Найти тему
1,3K подписчиков

Глава 2.4. Культура русских крестьян 18-19 веков (часть 19). Окликания. Посиделки.

Окликания

Как видно из вышеизложенного, частым явлением в русской деревне был обход каждого дома по праздникам. Благодаря обходам в праздниках принимал участие каждый житель деревни, что было естественно для общинного характера крестьянской жизни. Поводов для обхода молодежью дворов своего или соседних селений было много. Общая черта всех обходов – поздравление хозяев двора, приветствие их по определенному случаю. Обходы приурочивались традицией к конкретным календарным срокам и, в зависимости от повода, охватывали часть семей селения (выделявшуюся по определенному принципу) или все дворы подряд. Иногда избирательность связывалась не с поводом поздравлений, а с возможностью получить хорошее награждение, так как все обходы сопровождались сбором угощений и нередко последующим пиром молодежи. [68]

Праздник на селе. Фото из открытых источников.
Праздник на селе. Фото из открытых источников.

Обходы непременно включали пение, в котором и выражалось основное содержание поздравления с пожеланиями благополучия, а нередко и представление сценок. Для крестьянских парней и девушек коллективные обходы дворов — одна из форм праздничного общения в своей молодежной среде, шумного и в то же время художественно выраженного, освященного традицией, признаваемого старшими, с непременным выходом вовне — на хозяев дворов. Движение компании по селению оживлялось шутками и забавами. Непосредственных исполнителей обходных песен сопровождали нередко зрители. Разные реакции приветствуемых хозяев и соответствующие различия в поведении исполнителей исключали однообразие, несмотря на повторение общей схемы поздравления в каждом дворе. [68]

В ряду весенне-летних увеселений выделялось сборище мужской молодежи — «окликанье молодых», называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Окликание заключалось в обходе дворов (обычно на первой неделе после Пасхи), где жили молодожены (сюда относились все, кто женился год назад и позже). Сутра собиралось около 10-15 парней, которые нарядно одевались и шли по деревне, не пропуская не одной молодой четы. [68]

Под окнами молодых окликалыцики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликалыциков, подчеркивалось множество их: «сила — армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» — обращение к молодоженам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, о молодой жене, о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает ее, плачущую, еще и тем, что сегодня приедут ее родственники – и действительно на Светлой седмице было принято приезжать родственникам жены. Мотив утешения молодой предстоящим приездом ее родственников сменялся в песне окликалыциков советом или скорее назиданием отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Затем следовал веселый перечень того, чем следует оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось все выражением уважения молодоженам. Затем окликанная пара выносила певцам угощение: пироги, пряники, орехи, напитки. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье выставлялось на вечерней пирушке молодежи. [68]

С песней и плясками по улице. Фото из открытых источников.
С песней и плясками по улице. Фото из открытых источников.

В некоторых местах пары окликались не единожды и состав окликальщиков мог быть смешанный или только женский (бабий вьюнец), различался он и по возрасту. Были и другие виды окликаний: пасхальные обходы всех дворов на Светлой неделе (в Смоленской губернии они назывались хождением волочебников), к Егорьеву дню 23 апреля («окликание Егория» было популярно на Русском Севере), в Семик и другие дни. [68]

Посиделки

В зимнее время, когда все полевые работы завершались, а на улице становилось зябко, жизнь в деревне переносилась в избу. Не были исключением и развлечения. Как уже говорилось раньше, в деревне зимние развлечения часто совмещались с выполнением домашнего труда и назывались супрядками (в разных местах бытовали и другие названия, в том числе посиделки). Чисто развлекательные посиделки приурочивались обычно к праздникам. Развлечения были схожими – играли в игры, пели, плясали, парни угощали девушек орехами, пряниками, подсолнухами, устраивали совместный пир. Стиль общения, как и на супрядках, был достаточно свободным, но не выходящим за рамки приличия. Флирт молодежи разворачивался на виду у всех, «на людях». Женатые и замужние крестьяне в посиделках не участвовали, иногда допускались молодые вдовы, чужие парни из другой общины не допускались. Для посиделок парнями вскладчину нанималась отдельная изба почище и попросторнее, где хозяйкой была вдова или покладистые старики. За девушками посылали малых ребят — зазывать («заколачивать», «оглашать»). Молодцов зазывать было не принято: они должны были «сами знать по духу». [68]

На завалинке. Фото из открытых источников.
На завалинке. Фото из открытых источников.

На вечеринке ходили под песни парами. Инициатива выбора партнера принадлежала девушке — она указывала на него рукою или платком, или называла по имени и отчеству. Непременной принадлежностью развлекательных посиделок здесь, как и почти повсеместно, была игра в «соседи». Нередко затевали «веревочку»: все участники, взявшись за руки, водили хоровод сложными петлеобразными фигурами под различные песни. «Веревочка» выкатывалась в сени, возвращалась в избу и пр. Те, кто водил хоровод первыми, постепенно отцеплялись от «веревочки» и садились по стенкам. Спустя некоторое время снова включались в игру— «веревочка» вилась и вилась, и песни сменяли одна другую. Из подвижных игр хороводного типа популярно было также исполнение песенного диалога двумя партиями, поочередно наступавшими одна на другую (в каждой из них все участники ее сначала отвешивали поклоны противоположной стороне, потом начинали петь). По ходу песни одна или несколько участниц переходили в другую партию; заканчивалось все нередко пляской парами. [68]

В системе норм поведения, регулировавшей взаимоотношения девушек и молодых людей на посиделках, важное место занимали традиции, связанные с постоянной парой — «почетника» и «почетницы». В общине господствовало положительное отношение к постоянным устойчивым парам. «Почетник» в глазах односельчан был первым кандидатом в женихи данной девушки. Чаще всего их отношения и заканчивались свадьбой. Но это не считалось обязательным. [68]

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.

С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С двенадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С тринадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С четырнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С шестнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С семнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С восемнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.