С 1 февраля 2023 года в Архангельске случилась транспортная реформа, одной из новинок которой был автобус большого класса молодого завода из Татарстана - Lotos-105. Сегодня о нем и поговорим.
История
Производством автобусов холдинг "РариТЭК" занялся совсем не давно. До этого предприятие вело разработку, производство и внедрение газомоторной техники. На фоне активного перехода общественного транспорта на газовое топливо холдинг занялся производством автобусов. В 2017 году филиал "РариТЭК" в Набережных Челнах наладил сборку автобусов Lotos-206 из комплектующих МАЗ-206 с установкой газовых двигателей.
Вполне логичным было наладить сборку своих автобусов, а не покупать кузова в Белоруссии. Для производства новой модели "РариТЭК" сотрудничал с китайским автобусным заводом Fotom, который и разработал новую модель Lotos-105. По большей части это и есть китайский автобус Foton-C10, но собранный из комплектующих в России. Первый выставочный экземпляр был представлен в октябре 2018 году на выставке "Busworld-2018" в "Крокус-Экспо"
В 2019 году и проходил испытания первый не выставочный автобус в Новосибирске, после чего исколесил более десятка городов России.
Серийное производство было налажено летом в 2019 года, первый крупный заказ Lotos-105 ушел в Чебоксары. На данный момент завод построил более 400 экземпляров данной модели.
Конструкция
Автобус Lotos-105 - полунизкопольный автобус большого класса, имеет 2 двери на передней и средней площадке. Обе двери поворотного типа, двухстворчатые. Первый дверной проем узкий, второй - широкий. Задняя часть автобуса приподнята на 2 ступени, где расположены ряды сидений. при этом 2 последних ряда размещены еще выше на одну ступеньку.
В низкопольной части автобуса имеется 3 накопительных площадки и всего 2 ряда сидений. На накопительной площадке напротив вторых дверей размещены сиденья, которые можно убрать при переполнении салона.
Автобус оснащен различными современными удобствами для пассажиров, кроме привычных экранов, электронных табло в Лотасах имеются USB-порты для зарядки гаджетов. Так же автобус оборудован кондиционером.
Автобус имеет длину 10,5 метров, что по российской квалификации общественного транспорта относит его к большому классу. Тот же средний автобус ЛиАЗ-4292 9,5 метров. Вмещает Лотос 72-76 человек.
Автобусы оборудуются китайскими двигателями Yuchai YC6G260N-50, на выбор покупателя коробки передач: автоматической Allison T280R или механической QJ. Рулевой привод с гидроусилителем - ZF.
Модификации
Завод выпускает Lotos-105 в нескольких вариациях, которые разняться по типу топлива.
Lotos-105CNG работает от компримированного природного газа. 3 баллона для хранения топлива расположены на крыше, общим объемом 384 литра с запасом хода 500 км.
На сжиженном природном газе работает модификация Lotos-105LNG. Объем баллона - 450 литров, запас хода - 550 км.
Дизельная модель Lotos-105D-01 оборудуется механической коробкой передач QJ
На еще одной дизельной модели Lotos-105D-02 устанавливается автоматическая коробка передач Allison T280R.
Впечатления
Автобусы Lotos-105 можно скорее отнести к автобусам среднего класса, как по вместимости, так и по компоновке салона, к большому классу они скорее относятся формально, по классификации.
Главный недостаток модели - это высокий подиум в задней части автобуса, как и на автобусах МАЗ-206. Из-за такой планировки подобные автобусы должны работать на пригородных или на городских маршрутах с низким пассажиропотоком, а не на напряженных городских маршрутах, как это вышло в ходе архангельской транспортной реформы. Зачастую залезать на верх пассажиры не торопятся, толпясь на низкопольной площадке. Ситуацию так же усугубляет еще одна ступенька перед последним рядом. Кроме того, потолок в задней части автобуса оказывается очень низким, из-за чего высокие люди бьются об него головой. На том же МАЗ-206 подобной планировки эта проблема отсутствует - потолок там выше.
К минусам так же можно отнести и то, что все в той же задней части автобуса маленькие окна и в светлое время там темно, а при наличии еще и ступенек может оказаться травмоопасно.
Среди недостатков можно отметить и то, что передняя надколесная арка в автобусе пустует без дела: сиденья там не разместишь - передняя дверь мешает, как следствие полезная площадь салона не используется.
Теперь к плюсам, их гораздо больше. Во первых, низкопольная площадка более вместительная, имеются дополнительные откидные сиденья. Автобус оборудован USB-портами. В салоне установлены металлические поручни: в местах, где пассажиры трогают их руками на них натянуты резиновые ручки.
Удобно так же и то, что большая часть сидений расположена походу движения, в отличии от ЛиАЗ-4292.
Среди плюсов можно отметить мягкий ход, не дерганье во время переключения передач, низкий уровень шума от двигателя. При поездке на МАЗах-206 того же возраста от двигателя стоит неимоверный шум и при переключении передач его дергает. Так же качество сборки архангельских МАЗов-206 не в пользу последних. У Лотосов же сборка гораздо качественней. Да и сам салон автобуса более приятный по своему оформлению. Еще один плюс - это теплый салон автобуса в зимнее время. Печки-калориферы хорошо справляются со своей задачей.
Автобус Lotos-105 скорее хочется отнести к среднему классу, более качественному чем у аналогов. Но назвать Lotos-105 большим классом язык не как не поворачивается, на фоне реально больших МАЗов-103, МАЗов-203, ЛиАЗов-5292 - Lotos-105 кажется малышом. При наличии полностью низкопольного среднего автобуса, такого как ЛиАЗ-4292 или нового ПАЗ CITYMAX 9 для работы на городских маршрутах выбор скорее падет на них, чем на Lotos, который больше подходит для пригородных перевозок.
Автобус оказался популярен у городов не только из-за качества, но и в первую очередь из-за низкой цены, которая в разы ниже, чем у настоящих больших автобусов.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о моделях автобусов: