Стараниями Джонатана Франзена, Элизабет Страут и Энн Пэтчетт американский семейный роман стал популярным жанром в последние годы. Но он не взялся из ниоткуда - много лет назад Ирвин Шоу уже поднимал вопросы о семейных ценностях своих сограждан. В юности я читала "Богач, бедняк" и даже смотрела советский фильм. "Хлеб по водам" - более позднее произведение автора, я узнала о нем от Кота-книголюба, за что большое спасибо🌹
Могу с уверенностью сказать, что образцы 20 века мне нравятся гораздо больше тех, что пишут в 21-м. В чем же разница?
Если кто-то думает, что прежде авторы избегали острых тем🥃🚬💉👬, сразу скажу, что это не так.
Когда читаешь старый роман, то думаешь: какие милые люди! как жаль, что они причиняют боль друг другу и испытывают превратности судьбы.
Когда читаешь новый:
- какие милые люди! ...но все они оказались чудовищами👹,
или же
- какие противные люди! ...но автор заявляет, что мы все такие и это нормально...
Иными словами, современный семейный роман рассчитан на любителей триллеров, которые привыкли, что всё не то, чем кажется👻 Но ведь иногда банан - это просто банан.
Наверное, дело в композиции. Раньше было принято линейное повествование, и мы видели характеры в развитии. А теперь нам сначала показывают "как стало", а потом объясняют, как они дошли до жизни такой. Что-то в этом есть от сеанса у психотерапевта...
Итак, семейство Стрэндов. Аллен - 👨🏫учитель по профессии и по призванию. Его жена Лесли - творческая натура: 🎹музыка, 🎨живопись. Трое почти взрослых детей Элеанор, Джимми и Кэролайн. Семья живет небогато. Аллен беспокоится, что не сможет обеспечить детям достойный старт в жизни, а инфляция съест его надежду на спокойную старость. В один прекрасный день судьба приводит на порог Стрэндов очень богатого и влиятельного человека - Хейзена, который станет их феей-крестной🧚♂️ и исполнит все желания.
Это книга НЕ о том, что
- каждое доброе дело имеет двойное дно😈,
- большие деньги пробуждают в людях самое худшее💰,
- нет счастливых семей, все только притворяются🤥
Семье Стрэндов предстоят нелегкие испытания не потому, что им дали денег. Просто пришло время.
Есть старое поверье: чтобы у ребенка были хорошие волосы, его обязательно надо коротко остричь, когда ему исполнится 1 год. Действительно, после такой стрижки волосы становятся совсем другими. Просто потому, что им и положено меняться в этом возрасте.
Элеанор 21 год, Джимми 19, Кэролайн 17. Они все готовы вылететь из гнезда, старшая уже работает и живет отдельно. Помощь Хейзена дает им чуть-чуть добавочного пинка импульса.
А что же родители?
Автор много раз повторяет, какая Лесли сдержанная и никогда не устраивает сцен, и вообще ангел😇 Но раз за разом ее же собственные действия противоречат этому. Вспоминается Ирэн Форсайт: сколько ни пытается Голсуорси представить ее жертвой, а не выходит каменный цветок.
Я знаю по своему опыту, каково это, когда приходится оставить привычную среду и начать жизнь на новом месте - и не по своей воле, а подчиняясь обстоятельствам. Лесли должна была обсудить свои чувства с мужем в спокойной обстановке. А не доводить себя до депрессии, чтобы потом слинять в самый неподходящий момент. Инфаркт, неприятности на работе, суд, Сибирь... а она в Париж едет развеяться💃
Аллен вызывает у меня гораздо больше сочувствия. Жена и дочь (а вслед за ними и многие читатели) называют его отставшим от жизни и ничего не знающим - и знать не желающим - о своих близких. Но это же несправедливо! Обманывать человека, а потом презирать его за то, что он такой доверчивый🤷 И кстати, о некоторых подробностях жизни Кэролайн он знает побольше, чем ее мать. Эта маленькая жучка🐕 меня вообще очень здорово взбесила. Автор, конечно, сделал попытку реабилитировать ее в последней главе...
Есть вещи, которым одно поколение не в состоянии научить другое. Все путеводные карты быстро устаревают.
Мне не кажется, что Аллен - ретроград. Он дает своим детям столько свободы для самореализации, сколько они попросят. А если высказывает неодобрение их действиям, так это и есть одна из функций родителя. Помните: "крошка сын К ОТЦУ пришел"©︎?
А возиться с Ромеро, этим маленьким гениальным 💩, вопреки здравому смыслу, на одном энтузиазме и милосердии, вообще может только святой. Роман написан в 1981 году, но силуэт BLM уже просматривается...
В финале Аллен размышляет о будущем - одинокий и всеми покинутый, но не чувствующий себя таковым. Это напомнило мне последние страницы другого прекрасного романа - "Внучка" Бернхарда Шлинка.