Троица
Хороводные развлечения наиболее полно разворачивались на Троицу, а также на неделю, предшествовавшую этому празднику, и неделю, наступавшую после него. Основу Троицкого празднично-хороводного цикла составляли два связанных между собою, но разделенных во времени действия: «завивание» и «развивание» венков в лесу, обычно на березах. Троица также была связана с церковным календарем, предваряла наступления Петровского поста, длившегося до 12 июля (день святых первоверховных апостолов Петра и Павла) и считалась у крестьян главным летним праздником. [68]
Цикл мог начинаться на Семик (четверг перед Троицей) и завершаться на Троицу или начинаться на Троицын день, а заканчиваться на заговенье Петрова поста. Накануне убирали в домах, во дворах и на улице перед домом: подметали «очень чисто»; перед каждым домом ставили березки, а интерьер украшали березовыми ветками. Накануне же девушки гурьбой отправлялись в лес за целебными травами: буковицей, диким перцем, ягодником (листьями земляники), иван-да-марьей. Непременной принадлежностью обычая были хороводы, пение, пляски под открытым небом — в рощах, лугах, на холмах. Здесь же угощались пирогами и обязательным блюдом из яиц. Во многих местах при «развивании» венки надевали на головы и шли всей гурьбою к ближайшему водоему — реке или озеру; там венки бросали в воду и гадали по ним («неутонувшие предвещали долгую жизнь»). Хороводы продолжались и на улицах селения, под звуки рожков. [68]
Местами Троицкое завиванье и развиванье венков соединялось с обычаем «кумления» женской молодежи. Желающие «покумиться» вешали свои кресты на березу или на два крестообразно воткнутых над кукушкиными слезами прута. Все участницы гулянья пели песни, а решившие кумиться подруги целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста и обменивались крестами. После этого они называли друг друга «кумами»; дружба их становилась особенно тесной — по типу побратимства и посестрия, о которой речь была в другой части. После кумления молодежь угощалась и с песнями возвращалась в деревню; там пение и пляска продолжались. На следующее воскресенье молодежь в том же составе продолжала гулянье в роще. Наступала вторая часть обряда: те же пары подруг возвращали друг другу кресты — «раскумливались»; остаток этого дня тоже проводили в селении — «в пении и пляске». Для некоторых селений, особенно в первой половине 19 века было характерно и ряженье девушек, идущих завивать венки. [68]
Вариантов кумления, как и завивания венков и гаданий было очень много и зависело от местных традиций. В некоторых местах к завиванию-развиванию венков прибавлялось еще и «крещение кукушки»: девушки и женщины собирались на улице, с песнями шли в лес. Там искали растение кукушку и под специально для этого случая предназначенную песню пололи траву вокруг нее. Ополов, вырывали растение с корнем и «наряжали как куклу». Затем все отправлялись в дом одной из участниц, намеченный заранее для сборища. Затем, на Духов день одетую кукушку несли с песней в лес, где сплетали венком верхушки двух березок. В середину венка вешали нательный крестик одной из девушек и покрывали его большим платком, при этом участницы пели. Вокруг венка составлялся хоровод, заводили новую песню: «Я в луг пойду, я венок завью; покумимся, кума, не бранися, душа». Наступал момент самого кумления: «Избравши по сердцу подружку, подходят одна с одной стороны, а другая с противоположной к венку и целуют три раза крест и друг друга сквозь венок, поверх венка и с правой и левой стороны венка (крестообразно)». Далее шли угощения у костра, как и везде. Развиваться шли через неделю. К Троицкому кумлению сами крестьяне относились по-разному, где-то серьезно и на всю жизнь, где-то формально, до момента раскумления. [цитата по 68]
Главной особенностью Троицких хороводов был их смешанный характер, хотя и здесь хоровод мог быть чисто девичьим. В хороводах этого цикла непременно звучали песни о венке, исполняемые с воодушевлением большим хороводом из юношей и девушек, которые создавали особенно приподнятое настроение. В середине круга плясали, весь хоровод хлопал в ладоши. Участницы щеголяли нарядами. Хоровод пел: «вселиственный мой вянок, ладо-ладо, мой вянок» и пр. [68]
Большое оживление в Троицкий хоровод вносил обычай исполнения роли березки одною из девушек. Сначала готовили настоящее деревце: срубали березку с двумя вершинами, свивали их венком и на образовавшуюся «голову» надевали кокошник или платок. Две ветки отводили в качестве рук и надевали кофту, юбку и фартук. Наряд завершался лентами, бусами и полевыми цветами. Под юбку наряженной березки подбегала девочка 10—12 лет «пошустрее», с репутацией хорошей плясуньи. Деревце начинало двигаться, а вокруг него заводили хоровод парней и девушек. Сначала пели «проголосные» (протяжные) песни, и «березка» медленно ходила под них по кругу, потом переходили к плясовым, и стиль хоровода резко менялся. «В круг влетают в бешеной пляске пары, а с ними пляшет и неистово вертится «березка». [цитата по 68]
Когда возвращались из леса в селение, впереди шла «березка», поддерживаемая под «руки» двумя взрослыми девушками. Молодежь обходила с песнями улицы деревни, потом начиналось посещение домов участниц хоровода. Очередь посещений устанавливалась обычно заранее. Хозяева угощали девушек. На закате разыгрывали отпевание березки. Снова собирались все на улице, многие с венками на головах, и торжественно шли к избе, где оставили деревце. Кланялись березе и выносили ее из угла. Снова девочка под березкой двигалась впереди толпы, направлявшейся к ближайшему водоему. [68]
Песни теперь пели только проголосные, и они становились все печальнее. У реки или озера деревце раздевали под жалобное пение, и девочка-«березка» бросала его в воду. Вслед ему летели венки с обычными загадываниями. Когда молодежь возвращалась в деревню, праздничное веселье продолжалось. [68]
Особую окраску развлечениям хоровода придавали в некоторых местах отголоски традиции древних «русальных» празднеств, проводившихся на первой неделе после Троицы, которую так и называли – русальной (в некоторых районах яичной, т.к. было принято угощать пирогами с яйцом). Тайком от молодежи двое пожилых людей готовили себе маски — «рожи» и костюмы «русалок». Женщина делала из холстины мужскую «рожу» с широкой длинной бородой из «замашек» и одевалась в мужской костюм, а мужчина надевал женскую маску из такого же материала и женский наряд. В субботу вечером, когда вся молодежь собиралась на улице и темнело, двое, изображавшие «русалок», прячась, огородами расходились на разные концы этой улицы и потом одновременно двигались к «карагоду» (хороводу). Парни и девушки, увидев их, бросались врассыпную с криками: «Ох, русалки, русалки идут!» «Русалки» гонялись за беглецами, ловили, щекотали; пойманный «сначала смеется, потом уже кричит со слезами в голосе». «Русалки» так пощекочут человек трех-четырех, а после, когда народ освоится с ними, все опять сходятся в карагод. Сначала плясали «русалки», выкидывая забавные коленца, потом включалась молодежь. Пляски продолжались почти до рассвета. На следующий день один парень наряжался в медведя, а другой в вожака и так ходили по деревне, устраивая смешные сценки. В русальном ряженье прослеживается много сходств со святочным. В некоторых селениях в эту неделю было принято обливать водой всех, кто зазевается. [68]
Всесвятское воскресенье — заговенье на Петров пост — повсеместно было отмечено особыми гуляньями молодежи, как завершение основного, самого интенсивного периода хороводов. В последний день устраивали качели, на которых молодежь каталась до вечера. Сами хороводы и пение кончалось только под утро. [68]
Надо отметить, что не все архаичные языческие традиции смогли гармонично влиться в круг религиозных христианских праздников. Иногда перед крестьянами стоял моральный выбор, участвовать ли в том или ином ритуале. Это особенно остро прослеживается именно в цикле летних праздников: Иван Купала, «похороны Костромы». Участие в театральных постановках, имитация погребения и отпевания считалось многими греховным делом, являющимся причиной последующих неурожаев, стихийных бедствий и прочих бед. Более серьезным отношением к религиозным праздникам отличались старообрядцы.
Продолжение следует.
С первой частью главы можно ознакомиться здесь.
Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.
С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.
С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.
С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.
С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С двенадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С тринадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С четырнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С пятнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.