16, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения.
Ikarus-280.44, годы выпуска: 1982, для Туниса, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, построено 4 штуки
Ikarus-280.45, годы выпуска: 1982, для Сирии, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: S6-90U-709, 3 (1, 3 и 4-ая) ширмовые двери, 40 мест для сидения, построен 1 автобус
Ikarus-280.46, годы выпуска: 1983 и 1986, для Польши, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: гидромеханическая Praga 2M70.16, 4 ширмовые двери, 35 мест для сидения, построено 11 автобусов.
Ikarus-280.47, годы выпуска: 1985-1988, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: S6-90U, 4 поворотные двери.
Ikarus-280.48, годы выпуска: 1986-1990, для СССР, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: S6-90U-734.5, 4 поворотные двери (в 1-ой двери одна створка ведет в салон, вторая - в кабину), 37 мест для сидения.
Ikarus-280.49, годы выпуска: 1985-1993, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: гидромеханическая ZF4 HP 500, 4 ширмовые (с 1986 - поворотные) двери, 35 мест для сидения, часть автобусов оборудована электронным маршрутоуказателем.
Ikarus-280.50, годы выпуска: 1990, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: гидромеханическая Voith 851.2, 4 поворотные двери.
Ikarus-280.51, годы выпуска: 1985, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: гидромеханическая Praga 2М70, 4 поворотные двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.52, годы выпуска: 1986-1992, для Венгрии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: гидромеханическая Praga 2М70.28, 4 поворотные двери, 34 мест для сидения
Ikarus-280.52А, годы выпуска: 1989-1991, для Венгрии, двигатель Rába-MAN D2156HM6UT, коробка передач: гидромеханическая Praga 2М70
Ikarus-280.52В, годы выпуска: 1991, для Венгрии, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: гидромеханическая Praga 2М70.30
Ikarus-280.52С, годы выпуска: 1993, для Венгрии, двигатель Rába-MAN D2156HM6UT
Ikarus-280.52D, годы выпуска: 1995, для Венгрии, двигатель Rába D10, коробка передач: гидромеханическая Voith-DIWA 863.3.
Ikarus-280.52Е, годы выпуска: 1995, для Венгрии, двигатель Rába D10
Ikarus-280.52F, годы выпуска: 1996, для Венгрии, газовый, двигатель Rába-DELTEC G10 DE-190, коробка передач: гидромеханическая ZF 4HP500, построено 2 штуки
Ikarus-280.52G, годы выпуска: 1997-2002, для Венгрии, с широкими форточками, газовый, двигатель Rába-TRANSCOM G10 TE-190, коробка передач: гидромеханическая Voith-DIWA 863.3, 4 поворотные двери, построено 20 штук
Ikarus-280.53, годы выпуска: 1986-1987, для Польши, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6UT, коробка передач: ASH 75.2, 4 ширмовые двери, 35 мест для сидения
Ikarus-280.54, годы выпуска: 1987-1992, для Венгрии и Румынии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: S6-90U-734.4, 3 поворотные двери, 52 места для сидения
Ikarus-280.54А, годы выпуска: 1989-1992, для Венгрии, двигатель Rába-MAN D2356HM6U, коробка передач: Cs.ZF S6-90U-734.4.
Ikarus-280.54В, годы выпуска: 1995, для Венгрии, двигатель Rába D10, построено 4 машины.
Ikarus-280.54С, годы выпуска: 1993, для Венгрии, двигатель Rába-MAN D2156HM6UT
Ikarus-280.54D, годы выпуска: 1991, для Венгрии
Ikarus-280.57, годы выпуска: 1990, для Польши, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6UT, коробка передач: S6-90U-734.5, 4 ширмовые двери, 35 мест для сидения
Ikarus-280.58, годы выпуска: 1991-1992, для Польши, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6UT, коробка передач: гидромеханическая ZF 4HP500, 4 ширмовые или поворотные двери, 35 мест для сидения
Ikarus-280.58В, годы выпуска: 1993, для Польши, двигатель Rába-MAN D2156HM6UT, 4 поворотные двери,
Ikarus-280.59, годы выпуска: 1988, для Болгарии, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6UT, коробка передач: S6-90U-003.1, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.60, годы выпуска: 1988 и 1991, для Эквадора, с широкими форточками, двигатель Cummins LTA 10-B250H и Cummins LTA 10-B 290H (в 1991 г.), коробка передач: S6-120U, 2 поворотные двери, 55 мест для сидения, построено 140 машин.
Ikarus-280.61, годы выпуска: 1988, пригородный, для Венгрии, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, 2 ширмовые двери, 57 мест для сидения, построен 1 экземпляр.
Ikarus-280.62, годы выпуска: 1988-1990, для Туниса, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: S6-90U-734.5, 3 поворотные двери, 38 мест для сидения
Ikarus-280.63, годы выпуска: 1989, для СССР, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: S6-90U-003.1, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.64, годы выпуска: 1985-1995, для СССР, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: S6-90U-003.1, 4 поворотные двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.65, годы выпуска: 1991, с широкими форточками, двигатель DAF LT 160, коробка передач: ZF, 3 ширмовые двери, построен 1 экземпляр.
Ikarus-280.65А, годы выпуска: 1991-1995, для Туниса, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: гидромеханическая Voith 851.2, 3 ширмовые двери, 38 мест для сидения
Ikarus-280.66, годы выпуска: 1992, для Турции, с узкими форточками, 4 ширмовые двери, 38 мест для сидения, построено 65 экземпляров.
Ikarus-280.67, годы выпуска: 1991, для Турции, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: S6-90U-049, 4 ширмовые двери, 36 мест для сидения
Ikarus-280.68, годы выпуска: 1990-1991, для Турции, с узкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156 HM6U, коробка передач: S6-90U-734.5, 4 ширмовые двери, 37 мест для сидения
Ikarus-280.69, годы выпуска: 1990-1992, для Ирана, с широкими форточками, двигатель MAN D2866TUH, коробка передач: гидромеханическая Voith DIWA 863, 3 поворотные двери (2-ая дверь сдвинута ближе к -1ой), 45 мест для сидения, построено 500 автобусов.
Ikarus-280.70, годы выпуска: 1993-1997, для Польши, с широкими форточками, двигатель Rába D10, коробка передач: гидромеханические ZF и Voith, 4 поворотные двери, традиционно отличают малоотличимые модификации Ikarus-280.70А, Ikarus-280.70С, Ikarus-280.70D и Ikarus-280.70Е
Ikarus-280.70Н, годы выпуска: 1995, для Польши, с широкими форточками, двигатель MAN D2866UM01, коробка передач: гидромеханические Voith D851.2, 4 поворотные двери, собирались из готовых машинокомплектов в Польше
Ikarus-280.72, для Турции
Ikarus-280.73, для Польши
Ikarus-280.80, годы выпуска: 1994, для России, с широкими форточками, двигатель MAN D2866TUH001, коробка передач: S6-90U, 4 поворотные двери, построено 10 штук, сборка из готовых машинокомплектов на Курганском автобусном заводе
Ikarus-280.82, годы выпуска: 1994, для России, с широкими форточками, двигатель MAN D2865LUH05, 4 ширмовые двери, построено 2 автобуса, сборка из готовых машинокомплектов на Курганском автобусном заводе
Ikarus-280.84, годы выпуска: 1990 и 1994, для России, двигатель MAN D2865LUH05 (в 1990 г.) и Renault YP 83MO (в 1994 г.), 4 ширмовые двери, построено 5 экземпляров, сборка из готовых машинокомплектов на Курганском автобусном заводе
Ikarus-280.86, годы выпуска: 1995, для России, двигатель Rába D10UTS155, построено 4 штуки, сборка из готовых машинокомплектов на Курганском автобусном заводе
Ikarus-280.87, годы выпуска: 1994-1997, для Чехии и Словакии, с узкими форточками, двигатель Rába D10 UTSLL-160, коробка передач: S6-90U, 4 поворотные двери, 33 места для сидения
Ikarus-280.99, годы выпуска: 1974, левосторонний, для Танзании, с широкими форточками, двигатель Rába-MAN D2156HM6U, коробка передач: ASH 75.2, 3 ширмовые двери, 42 места для сидения, построено 32 машины
***
Икарус-280 - стал символом эпохи активного жилищного строительства и в связи отсутствием адекватного способа перемещения пассажиров из новых микрорайонов к месту работы стал достойной заменой трамваю.
Главный плюс "Икаруса-гармошки" - высокая пассажировместимость, такой автобус вмещал сразу 180 человек. Среди главных достоинств - высокая надежность - автобусы работали практически без простоев. Кузов, который собирали в Венгрии оказался очень прочным и уже после вывода из эксплуатации многие автобусы модернизировали по несколько раз обновляя оборудование. Многие города постсоветской России покупали Икарусы из-за рубежа и продолжали их использовать вплоть до конца 2010-х годов. Да и сам факт, того, что столичные транспортники не отказались от 280-ей модели и начали ее собирать уже своими силами говорит о многом.
Среди достоинств модели можно выделить мягкий ход автобуса, удобную планировку салона и мягкие сиденья, большие окна с широкими форточками, широкие проходы и хорошую систему отопления, которая позволяла пассажирам не замерзать в мороз.
Ну и недостатков у Икаруса-280 было не мало, это в первую очередь высокие ступеньки. В попытке освободить место в салоне, двигатель разместили под полом автобуса, из-за чего уровень пола стал выше, чем у других высокопольных автобусов.
Главной причиной исчезновения этих автобусов с городских улиц можно назвать то, что с приращением деятельности завода достать запчасти становилось трудно, автобусы в ставали под забор, хотя за частую их ресурс еще не был выработан.
В разные годы завод на базе автобуса собирал троллейбусы Ikarus-280T, а в конце 1980-х годов завод СВАРЗ переделывал автобусы в аналогичные троллейбусы, которые получили наименование СВАРЗ-Икарус.
Только после окончательного производства Икарусов, как на головном заводе в Венгрии, так и на сборочных площадках в России в нашей стране был создан первый сочлененный автобус ЛиАЗ-6212.
В моем Архангельске Икарусы-280 в основном ездили на центральном городском маршруте № 54, и когда вдруг приходилось на нем ехать - это было большое грандиозное событие. Среди работающих в то время на других маршрутах ЛиАЗ-677 автобусы Икарус-280 были чем-то типа городской экзотики.
В статье использовалась очень ценная информация о модификациях Икаруса-280 из статей Дзен-канала НПАП № 1 Икарус: Икарус 280. Модификации и разновидности. Часть 1, 2, 3. Ксати, там в статье практически к маждому описании модификации Икаруса-280 имеется изображение. Очень советую.
Так же ряд фотографий взяты с замечательных сайтов Старый Архангельск и pastvu.com
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о моделях автобусов:
Автобусы ЛиАЗ-4292 - средний низкопольник из Ликино-Дулево
Автобусы ЛиАЗ-6213 - низкопольные "гармони" из Ликино-Дулево
ЛиАЗ-5292 - автобус для мегаполиса