Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня поговорим об одном из первых цельнометаллических советских автобусов, ставшим прародителем целой линейки автобусов 1950-1960-х годов. И имя этому автобусу ЗиС-154.
История
После окончания Великой Отечественной войны требовалась замена морально устаревшей техники для общественного транспорта. Именно в этот период начинается серийное производство трамваев МТВ-82 и троллейбусов МТБ-82. В целях унификации общественного транспорта в эту серию вошел первый серийный цельнометаллический автобус ЗиС-154.
Разработка ЗиС-154 началась еще во время войны в 1944 году. При проектировании автобуса решили использовать передовые зарубежные технологии, в частности двигатель решено было перенести из капота в заднюю часть. За основу первого советского цельнометаллического автобуса были взяты американские автобусы GMC и Mack. Первые 2 автобуса Завод имени Сталина собрал в 1946 году. Первый автобус был оборудован американским дизельным двигателем GMC-4-71, а второй - обычным карбюраторным двигателем ЗиС-120. Но к серийному производству было решено остановиться на дизельном двигателе. После сборки третьего пробного автобуса в 1947 году началось серийное производство. В этом году завод построил 80 экземпляров для Москвы, причем интересно, что они оборудовались американскими дизелями GMC-4-71 в связи с отсутствием отечественного аналога. И только в 1948 году на ЗиС-154 начали устанавливать советские дизельные двигатели ЯМЗ-М204Д. Но уже в 1949 году на автобусы оборудовались простыми бензиновыми двигателями. До 1950 года завод построил 1165 экземпляров, которые работали на улицах Москвы, Ленинграда, Ярославля, Киева и других городов. Если в Москве все ЗиС-154 были выведены из эксплуатации еще в 1950-е годы, то в других городах они работали вплоть до конца 1960-х годов после модернизации в рамках которой родной двигатель заменялся на дизельные ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. ЗиС-154 на конвейере сменила модель ЗиС-155.
Модификации
Автобус выпускался в 2 модификациях. В классическом варианте ЗиС-154 с дизельными двигателями GMC-4-71, ЯМЗ-М204Д выпускался с 1947 по 1954 год. Модификация с бензиновым двигателем ЗиС-110 получила наименование ЗиС-154А и производилась в 1959-1950 годах. Всего было выпущено около 200 ЗиС-154А.
Конструкция
Кузов изготовлялся из панелей из дюралюминия. Автобус имел два дверных проема в которые устанавливались ширмовые двери, открывавшиеся с помощью пневматики. Интересно, что задняя дверь была сдвинута ближе к центру. Кабина водителя отделена от салона.
Автобус вмещал 60 пассажиров, в том числе мест для сидения - 34. В качестве сидений использовались диваны, расположенные с двух сторон. На накопительных площадках у первой двери и за задней дверью диваны располагались спинкой к окну для увеличения вместимости.
Главным новшеством ЗиС-154 было использование дизель-электрической трансмиссии. Дизельный двигатель приводил в действие электрогенератор, который вырабатывал электроэнергию для электромотора, который воздействовал на ведущий мост через карданную передачу. Такая конструкция позволяла отказаться от коробки передач, что облегчало работу водителя в плотном городском потоке. Управление таким автобусом напоминало управление троллейбусом: две педали на ход и тормоз и не нужно отвлекаться на переключение передач.
Большая часть ЗиС-154 была оборудована дизельными двигателями. Первая партия - это американские GMC-4-71, затем отечественными ЯМЗ-М204Д и бензиновыми ЗиС-110.
***
Безусловно, ЗиС-154 стал большой вехой в истории отечественного автобусостроения во многом именно на нем было внедрено передовых технологии. Да и сам автобус впечатлял современников, особенно по сравнию с автобусами, которые эксплуатировались в то время. Именно на ЗиС-154 была применена электротрансмиссия, появился цельнометаллический кузов. Автобус был комфортен с точки зрения, как пассажира, так и водителя. В салоне было тепло и светло. Отмечался плавный ход за счет использования двухступенчатого рессорного подвешивания.
Но была и бочка дегтя, которая крылась в несовершенной конструкции ЗиСа-154. Отечественный дизельный двигатель был очень шумный, особенно это ощущали пассажиры сидевшие в последнем ряду. Кроме шума двигатель часто дымил. Все это приводило к поломкам агрегатов и выходу автобуса с рейса. Среди проблем отмечалось замыкание силового электропроводки, подтекание во время дождя, слабые тормоза. В ходе производства ряд проблем удалось решить: так была усилена гидроизоляция крыши, прошли модернизацию тормоза. Но главная проблема - низкое качество отечественного дизеля так и не была решена. Шум и запах от него был на столько велик, что даже жаловались жители окрестных домов, где проходили автобусные маршруты, на которых работали ЗиС-154. Да механики автобусных парков не имели опыта работы с дизельными двигателями, что приводило к простою техники в ремонте. Еще один из недостатков - большой расход топлива. Но даже замена дизельных двигателей на бензиновые на более поздней модификации ЗиС-154А не улучшили ситуацию. В 1949 году завод начал производство более примитивной модели - ЗиС-155, которая через год сменит с конвейера ЗиС-154.
До наших дней сохранилось 3 экземпляра ЗиС-154: 1 автобус храниться в коллекции музея "Московский транспорт", 2-ой в музее ГУП "Пассажиравтотранс" Санкт-Петербурга, и 3-ий автобус в процессе восстановления для Музея индустриальной культуры.
На сегодня все! В следующий раз продолжим.
Фотографии взяты с замечательного сайта Госкаталог.рф.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что-нибудь интересное!
Почитайте другие статьи о моделях автобусов: