Доброго времени суток! Кто уже давно читает канал "Транспортная планета", то помнят, что я когда-то писал о легендарном автобусе-гармошке из Венгрии - Ikarus-280. Сегодня пришло время поговорить о его "коротком" собрате - автобусе Ikarus-260.
История
В 1960-е годы венгерский завод "Ikarus" начал поставки своих автобусов в страны СЭВ. На тот момент выпускался широкий модельный ряд автобусов: как городские, так и междугородние и пригородные, а так же разных классов: большого, среднего и особо большого! Понятно, что к концу 1960-х годов автобусы устарели, как в техническом плане, так и с точки зрения дизайна. Кроме того зарубежные покупатели требовали наращивать производство автобусов, что было нереально для старых моделей.
Одним из решении проблемы стало создание нового семейства автобусов 200-й серии. Венгерцы первыми отошли от классической округлой формы кузова и стали выпускать автобусы с квадратными углами, широкими окнами и дверями. Первым первопроходцем 200-й серии стал междугородний автобус Ikarus-250, прототип которого был выпущен в 1967 году, а серийное производство было начато в 1969 году.
Наш же герой - городской автобус Ikarus-260 начал производиться в 1972 году. Его прототип был построен в 1971 году. Первые партии автобусов шли в города Венгрии, а у же затем за рубеж. Одним из первых стран, куда попали 260-е Икарусы - был Советский Союз.
Автобус оказался настолько популярен, что стал поставляться не только в страны соцлагеря, но в капиталистические, например в Турцию и Грецию
Автобус производился в более чем 30 модификациях: комплектация отличалась количеством дверей, различными агрегатами. Так же выпускались модификации для пригородных перевозок.
Завод производил Ikarus-260 до 2003 года, когда было закрыто производство автобусов на основной площадке в Секешфехерваре.
В 1993-1998 годах на Ярославском автозаводе и московском заводе СВАРЗ проводилась модернизация сочлененных автобусов Ikarus-280 - у них убирался узел сочленения и вторая секция - в торец обрубленного автобуса устанавливалась задняя маска.
Конструкция
Автобус Ikarus-260 представляет собой кузов прямоугольной формы с прямыми углами. Конструкция кузова - безрамная, ферменная, сварная из трубчатых профилей, большей частью с закрытым поперечным сечением. Главная особенность конструкции Икарусов - размещение двигателя под полом, что позволяло освободить место в салоне.
Автобусы чаше всего оборудовались венгерскими двигателями Rába D2156HM6U или позднее Rába D10 UTSLL-160. Выбор коробок передач был более широким: и механические и автоматические.
Мягкость хода автобусу придавала пневматическая подвеска с амортизаторами.
Городские модификации имеют по 3 дверных проема, пригородные - по 2 проема. Двери - либо ширмовые, либо планетарные - в зависимости от модификации. Кабина водителя отделена от салона перегородкой, в зависимости от модификации - сплошная или частично закрытая. Планировка салона в городских версиях - трехрядная (2+1), в пригородных - 4-х рядная. В конце автобуса имеется большая накопительная площадка. Количество мест для сидения - 21-23 в городских модификациях и 39 - в пригородных. Общая вместимость - около 100 человек. Сидения - удобные и мягкие из кожзама. Освещение - люминесцентное.
Модификации
Автобус выпускался в более 30 модификациях. Автобусы отличались установленными двигателями, коробками передач, типом и количеством дверей, размером форточек.
Ikarus-260.00, годы выпуска: 1972-1985, для Венгрии и СССР, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: Praga 2M70, 3 ширмовых двери, 21 место для сидения.
Ikarus-260.01, годы выпуска: 1972-1983, для СССР, двигатель:
Rába D2156HM6U, коробка передач: Csepel ASH-75-2, 3 ширмовых двери, 23 места для сидения. На автобусе устанавливались маленькие форточки через окно. С 1981 года - на всех автобусах большие форточки в каждом окне.
Ikarus-260.02, годы выпуска: 1973-1989, для ГДР, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: Csepel ASH-75-2, 3 ширмовых двери, 21 место для сидения. Автобусы не имели форточек, кабина не отделена от салона.
Ikarus-260.03, годы выпуска: 1973-1990, для Будапешта, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: Praga 2M70, 3 планетарных двери, 21 место для сидения.
Ikarus-260.04, годы выпуска: 1981-1988, для Польши, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: Csepel ASH-75-2, 3 планетарных двери, 20 мест для сидения.
Ikarus-260.05, годы выпуска: 1974, для Румынии.
Ikarus-260.06, годы выпуска: 1974-1992, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: Praga 2M70, 3 ширмовых ( с 1985 - планетарных) двери, 21 мест для сидения.
Ikarus-260.08, годы выпуска: 1974, для Болгарии, двигатель: Rába D2156HM6U.
Ikarus-260.11, пригородный, годы выпуска: 1974, 1977, для Венесуэлы, 2 ширмовых двери
Ikarus-260.13, годы выпуска: 1975-1978, для Эфиопии, двигатель: MAN D2356HMXU, коробка передач: ZF S6-90, 3 планетарных двери
Ikarus-260.16, годы выпуска: 1976, для Венгрии.
Ikarus-260.18, годы выпуска: 1980-1984, для СССР, коробка передач: Львов-3, 3 ширмовых двери
Ikarus-260.20, годы выпуска: 1979, для Венгрии. Построен 1 экземпляр.
Ikarus-260.20М, пригородный, годы выпуска: 1996-2004, для Венгрии, двигатель: Rába D10 UTSLL-160, коробка передач: Csepel S6-90U, 2 планетарных двери. Построено 20 экземпляров.
Ikarus-260.22, годы выпуска: 1978-1983, для Греции, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: ZF S6-90U, 3 ширмовых двери, мест для сидения - 23.
Ikarus-260.25, годы выпуска: 1994, для Турции, двигатель: Rába D10 UTSLL-160, коробка передач: ZF S6-90U, 3 планетарных двери.
Ikarus-260.27, пригородный, годы выпуска: 1981-1990, для СССР, двигатель: ЯМЗ 236А, 2 ширмовых двери.
Ikarus-260.29, годы выпуска: 1981-1982, для Исландии, двигатель: Rába D2356HM6U, коробка передач: Renk AG Doromat 873 A, 2 планетарных двери (отсутствует задняя дверь). Построено 3 экземпляра.
Ikarus-260.30А, годы выпуска: 1997-2003, для Венгрии, двигатель: Rába D10 UTSLL-160, коробка передач: Csepel S6-90U, 3 планетарных двери.
Ikarus-260.30М, годы выпуска: 1982, 1997-1999, для Кувейта и Венгрии, двигатель: Rába D10 UTSLL-160, коробка передач: Csepel S6-90U, 3 планетарных двери.
Ikarus-260.32, пригородный, годы выпуска: 1981-1992, двигатель: Rába D10 UTS-180, коробка передач: ZF S6-90, 2 планетарных двери, мест для сидения - 39.
Ikarus-260.32R, пригородный, годы выпуска: 1985, 2 планетарных двери.
Ikarus-260.33А, годы выпуска: 1984, 1996, для СССР и Венгрии, 3 планетарных двери.
Ikarus-260.37, годы выпуска: 1984-1989, для СССР, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: Csepel S6-90U, 3 планетарных двери. Она заменила модель Ikarus-260.01. На автобусах установлены большие форточки. Был обновлен интерьер салона, перегородка кабины водителя со сдвижной дверью.
Ikarus-260.39, пригородный, годы выпуска: 1984-1990, для Венгрии, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: Csepel S6-90U, 2 планетарных двери.
Ikarus-260.43, пригородный, годы выпуска: 1980-1990, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: Csepel S6-90U, 2 планетарных двери (отсутствует задняя дверь)
Ikarus-260.44, годы выпуска: 1986, для Кувейта.
Ikarus-260.45, годы выпуска: 1986-1991, для Будапешта, двигатель: Rába D2156 HM6UT или Rába D10 UTS 150-15, коробка передач: ZF 4HP 500-590, 3 планетарных двери, мест для сидения - 21.
Ikarus-260.46, годы выпуска: 1986-1992, для Венгрии, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: Voith D851.2, 3 планетарных двери, мест для сидения - 21.
Ikarus-260.47, пригородный, годы выпуска: 1988, для Венгрии, 2 планетарных двери (отсутствует задняя дверь).
Ikarus-260.49, для Турции, 3 ширмовых двери.
Ikarus-260.50, годы выпуска: 1988-1997, для СССР, двигатель: Rába D10 UTSLL-160, коробка передач: Csepel S6-90U, 3 планетарных или ширмовых двери, мест для сидения - 21.
Ikarus-260.50Е, годы выпуска: 1995-1997, для России и Украины, 3 ширмовых двери.
Ikarus-260.51, пригородный, годы выпуска: 1988-1997, для СССР, двигатель: Rába D2156HM6, коробка передач: Csepel S6-90U, 2 планетарных двери
Ikarus-260.51Е, пригородный, годы выпуска: 1990-1996, для СССР, 2 планетарных двери
Ikarus-260.51F, пригородный, годы выпуска: 1996-1997, для России, 2 планетарных двери
Ikarus-260.52, годы выпуска: 1990, для СССР, двигатель: Rába D2156HM6U, коробка передач: ZF S6-90U, 3 ширмовых двери.
Ikarus-260.54, пригородный, годы выпуска: 1993, для Венгрии, двигатель: DAF LT160M, 2 планетарные двери. Построено 3 экземпляра.
Ikarus-260.54А, годы выпуска: 1995, для Венгрии, двигатель: DAF LT160M, 3 планетарные двери (средняя дверь сдвинута на 1 окно к передней двери).
Ikarus-260.54С, пригородный, годы выпуска: 1993, 1995, для Венгрии, 2 планетарные двери.
Ikarus-260.54Е, пригородный, годы выпуска: 1996, для Венгрии, 2 планетарные двери.
Ikarus-260.56, годы выпуска: 1993-2002, для Венгрии, 3 планетарные двери.
Ikarus-260.57, годы выпуска: 1994, для России, 3 ширмовые двери (средняя дверь сдвинута на 1 окно к передней двери).
Ikarus-260.58, годы выпуска: 1994, для Латвии.
Ikarus-260.59Е, годы выпуска: 1997, для Чехии, двигатель: Rába D10 UTS-155, коробка передач: ZF 4HP500, 3 планетарные двери
Ikarus-260.70, для Турции, 3 ширмовые двери
Ikarus-260.71, годы выпуска: 1990-1991, для Ирана, 2 планетарные двери
Ikarus-260.72, для Турции
Ikarus-260.73, годы выпуска: 1994, для Польши, двигатель: Rába D10 UTS-150, коробка передач: ZF 4HP500, 3 планетарные двери. Построен 1 экземпляр.
Ikarus-260.73А, годы выпуска: 1993-1995, для Польши, двигатель: Rába D10 UTS-150, коробка передач: ZF 4HP500, 3 планетарные двери.
Ikarus-260.73В, годы выпуска: 1993, для Польши, двигатель: Rába D2156HM6UT, коробка передач: Csepel S6-90U, 3 планетарные двери. Построено 3 экземпляра.
Ikarus-260.90, годы выпуска: 1978-1992, для Венгрии, развлекательный автобус
Ikarus-260.92, пригородный, годы выпуска: 1979-1984, 2 планетарные двери
Ikarus-260.95, годы выпуска: 1983 и 1992, для Венгрии, автобус - библиотека. Построено 3 экземпляра.
***
За 31 год производства завод произвел более 72,5 тыс. автобусов Ikarus-260. К примеру гармошек Ikarus-280 было выпущено на 10 тыс. меньше - всего 60 тыс. Из 72 тыс. только в СССР было поставлено 49 тыс. автобусов. А кроме нашей необъятной страны 260-е Икарусы бороздили улицы городов Венгрии, Турции, ГДР, Чехии, Польши, Румынии, Греции и т.п.
Конечно, Ikarus-260 по сравнению с советским аналогом ЛиАЗ-677 смотрится, как что-то космическое. И не зря, ведь конструкторы венгерского завода продумали конструкцию до самых деталей. Причем, все не в пользу советского ЛиАЗа. Вместимость у Икаруса больше, за счет вынесенного под пол двигателя (у ЛиАЗа двигатель рядом с водителем в кабине), у ЛиАЗа - 2 двери, у Икаруса - 3. Кроме того, мощность венгерских машин оказалась на порядок выше - они без проблем преодолевали те уклоны, в которые ЛиАЗ-677 не смог забраться.
Для пассажиров автобус был удобен просторным салоном, большими окнами, широкими дверными проходами, мягкими сидениями и светлым салоном.
Традиционно, все автобусы в СССР в 1970-1980-е годы красились в оранжевый цвет, или как он назывался "золотая охра", не были исключением и Икарусы.
С развалом СЭВ поставки Икарусов в Россию прекратились. На закупку новой техники у молодой капиталистической страны не было средств. К сожалению, это сыграло плохую шутку с самим легендарным заводом. Потеряв большой рынок сбыта своей продукции он прекратил свое существование.
Интересно, что конструкция кузова была на столько прочной, что порой автобусы работали на маршрутах по более 30 лет! Да и что греха таить, во многих странах Икарусы-260 продолжают возить пассажиров: в Болгарии, Румынии, Венгрии и Польше. В ряде городов 260-е используются в качестве служебной развозки.
В нашей стране в маршрутном движении Икарусы-260 уже не встретишь. Их место теперь в музее, ну и конечно, же в нашей памяти.
На сегодня все! В следующий раз продолжим.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что-нибудь интересное!
Почитайте другие статьи о моделях автобусов: