Несколько недель назад мы знакомились с низкопольным автобусом среднего класса от Ликинского автобусного завода, сегодня знакомимся с аналогичным автобусом от Минского автозавода.
История
Производство низкопольных автобусов в России было налажено только в 2003 году с началом выпуска автобусов ЛиАЗ-5292. В соседней же Белоруссии полунизкопольник МАЗ-103 начали производить гораздо раньше - с 1996 года. Ни каких разговоров о создании в России низкопольного автобуса среднего класса даже не велось в то время. Российский низкопольный автобус среднего класса начнет массового выпускаться в 2015 году - это ЛиАЗ-4292.
В 2006 году Минский автозавод начал создание новой линейки автобусов - 2-ого поколения. Первым был автобус большого класса с 100% низким полом - МАЗ-203, следующим стал наш герой - средний низкопольный автобус МАЗ-206. В тот период это была большая авантюра - дорогой автобус по цене, сопоставимой с большим классом, при этот тратящий не на много меньше топлива. Но спустя годы МАЗ-206 стал одним из лидеров рынка в своем классе благодаря маневренности и неприхотливости в обслуживании при этом сохраняя черты городского комфортабельного автобуса.
Презентация первого автобуса МАЗ-206 произошла 14 июня 2006 года. Второй экземпляр выставлялся на "Московском автосалоне-2006", где был признан лучшим городским автобусом.
С 2007 года МАЗ-206 уже начал выпускаться серийно. С 2015 года - немного изменена планировка передней части автобуса: уменьшена накопительная площадка, за счет добавления 2 сидений на низком полу.
В зависимости от модификации автобусы МАЗ-206 компонуются различным оборудованием.
Модификации
Первый выпущенный в 2006 году автобус получил наименование МАЗ-206.000 - имел двигатель ММЗ Д-245.30 от Минского моторного завода и механическую коробку передач ZF6S700 BO.
Серийные экземпляры получившие обозначение МАЗ-206.060 имели агрегат DaimlerChrysler OM 904LA и (экологический класс: Евро-4 и Евро-5) и механическую коробку передач ZF6S700 BO. Эта модификация выпускалась в 2006-2013 годах. Выпущено около 500 автобусов.
С 2007 года завод выпускал модификацию МАЗ-206.067 с двигателем Mercedes-Benz OM 904 LA (экологический класс: Eвро-4 и Евро-5) и коробкой передач ZF 6HP504C. Такие автобусы производились до 2014 года.
Параллельно с 2007 года выпускалась модификация МАЗ-206.068. Оборудовался силовым агрегатом Mercedes OM904LA и автоматической коробкой передач ZF 6HP 504C. Производился до 2015 года.
В 2008-2012 выпускалась модификация МАЗ-206.069, оборудованная двигателем Mercedes-Benz OM 904 LA. V/3 и автоматической коробкой передач ZF 6HP504C. Произведено всего 11 экземпляров.
С 2012 года началось производство модели МАЗ-206.063. Имеет более мощный двигатель Mercedes OM924LAV/2, автоматическую трансмиссия от Voith с коробкой передач ZF.6S 1010 BO.
В том же 2012 году началось производство модификации МАЗ-206.085 с силовым агрегатом Mercedes-Benz OM 904 LA. V/3 и автоматической коробкой передач Allison T270w/Ret. Выпускался до 2019 года.
В 2013 году началось производство модели МАЗ-206.086 с более мощным двигателем двигатель Mercedes OM924LAV/2 (218 л.с.) и коробкой передач модели Allison T270.
В 2019 году выпущен 1 автобус МАЗ-206.945. Он оборудован двигателем Weichai WP5NG200E51 (200 л.с.) на сжиженном природном газе
и коробкой передач Allison T270.
Так же завод предлагает приобрести автобус МАЗ-206.946 на сжатом газе с двигателем Weichai WP5NG200E51 и автоматической коробкой передач Allison T270w/Ret.
Конструкция
Не смотря на большое количество модификаций МАЗ-206 внешне они не отличимые друг от друга, и различаются только разным оборудованием.
Что же представляет из себя МАЗ-206? Это полунизкопольный автобус среднего класса. Вмещает 72 человека и имеет 25 мест для сидения. Имеет 2 двери: передняя одностворчатая, вторая - двухстворчатая. Двери - поворотные. Низкий пол расположен в передней части автобуса, высокий - после вторых дверей. Напротив вторых дверей большая накопительная площадка. Сиденья расположены по принципу 2+2.
Кузов автобуса собран из коробчатых профилей, обитый цельным стальным оцинкованным листом. Перед и зад автобуса - стеклопластиковые. Стекла - вклеенные. Отопление салона осуществляется от жидкости, охлаждающей двигатель, а так же от печей-калориферов. Задний мост, ведущий производства фирмы Dana.
Впечатления
Автобусы МАЗ-206 стали популярны о многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Эстонии и даже Польше. Эти автобусы так же работают на городских маршрутах Архангельска и соседнего Северодвинска, из-за чего пользуюсь этими автобусами по несколько раз в неделю.
Главное достоинство МАЗ-206 - в том, что он больше похож на нормальный городской автобус. Благодаря качественным двигателям Mercedes-Benz, автоматической коробке передач автобус обладает плавным ходом. Из-за небольших габаритов автобус получился более маневренный.
Благодаря удачной компоновке салона автобус имеет больше мест для сидения, чем у аналогов. Удачной оказалась компоновка двигателя в заднем свесе автобуса, над которым расположился ряд из 5 сидений, благодаря чему место в пустую не пропадает.
Среди существенных недостатков - малое количество расположенных мест для сидения на низком полу - всего 2, причем в изначальной планировке салона их не было. Так же сидения в передней части автобуса расположены на высоких подиумах - для пожилых людей забраться туда целый квест. Часто от пассажиров слышны жалобы на духоту в автобусе - печки работают на отлично. Даже в сильный мороз приходиться открывать форточки. Система принудительной вентиляции со своей задачей не справляется.
Главный же недостаток всех полунизкопольников, что больших, что средних - ступеньки пр переходе из низкопольной части в высокопольную. Эконом вариант, не нравятся ступеньки - требуйте от перевозчика полный низкопол.
Нужно сказать, что дилер завода очень хорошо работает с покупателями и кроме обширного выбора моделей различной компоновки можно приобрести МАЗ-206 с различными опциями, которые необходимы именно этому покупателю.
Так на автобусы по желанию заказчика можно установить информационную систему с электронными маршрутоуказателями и информационным табло в салоне, перегородку между кабиной водителя и салоном (в стандартной комплектации ее нет).
Кроме того, автобусы МАЗ-206 работают без особых простоев из-за поломок, без проблем заводяться и работают в морозы.
За 15 лет завод произвел около 3200 автобусов МАЗ-206 и не смотря на возражения скептиков автобус стал популярен в странах бывшего СССР. Кроме того, на базе МАЗ-206 Минский автозавод с 2007 года производит пригородную версию - МАЗ-226, отличающую ее отсутствием накопительной площадки. С 2017 на заводе "РариТЭК" в Набережных Челнах наладили производство автобуса Lotos-206 в кузове МАЗ-206, но на газу. А в 2012 году в Иванове автобус МАЗ-206 переделали в троллейбус МАЗ-206Т с установкой электродвигателя и штанговых токоприемников. Сейчас он работает в городе Видное.
Не смотря на недостатки, МАЗ-206 - самый адекватный вариант городского полунизкопольного автобуса среднего класса. В отличие от ЛиАЗ-4292 у МАЗ-206 более удобный салон; а с автобусами ПАЗ-320435-04 "Vector Next" "Доступная среда" и даже сравнивать не приходиться, у МАЗ-206 плюсов будет в разы больше. МАЗ-206 отлично подойдет для маршрутов с невысоким, средним пассажиропотоком, куда выпускать большие автобусы не эффективно.
Надеемся, что завод продолжит производство этой модели, а так же задумается над созданием низкопольного автобуса среднего класса уже 3-его поколения.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о моделях автобусов:
Автобусы ЛиАЗ-4292 - средний низкопольник из Ликино-Дулево
Автобусы ЛиАЗ-6213 - низкопольные "гармони" из Ликино-Дулево