Сегодня мы поведем рассказ об одном из самых массовых автобусов большого класса в постсоветской России.
ЛиАЗ-5256 - высокопольный автобус большого класса, выпускающийся Ликинским автобусным заводом с 1986 года. Произведено более 25 тыс. экземпляров
Из истории
В 70-80-е годы на улицах советских городов работали автобусы ЛиАЗ-677М Ликинского автобусного завода и автобусы Ikarus венгерского производства. Главным недостатком ЛиАЗа-677 было переднее расположение двигателя, которое занимало большое место в начале автобуса. Стране требовалось создать принципиально новый автобус с задним расположением двигателя. Прототипы ЛиАЗа-5256 были собраны в 1982 году и проходили испытания в Москве, Ленинграде, Ташкенте и Якутске. Серийно завод начал выпускать модель с 1986 года, а массово - с 1989 года. Производство автобусов ЛиАЗ-5256 шло паралельно с автобусами ЛиАЗ-677М и города охотнее брали проверенную годами модель автобуса, чем новинку. Но, после активной модернизации модели (доработка слабых агрегатов, смена производителя двигателей и коробки передач, антикоррозийная обработка кузова) в конце 1990-х продажи автобуса стали улучшаться.
В 2003 году завод провел первый рестайлинг модели со сменой передка на пластик. В 2004 году прошел второй рестайлинг - в очередной раз изменили внешний вид передка автобуса. Данный вариант стал наиболее популярным. На данном этапе завод выпускает только пригородную и междугороднюю модификации автобуса, городская версия снята с производства в 2017 году.
Всего завод выпустил более 25 тысяч экземпляров. Они работают на улицах сотен городов России и ближайшего зарубежья (Таджикистан, Азербайджан, Приднестровье, Казахстан, Белоруссия, Украина) и даже на Кубе.
Технические характеристики
Высокопольные автобусы большого класса ЛиАЗ-5256 выпускались в городской, пригородной и междугородней версиях. Максимальная скорость - 120 км\ч. В городской версии - 3 широких поворотных двухстворчатых двери. У ряда экземпляров часть передней двери вела в кабину водителя. У междугородней и пригородной версии - по 2 двери. Разные модификации имеют разные коробки передач - и механическую и автоматическую. В ходе модернизации автобуса изменялось техническое устройство, отделка салона. Общая вместимость у городских версии доходит до 117 человек.
Кузов автобуса цельнометаллический, несущий вагонной компоновки, его ресурс - 12 лет. Отопление салона организовано от системы охлаждения двигателя, так же имеются специальные калориферы. Двигатели в отличие от модификации - газовые или дизельные.
С 2009 года на автобусах начали устанавливать вклеенные стекла
Автобусы оборудованы аудиоинформатором, по желанию заказчика устанавливаются электронные маршрутные указатели.
Главным же недостатком ЛиАЗа-5256 является высокий расход топлива и низкое качество сборки.
Модификации
Универсальность кузова автобуса ЛиАЗ-5256 позволяла Ликинскому заводу выпускать большое количество модификаций модели, в том числе в различных версиях: городской, пригородной и междугородней. Городская версия - прежде всего 3 двери и накопительная площадка. Пригородная версия - 2 двери, без накопительной площадки и с более удобными для долгой поездки сиденьями. Междугородняя версия от пригородной отличается наличием багажного отделения.
Модификации ЛиАЗ-5256 отличаются друг от друга типом двигателя.
ЛиАЗ-5256
Опытные образцы с 1982 года.
ЛиАЗ-5256.00
Базовая модель автобуса. Выпускалась в 1989-2002 годах. Дизельные двигатели- КАМАЗ-740.10 или RABA-MAN.
ЛиАЗ-5256.00-11
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.00
ЛиАЗ-5256.25
Автобус выпускался в 1996-2007 годах. Дизельный двигатель - Caterpillar-3116, экологический класс - Евро-2.
ЛиАЗ-5256.25-11
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.25
ЛиАЗ-52562R
Междугородний автобус, выпускался в 2000-2004 годах. Дизельный двигатель - Caterpillar-3116, экологический класс - Евро-2.
ЛиАЗ-5256.30
Автобус выпускался в 2001-2005 годах. Дизельный двигатель - ЯМЗ-235НЕ2. экологический класс - Евро-1.
ЛиАЗ-5256.30-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.30
ЛиАЗ-5256.40
Автобус выпускался в 2001-2005 годах. Дизельный двигатель - КАМАЗ-740.11-240, экологический класс - Евро-1.
ЛиАЗ-5256.40-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.40
ЛиАЗ-52564R
Междугородний автобус, выпускался в 2003 году. Дизельный двигатель - КАМАЗ-740.11-240, экологический класс - Евро-1.
ЛиАЗ-525663R
Междугородний автобус, производился в 2003-2004 годах. Дизельный двигатель - ЯМЗ-236НЕ2. Экологический класс - Евро-1.
ЛиАЗ-5256.43
Междугородний автобус, выпускался в 2004 году. Дизельный двигатель- КАМАЗ-740.11-240, экологический класс - Евро-1.
ЛиАЗ-5256.23
Междугородний автобус, выпускался в 2004-2007 годах. Дизельный двигатель - Caterpillar-3116, экологический класс - Евро-2.
ЛиАЗ-5256.33
Междугородний автобус, производился в 2004-2007 годах. Дизельный двигатель- ЯМЗ-236НЕ2. Экологический класс - Евро-1.
ЛиАЗ-5256.57
Автобус выпускался в 2004-2015 годах. Дизельный двигатель - Cummins-CGe250-30, экологический класс - Евро-4.
ЛиАЗ-5256.57-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.57
ЛиАЗ-5256.33-01
Междугородний автобус, производился в 2005-2010 годах. Дизельный двигатель - ЯМЗ-236НЕ2-22. Экологический класс - Евро-2.
ЛиАЗ-5256.26
Автобус выпускался в 2005-2010 годах. Дизельный двигатель - Caterpillar-3126Е, экологический класс - Евро-3.
ЛиАЗ-5256.26-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.26
ЛиАЗ-5256.26-20
Школьная версия ЛиАЗ-5256.26
ЛиАЗ-5256.45
Автобус выпускался в 2005-2007 годах. Дизельный двигатель - КАМАЗ-740.31-240, экологический класс - Евро-2.
ЛиАЗ-5256.45-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.45
ЛиАЗ-5256.35
Автобус выпускался в 2005-2007 годах. Дизельный двигатель - ЯМЗ-236НЕ2-22, экологический класс - Евро-2.
ЛиАЗ-5256.35-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.35
ЛиАЗ-5256.55
Автобус выпускался в 2005-2007 годах. Дизельный двигатель - Cummins-С245.20, экологический класс - Евро-2.
ЛиАЗ-5256.55-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.55
ЛиАЗ-5256.23-01
Междугородний автобус, выпускался в 2006-2010 годах. Дизельный двигатель - Caterpillar-3126Е, экологический класс - Евро-2.
ЛиАЗ-5256.34
Междугородний автобус, производился в 2008-2012 годах. Дизельный двигатель - ЯМЗ-6563.10. Экологический класс - Евро-3.
ЛиАЗ-5256.36
Автобус выпускался в 2008-2012 годах. Дизельный двигатель - ЯМЗ-6563.10 экологический класс - Евро-3.
ЛиАЗ-5256.36-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.36
ЛиАЗ-5256.46
Автобус выпускался в 2008-2009 годах. Дизельный двигатель - КАМАЗ-740.65-240, экологический класс - Евро-3.
ЛиАЗ-5256.46-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.46
ЛиАЗ-5256.53
Автобус выпускался в 2008-2012 годах. Дизельный двигатель - Cummins-6ISBe245B, экологический класс - Евро-3.
ЛиАЗ-4556.53-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.53
ЛиАЗ-5256.13
Междугородний автобус, выпускался в 2010 году. Дизельные двигатели - MAN D0836 LON40, MAN D0836 LON41. Экологический класс - Евро-3. Произведено 48 едениц. Так же используется, как школьный
ЛиАЗ-5256.58
Междугородний автобус, выпускался в 2010-2012 годах. Дизельный двигатель - Cummins-6ISBe4245B . Экологический класс - Евро-3.
ЛиАЗ-5256.59
Междугородний автобус, выпускался в 2011 году. Дизельный двигатель - Cummins-6ISBe4245B . Экологический класс - Евро-4.
ЛиАЗ-5256.60
Автобус выпускался в 2012-2017 годах. Дизельный двигатель - ЯМЗ-5362, экологический класс - Евро-4.
ЛиАЗ-5256.60-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.60
ЛиАЗ-5256.59
Междугородний автобус, выпускался в 2012-2017 годах. Дизельный двигатель - ЯМЗ-5362 . Экологический класс - Евро-4.
ЛиАЗ-5256.54
Автобус выпускался в 2013-2016 годах. Дизельный двигатель - Cummins-6ISBe4245B, экологический класс - Евро-4.
ЛиАЗ-5256.54-01
Пригородная версия ЛиАЗ-5256.54
ЛиАЗ-5256.62
Междугородний автобус, выпускается с 2018 года. Дизельные двигатели - ЯМЗ-53621-42 или ЯМЗ-53601-42 . Экологический класс - Евро-5.
ЛиАЗ-5256.65
Пригородный автобус, выпускается с 2018 года. Дизельные двигатели - ЯМЗ-53621 или ЯМЗ-53633 . Экологический класс - Евро-5.
ЛиАЗ-5256.67
Пригородный автобус, выпускается с 2019 года. Газовые двигатели - ЯМЗ-53621 или ЯМЗ-53624 . Экологический класс - Евро-5.
Общие впечатления
В целом за годы производства данная модель получилась хорошая. Большой модельный ряд дает эксплуатирующему предприятию выбор модификации под его потребности и техническую базу. По мере производства изменялся не только внешний дизайн, но и салон автобуса. На городской версии завод ушел от традиционных сидений к антивовандальным. Удачно вписан задний ряд сидений над двигателем. Стала традиционной компоновка салона пор принципу 2+1. На против средней двери имеется накопительная площадка. В более ранних модификациях такая же площадка была напротив задней двери. Автобус оборудован аудиоинформатором. Электронный маршрутоуказатель устанавливается по желанию покупателя.
Одним из существенных недостатков ЛиАЗа-5256 является большая вибрация на холостых оборотах, а так же низкая прочность заднего свеса, где расположен двигатель. Так же в салоне автобуса довольно холодно: мощностей установленных калориферов не хватает, кроме того, холодный воздух поступает в дверные щели.
Появление на улицах городов нового автобуса с квадратными формами, большим просторным салоном, тремя широкими поворотными дверми стало своего рода революцией. ЛиАЗ-5256 сменил представление о советском автобусе. Полукруглые формы, ширмовые двери на ЛиАЗ-677 в конце 90-х уже казались анорхизмом.
Конструкция автобуса ЛиАЗа-5256 оказалась на столько удачной, что его кузов использовался при производстве ряда автобусов: Волжанин-5270, ЯАЗ-5267, Неман-52012, МАРЗ-5266; и ряда троллейбусов: МТРЗ-5279, ВЗТМ-5280, ПТ-5280.02. В 1991 году Ликинский автобусный завод уже собирал опытный троллейбус ЛиАЗ-5256Т, а в 2008-2012 году производил серийно троллейбус ЛиАЗ-5280.
Своего рода продолжением серии ЛиАЗ-5256 стало производство полунизкопольного автобуса ЛиАЗ-5293, сделанного на базе все того же кузова. Внешне они практически не отличимы.
В погоне за низкопольностью городская версия ЛиАЗ-5256 была снята с производства. Так пришел конец одной из самых массовых автобусов постсоветского периода.
Благодарю за внимание! Ставтье лайки, подписывайтесь!
P.S. Сегодняшняя статья - последняя в этом сезоне, в следующий раз мы встретимся уже только в сентябре.
Почитайте стати про модели трамваев: 71-623, 71-931 "Витязь", 71-414, ЛМ-99АЭ, а так же про модели троллейбусов: ТролЗа-5265 "Мегаполис".