Найти в Дзене
Транспортная планета

Автобус МАЗ-103 - он ушел, но обещал вернутся....

В 2021 году Минский автомобильный завод снял с конвейера свою легендарную модель автобуса МАЗ-103. Этот автобус производился в Минске 25 лет, с 1996 года. Сегодня мы познакомимся с историей этого белорусского автобуса. История Производство МАЗ-103 было начато в 1996 году, но это не первый минский автобус. И предыстория МАЗа -103 началась гораздо раньше. В 1993 Минский автозавод подписывает соглашение с немецкой компанией Neoplan, и начинает выпуск автобусов Neoplan 4014N под собственным обозначением МАЗ-101. Это стал первый на постсоветском пространстве полностью низкопольный автобус. Но после выпуска 4 экземпляров и опытной эксплуатации стало ясно, что автобус не подходит для местных реалий, да и цена кусалась, автобус то собирался полностью из немецких комплектующих. В 1993 году создается новая модификация МАЗ-101, уже из российских и белорусских комплектующих. Главной проблемой МАЗов-101 был узкий проход в задней части автобуса, что вызвали затруднение при большом пассажиропотоке в
Оглавление

В 2021 году Минский автомобильный завод снял с конвейера свою легендарную модель автобуса МАЗ-103. Этот автобус производился в Минске 25 лет, с 1996 года. Сегодня мы познакомимся с историей этого белорусского автобуса.

г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486

История

Производство МАЗ-103 было начато в 1996 году, но это не первый минский автобус. И предыстория МАЗа -103 началась гораздо раньше. В 1993 Минский автозавод подписывает соглашение с немецкой компанией Neoplan, и начинает выпуск автобусов Neoplan 4014N под собственным обозначением МАЗ-101. Это стал первый на постсоветском пространстве полностью низкопольный автобус. Но после выпуска 4 экземпляров и опытной эксплуатации стало ясно, что автобус не подходит для местных реалий, да и цена кусалась, автобус то собирался полностью из немецких комплектующих. В 1993 году создается новая модификация МАЗ-101, уже из российских и белорусских комплектующих. Главной проблемой МАЗов-101 был узкий проход в задней части автобуса, что вызвали затруднение при большом пассажиропотоке в часы пик. В итоге конструкторами Минского автозавода было принято решению создать новую модель, заменив портальный мост на ведущий, как на минских грузовиках. Так появился наш герой МАЗ-103.

Замена моста привела к расширению прохода, но также и приподняла уровень пола в районе задней двери. В итоге там появилась ступенька и автобус из низкопольного превратился в полунизкопольный.

Доподлинно куда поступил первый автобус МАЗ-103 неизвестно. А вот автобус с заводским № 2 работал вполне успешно в Минске с 1997 по 2010 год. Кстати, первая крупная партия МАЗов и пошла в столицу Беларуси.

В 2008 году завод провел рестайлинг модели: был изменен дизайн передка, обновлен салон.

г. Подольск, маршрут 61, автобус МАЗ-103.486
г. Подольск, маршрут 61, автобус МАЗ-103.486

Официально точку в производстве 103-ей модели поставили на Минском автозаводе в 2021 году. Сборочная линия понадобилась для выпуска автобусов 3-его поколения - МАЗ-303. Но еще в течении 2021 года из цехов завода выходили последние МАЗы-103 - продолжалась сборка готовых машинокомплектов. А на транспортные предприятия автобусы приходили даже в начале 2022 года.

Конструкция

Итак, из чего же представляет себя автобус МАЗ-103.

Кузов автобуса цельнометаллический, вагонной компоновки. Крыша и стены автобуса обиты цельным оцинкованным листом. Передняя и задняя часть - стеклопластиковые. Принцип сборки кузова взят от немецких автобусов Neoplan. Кузов сваривается из коробчатых профилей. Каркас - из оцинкованных прямоугольных труб.

Городская версия имеет 3 дверных проема, в которые установлены по две створки поворотных дверей. Передняя дверь разделена: одна створка ведет в кабину водителя, вторая - в салон.

г. Северодвинск, улица Ломоносова, маршрут 3а, автобус МАЗ-103.486
г. Северодвинск, улица Ломоносова, маршрут 3а, автобус МАЗ-103.486

Планировка салона - 1+2. По 1 ряду сидений со стороны дверей и по 2 ряда сидений по левому краю. Напротив средней двери имеется накопительная площадка. Двигатель расположен в шкафу, который находится в задней части автобуса, с левой стороны. Всего автобус вмещает 100 человек, мест для сидения от 19 до 28.

салон архангельского МАЗ-103.486
салон архангельского МАЗ-103.486

Система отопления объединена с системой охлаждения, благодаря чему в салоне всегда теплая температура. Для большего прогрева салона используются тепловые пушки.

За 25 летнюю историю производства автобусов МАЗ-103 было выпущено несколько десятков различных модификаций, которые между собой отличаются в основном разными установленными моделями двигателей и коробок передач.

Модификации

Первой была модификация МАЗ-103.000, она выпускалась в 1996-1998 годах. На автобусы устанавливалась механическая коробка передач МАЗ-306, двигатель Минского моторного завода ММЗ-Д260.5. Построено порядка 90 автобусов, в основном работали в Минске и регионах Беларуси.

С 1997 года началось производство пригородных автобусов. Они отличались отсутствием задней двери и накопительной площадки. Первой была модификация МАЗ-103.С00. Он, как и МАЗ-103.000 оборудовался двигателем ММЗ-Д260.5 и КПП МАЗ-306. Один автобус эксплуатировался до 2008 года в Минске.

А 1998-2000 годах производилась модификация МАЗ-103.040 с французским оборудованием: двигателем Renault MIDR 06.02.26, механической КПП Renault G406. Построено чуть менее 400 машин для Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Вологодской, Ростовской областей, Ямало-Ненецкого округа.

В 1999-2004 годах производилась модель МАЗ-103.002. Он так же, как и МАЗ-103.000 оборудовался двигателем ММЗ-Д260.5, но отличался установкой чешской механической КПП Praga 5PS. Выпущено более 200 автобусов, кроме Минска, так же работали в Москве и Санкт-Петербурге.

С такими же агрегатами выпускалась пригородная версия МАЗ-103.С02. В 1999 году было построено 6 экземпляров, все работали в Минске.

С 1999 по 2001 год шла сборка модели МАЗ-103.005 с двигателем ММЗ-Д260.5 и автоматической КПП Voith D851.3Е. Всего собрано менее 20 автобусов для Санкт-Петербурга и Минска.

В 2000-2004 году собирались автобусы МАЗ-103.041 с французским движком Renault MIDR 06.02.26 и чешской механической КПП Praga 5PS. Автобусы поставлялись в Москву, Минск, Калужскую области и даже Румынию.

В то же году началось производство модели МАЗ-103.060. Автобусы оборудовались автоматической КПП Voith D851.3Е и мерседесовским двигателем OM906LA. Работали в Москве, Киеве, Минске, Воронежской области, Одессе, Днепропетровске, Санкт-Петербурге. Выпускались до 2007 года.

Пригородная версия МАЗ-103.041 - МАЗ-103.С41. Единственный автобус. который эксплуатировался в Минске был построен в 2000 году.

В единственном экземпляре в 2001 году был построен пригородный автобус МАЗ-103.С05 с двигателем ММЗ-Д260.5 и автоматической КПП Voith D851.3Е. Автобус работал в Ростовской области.

В 2002 году строилась модель МАЗ-103.070. Так называемая "северная", утепленная модификация с механической КПП ZF S6-85 и немецким двигателем Deutz BF6M1013EC. Выпущено 4 машины для Красноярского края.

До 2007 года завод производил модернизированную северную модификацию МАЗ-103.075. В отличие от МАЗ-103.070 на МАЗ-103.075 устанавливалась автоматическая КПП Voith D851.3Е. Автобусы работали в Красноярском крае, Самарской, Новосибирской, Тюменской, Нижегородской областях, Ханты-Мансийском округе, городах Украины и даже в Польше.

г. Северодвинск, ул. Ломоносова, маршрут 3а, автобус МАЗ-103.075
г. Северодвинск, ул. Ломоносова, маршрут 3а, автобус МАЗ-103.075

В 2002 году построено 5 пригородных автобусов МАЗ-103.С70. Оборудовались механической КПП ZF S6-85 и двигателем Deutz BF6M1013EC. Все работали в Норильске.

В 2003-2008 годах выпускалась модель МАЗ-103.062 с двигателем OM906LA и механической КПП ZF S6-85. Большая часть автобусов попала в Румынию, а также эксплуатировались в Минске, Витебске, Могилеве, Запорожье, Мурманской области. Так же работали в Польше и Сербии.

В этот же период выпускалась модификация МАЗ-103.065, отличная от 062-ой модели автоматической КПП Voith D851.3Е. Так же по большей части поставлялись за рубеж: Румыния, Сербия, Хорватия. Кроме того работали в Минске, Москве и других регионах.

В 2004-2008 годах выпускался МАЗ-103.003. Компоновался немецкой механической КПП ZF S6-85, шла установка все того же минского двигателя ММЗ-Д260.5. Построено более 100 автобусов, кроме Беларуси, поставлялись в Украину, Краснодарский край, Ленинградскую область.

В 2004-2006 годах производился МАЗ-103.061 с мерседесовским двигателем OM906LA, немецкой механической КПП ZF S6-85. Работали по большей части в Киеве, а также в городах Беларуси. В пригородной версии МАЗа-103.061 - МАЗ-103.С61 в 2005 и 2007 году было построено по 1 автобусу: для Минска и Москвы.

В 2004-2008 годах выпускалась пригородная модификация МАЗ-103.С62 с механической КПП ZF S6-85 и двигателем OM906LA. Работали в основном в городах Беларуси и Калининградской области.

В 2004 году собран автобус модификации МАЗ-103.Н65. Он полностью низкопольный, без ступеньки у задней двери. Простроен в единственном экземпляре. Оборудован автоматической КПП Voith D851.3Е и двигателем OM906LA, так же отличается мостом иностранного производства, отсутствием фороточек и установленным кондиционером. До 2019 года работал в городе Констанца, Румыния.

В единственном экземпляре в 2005 году построена модификация МАЗ-103.067. Оборудовалась автоматической КПП ZF 6HP502C и двигателем OM906LA. Машина работала в автобусном парке № 5 Минска.

В 2005-2008 годах выпускалась пригородная модель МАЗ-103.С65. Автобусы поставлялись в Москву, Хабаровский край, Нижегородскую и Иркутскую области, Германию. Устанавливались автоматическая КПП Voith D851.3Е, двигатель OM906LA.

В 2006-2008 годах производился пригородный автобус МАЗ-103.С03. Ставилось такое же оборудование, как и на МАЗ-103.003. Работают в Мурманской области, Крыму, Одессе.

В 2007 году производилась модель МАЗ-103.068. Она оборудовалась американской автоматической КПП Allison T280 и двигателем OM906LA. Построено 2 автобуса для Гродно.

В 2007-2008 годах завод выпускал МАЗ-103.076. Фактически автобус не отличался от модели МАЗ-103.075. Имел стандартную, а не северную комплектацию. Работают на Украине, в Красноярском крае и Ханты-Мансийском автономном округе.

В 2008 году построено 3 автобуса пригородной версии МАЗ-103.076 - МАЗ-103.С76. Работали в Красноярском крае и Самарской области.

В 2008-2013 году выпускался автобус МАЗ-103.465 с автоматической КПП Voith D851.3Е и двигателем OM906LA. Одна из наиболее массовых модификаций. Поставлялись в города Беларуси, Ставропольский край, Иркутскую, Вологодскую, Саратовскую области, Польшу, Казахстан и т.п.

В этот же период производилась модификация МАЗ-103.476. Она оборудовалась автоматической КПП Voith D851.3Е и двигателем Deutz BF6M1013FC. По большей части автобусы эксплуатируются в Красноярском и Пермском краях.

г. Екатеринбург, ул. 8-ого марта, маршрут 012, автобус МАЗ-103.476
г. Екатеринбург, ул. 8-ого марта, маршрут 012, автобус МАЗ-103.476

В 2009 году построен единственный автобус модели МАЗ-103.495 с автоматической КПП Allison T280 и американским двигателем Navistar MWM6.12. Автобус работал до 2021 года в Минске.

В 2009-2013 производился автобус МАЗ-103.462 с механической КПП ZF S6-85 и двигателем OM906LA.

С 2009 по 2014 год шла сборка модели МАЗ-103.562. Пригородный автобус оснащался механической КПП ZF S6-85 и двигателем OM906LA. Больше всего таких автобусов находится в Беларуси.

В 2009-2013 годах выпускался пригородный автобус МАЗ-103.565 с автоматической КПП Voith D851.3Е и двигателем OM906LA. Работают в Москве, Вологодской, Саратовской областях и других регионах России, Украины и Белорусии.

В 2011-2013 годах выпускался автобус МАЗ-103.468 с автоматической КПП Allison T325W и двигателем OM906LA. Большая часть автобусов трудится в Санкт-Петербурге.

С 2011 года был налажен выпуск пригородной модификации МАЗ-103.576. Оборудовался автоматической КПП Voith D851.3Е и двигателем Deutz BF6M1013FC. За 2 года завод выпустил около 13 единиц для работы в Красноярском крае, Самарской, Саратовской, Ленинградской областях.

В 2013-2017 годах производился автобус МАЗ-103.469 с коробкой-автоматом Voith D854.5 и двигателем OM906LA.

В 2013-2018 на заводе собирался автобус МАЗ-103.485 с автоматической КПП Allison T325W и двигателем OM906LA. Кроме регионов России эти автобусы работают в Польше и Сербии.

г. Белград, Сербия, маршрут 35, автобус МАЗ-103.485
г. Белград, Сербия, маршрут 35, автобус МАЗ-103.485

В 2013 году на смену МАЗ-103.565 началась сборка пригородного автобуса МАЗ-103.569 с автоматической КПП Voith D854.5 и двигателем OM906LA. Производился до 2017 года. Чаще всего встречаются в Тюменской и Мурманской областях.

В 2013-2017 годах производился пригородный автобус МАЗ-103.585 с автоматической КПП Allison T325W и двигателем OM906LA.

Последней выпускавшейся пригородной версией МАЗа-103 была модель МАЗ-103.586 с автоматическими КПП Allison T325W или Allison T375W и двигателем OM926LA. Завод выпускал данную модификацию с 2013 года. Больше всего автобусов работает в Красндарском крае.

В 2014-2017 годах в производстве была модель МАЗ-103.464 с механической КПП ZF 6S1200BO и двигателем OM906LA. Работают в Минской, Челябинской, Московской, Белгородской областях, Северодвинске.

г. Северодвинск, ул. Ломоносова, маршрут 3а, автобус МАЗ-103.464
г. Северодвинск, ул. Ломоносова, маршрут 3а, автобус МАЗ-103.464

В 2014-2016 годах собирался пригородный автобус МАЗ-103.564 с механической КПП ZF 6S1200BO, двигателем OM906LA. Работают в Беларуси, Тамбовской и Саратовской областях.

С 2015 года выпускалась модификация МАЗ-103.486 с автоматической КПП Allison T325W и двигателем OM926LA. Автобусы работают в Санкт-Петербурге, Удмуртии, Красноярском крае, Мурманской, Липецкой. Архангельской областях и т.д.

г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут 54, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут 54, автобус МАЗ-103.486

С 2015 года завод наладил производство автобусов на компримированном природном газе. Первой стала модель МАЗ-103.965 с автоматической КПП Allison T310W и двигателем ОМ906LAG. Выпускался до 2020 года. Автобусы работают в Тамбовской, Ростовской, Днепропетровской, Новосибирской, Калужской областях.

В том же году построен еще один автобус а компримированном природном газе - МАЗ-103.966 - в единственном экземпляре. На него установлена автоматическая КПП ZF 6AP1000B и двигатель ОМ906LAG. Автобус трудится в Кемерово.

В 2017-2019 годах производилась модификация МАЗ-103.415 с коробкой-автоматом ZF 6AP1400B и двигателем OM926LA. Работают в Ленинградской, Вологодской областях и Ханты-Мансийском округе.

В 2017 году единственный построенный пригородный автобус для Минска - МАЗ-103.587 с автоматической КПП Allison T375W и двигателем OM926LA.

С 2018 года выпускалась модель МАЗ-103.445 с китайской автоматической КПП FC6A140RB и китайским же двигателем Weichai WP7 300E51. Работают в Свердловской, Челябинской, Тверской, Брянской областях.

В 2019 году построено 3 пригородных автобуса МАЗ-103.515 с автоматической КПП ZF 6AP1400B и двигателем OM926LA. Работают в Ханты-Мансийском округе и городе Несвиж.

В 2020 году выпущено 2 автобуса пригородной компоновки МАЗ-103.545 с китайским оборудованием: КПП FC6A140RB и двигателем Weichai WP7 300E51. Оба автобуса трудятся в Тверской области.

Модели, созданные на базе МАЗа-103

Благодаря своему качеству и универсальности из готовых машинокомплектов модели МАЗ-103 производились автобусы и троллейбусы на других предприятиях.

В 2006-2007 годах автобусы МАЗ-103 собирались в Нижнем Новгороде на предприятии "Самотлор-НН". Модель получила обозначение Самотлор-НН 5295 и по оборудованию фактически не отличалась от автобуса МАЗ-103.075. Практически все автобусы работали в Нижнем Новгороде.

В 2011-2013 году из готовых машинокомплектов МАЗ-103 собрана крупная партия автобусов БИК в сербском Белграде. Оборудовались автоматической КПП Voith D851.3 и двигателем OM906LA.

Сербия, г. Белград, автобус БИК
Сербия, г. Белград, автобус БИК

В 2017 году во Вьетнаме собирался автобус SAMCO City M76 BXME из готовых кузовов МАЗ-103. Всего было построено 8 автобусов которые трудятся в Ханое.

В 2022 году был построен автобус из готового машинокомплекта МАЗ-103 на заводе "Брестмаш" под названием Брестмаш-343103. Автобус работает на компримированном природном газе с автоматической КПП Fast Gear FC6A140RB и двигателем Weichai WP7NG290E51. Единственный экземпляр работает в Бресте.

На базе МАЗ-103 Минский автозавод выпускал автобусы-туалеты МАЗ-163. Они собирались на базе МАЗ-103.002 в двух вариантах: МАЗ-163М - мужской и МАЗ-163Ж - женский. Было построено 14 автобусов, которые работают в Санкт-Петербурге и Ростовской области.

С 1999 по 2014 год и в 2017 году завод выпускал сочлененный двухсекционный автобус МАЗ-105, унифицированный по кузову и оборудованию с МАЗом-103.

г. Северодвинск, ул. Железнодорожная, маршрут 3, автобус МАЗ-105.00
г. Северодвинск, ул. Железнодорожная, маршрут 3, автобус МАЗ-105.00

В 2001-2019 годах строилась серия трехосных автобусов МАЗ-107, так же прототипом был МАЗ-103.

На базе МАЗ-103 собирались и троллейбусы, в том числе и в цехах Минского автомобильного завода. С 1999 по 2006 год завод строил троллейбусы МАЗ-103Т. Работали в Киеве и Минске.

В 2003 и 2007 году было собрано по троллейбусу Ganz-MAЗ-103T с установкой венгерского электрооборудования. Одна машина работала в Риге, вторая в венгерском Дебрецене.

В 2003-2004 и 2007-2010 в кузовах МАЗ-103 на заводе Белкомунмаш выпускались троллейбусы БКМ-221, по электрооборудованию они не отличались от оригинальных мазвских МАЗ-103Т.

г. Минск, ул. Немига, троллейбус БКМ-221
г. Минск, ул. Немига, троллейбус БКМ-221

В 2005 году для Венгерского города Дебрецен на заводе Škoda в Чехии был собран троллейбус Ganz-Škoda-МАЗ-103Т. Это совместная разработка с установкой венгерского электрооборудования в кузове МАЗ-103. К сожалению, дальше производства 1 машины дело не пошло.

В 2007-2013 годах сборка троллейбусов в кузове МАЗа-103 осуществлялась на заводе "Этон" в белорусском городе Смолевичи. Эти машины получили наименование МАЗ-ЭТОН-103Т.

В 2007 году на Петербургском троллейбусном заводе был собран троллейбус из машинокомплекта МАЗ-103 - ПТ-6231 с электрооборудованием ЭПРО.

В 2008-2012 году из готовых машинокомплектов МАЗ-103 собирал троллейбусы СВАРЗ-МАЗ-6235.00 завод "СВАРЗ" в Москве.

г. Москва, пр. Вернадского, маршрут 34, троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6235.00
г. Москва, пр. Вернадского, маршрут 34, троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6235.00

В 2013-2019 годах сборка троллейбусов в кузове МАЗ-103 под названием Днепр-Т103 проходила на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске на Украине.

***

За свою 25 летнюю историю Минский автозавод построил чуть менее 8 тысяч экземпляров. Для постсоветской эпохи это очень много! Кроме того, МАЗ-103 получился на столько удачной и качественной машиной, что спрос на нее не уменьшается.

г. Северодвинск, ул. Южная, маршрут 3а, автобус МАЗ-103.464
г. Северодвинск, ул. Южная, маршрут 3а, автобус МАЗ-103.464

Главное достоинство автобуса МАЗ-103 в том, что на нем применена удобная планировка салона: 1+2, благодаря чему в салоне появился широкий проход, что уменьшает толкучку в часы пик. На МАЗ-203 уже другая планировка: 2+2 - как следствие по проходу к дверям уже проходится протискиваться.

Именно на МАЗ-103 впервые применили вертикальное расположение двигателя. Он расположен в специальном шкафу в заднем углу салона. До этого все производители располагали двигатели в горизонтальном положении в заднем свесе. Большой шкаф для двигателя и привел к такому большому разнообразию модификаций: в него влезал двигатель любого производителя.

МАЗ-103 оказался не только удобной, но и еще и качественной машиной. На нем в основном применялись проверенные качественные агрегаты, а в качестве двигателя использовались иностранные движки: долгие годы завод ставил на МАЗ-103 не убиваемые двигатели от Mercedes Benz. В это же время, тот же ЛиАЗ продолжал клепать автобусы с шумными и проблемными двигателями от ЯМЗ.

Удачная планировка автобуса привела к тому, что на его базе производили троллейбусы, ликвидировав шкаф для двигателя.

Качество автобусов МАЗ-103 было так же оценено и иностранными транспортными предприятиями. Автобусы успешно работают в городах Сербии, Польши, Германии, Вьетнама, Румынии, Казахстана, Венгрии. Но и трудятся в большинстве городов России, Украины и Белоруссии.

И ведь поездка на 103-ем - сплошное удовольствие: ход автобуса мягкий, салон просторный и светлый за счет больших окон. В холодное время года в автобусе тепло. И впечатления эти не по наслышке. В моем Архангельске работает 3 МАЗа-103: 2 зеленых на самом напряженном маршруте № 5 и один белый на маршруте № 44. И работают они без особых простоев изо дня в день.

Модель оказалась на столько удачной, что до сих пор на Минский завод приходят заявки на заказ производства автобусов МАЗ-103, хотя последний кузов был заложен еще в конце 2021 года. Поговаривают, что из-за большого спроса на МАЗ-103 его производство хотят возродить на заводе "Брестмаш". Так что, может быть, его история еще не кончилась.

Ещен несколько фото архангельских МАЗов-103:

г. Архангельск, наб. Северной Двины, маршрут 54, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, наб. Северной Двины, маршрут 54, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут 54, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут 54, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут 54, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Троицкий проспект, маршрут 54, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, ул. Воронина, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, ул. Воронина, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут 44, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут 44, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, ул. Никитова, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, ул. Никитова, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Ленинградский проспект, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, пр. Обводный канал, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, пр. Обводный канал, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, пр. Обводный канал, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, пр. Обводный канал, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, пр. Обводный канал, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, пр. Обводный канал, маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Ленинградский пр., маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Ленинградский пр., маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Ленинградский пр., маршрут 5, автобус МАЗ-103.486
г. Архангельск, Ленинградский пр., маршрут 5, автобус МАЗ-103.486

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что-нибудь интересное!

Почитайте другие статьи о моделях автобусов: