Найти тему
Внутри России

Глава 2.4. Культура русских крестьян 18-19 веков (часть 16). Троица.

Девушки рвут березку на Троицу. Нач. 20 века. Фото из открытых источников.
Девушки рвут березку на Троицу. Нач. 20 века. Фото из открытых источников.

Троица

Хороводные развлечения наиболее полно разворачивались на Троицу, а также на неделю, предшествовавшую этому празднику, и неделю, наступавшую после него. Основу Троицкого празднично-хороводного цикла составляли два связанных между собою, но разделенных во времени действия: «завивание» и «развивание» венков в лесу, обычно на березах. Троица также была связана с церковным календарем, предваряла наступления Петровского поста, длившегося до 12 июля (день святых первоверховных апостолов Петра и Павла) и считалась у крестьян главным летним праздником. [68]

Цикл мог начинаться на Семик (четверг перед Троицей) и завершаться на Троицу или начинаться на Троицын день, а заканчиваться на заговенье Петрова поста. Накануне убирали в домах, во дворах и на улице перед домом: подметали «очень чисто»; перед каждым домом ставили березки, а интерьер украшали березовыми ветками. Накануне же девушки гурьбой отправлялись в лес за целебными травами: буковицей, диким перцем, ягодником (листьями земляники), иван-да-марьей. Непременной принадлежностью обычая были хороводы, пение, пляски под открытым небом — в рощах, лугах, на холмах. Здесь же угощались пирогами и обязательным блюдом из яиц. Во многих местах при «развивании» венки надевали на головы и шли всей гурьбою к ближайшему водоему — реке или озеру; там венки бросали в воду и гадали по ним («неутонувшие предвещали долгую жизнь»). Хороводы продолжались и на улицах селения, под звуки рожков. [68]

Праздник Святой Троицы в Тверской губернии, 1920 г. Фото из открытых источников.
Праздник Святой Троицы в Тверской губернии, 1920 г. Фото из открытых источников.

Местами Троицкое завиванье и развиванье венков соединялось с обычаем «кумления» женской молодежи. Желающие «покумиться» вешали свои кресты на березу или на два крестообразно воткнутых над кукушкиными слезами прута. Все участницы гулянья пели песни, а решившие кумиться подруги целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста и обменивались крестами. После этого они называли друг друга «кумами»; дружба их становилась особенно тесной — по типу побратимства и посестрия, о которой речь была в другой части. После кумления молодежь угощалась и с песнями возвращалась в деревню; там пение и пляска продолжались. На следующее воскресенье молодежь в том же составе продолжала гулянье в роще. Наступала вторая часть обряда: те же пары подруг возвращали друг другу кресты — «раскумливались»; остаток этого дня тоже проводили в селении — «в пении и пляске». Для некоторых селений, особенно в первой половине 19 века было характерно и ряженье девушек, идущих завивать венки. [68]

Вариантов кумления, как и завивания венков и гаданий было очень много и зависело от местных традиций. В некоторых местах к завиванию-развиванию венков прибавлялось еще и «крещение кукушки»: девушки и женщины собирались на улице, с песнями шли в лес. Там искали растение кукушку и под специально для этого случая предназначенную песню пололи траву вокруг нее. Ополов, вырывали растение с корнем и «наряжали как куклу». Затем все отправлялись в дом одной из участниц, намеченный заранее для сборища. Затем, на Духов день одетую кукушку несли с песней в лес, где сплетали венком верхушки двух березок. В середину венка вешали нательный крестик одной из девушек и покрывали его большим платком, при этом участницы пели. Вокруг венка составлялся хоровод, заводили новую песню: «Я в луг пойду, я венок завью; покумимся, кума, не бранися, душа». Наступал момент самого кумления: «Избравши по сердцу подружку, подходят одна с одной стороны, а другая с противоположной к венку и целуют три раза крест и друг друга сквозь венок, поверх венка и с правой и левой стороны венка (крестообразно)». Далее шли угощения у костра, как и везде. Развиваться шли через неделю. К Троицкому кумлению сами крестьяне относились по-разному, где-то серьезно и на всю жизнь, где-то формально, до момента раскумления. [цитата по 68]

Главной особенностью Троицких хороводов был их смешанный характер, хотя и здесь хоровод мог быть чисто девичьим. В хороводах этого цикла непременно звучали песни о венке, исполняемые с воодушевлением большим хороводом из юношей и девушек, которые создавали особенно приподнятое настроение. В середине круга плясали, весь хоровод хлопал в ладоши. Участницы щеголяли нарядами. Хоровод пел: «вселиственный мой вянок, ладо-ладо, мой вянок» и пр. [68]

Хоровод в деревне.   Фото из открытых источников.
Хоровод в деревне. Фото из открытых источников.

Большое оживление в Троицкий хоровод вносил обычай исполнения роли березки одною из девушек. Сначала готовили настоящее деревце: срубали березку с двумя вершинами, свивали их венком и на образовавшуюся «голову» надевали кокошник или платок. Две ветки отводили в качестве рук и надевали кофту, юбку и фартук. Наряд завершался лентами, бусами и полевыми цветами. Под юбку наряженной березки подбегала девочка 10—12 лет «пошустрее», с репутацией хорошей плясуньи. Деревце начинало двигаться, а вокруг него заводили хоровод парней и девушек. Сначала пели «проголосные» (протяжные) песни, и «березка» медленно ходила под них по кругу, потом переходили к плясовым, и стиль хоровода резко менялся. «В круг влетают в бешеной пляске пары, а с ними пляшет и неистово вертится «березка». [цитата по 68]

Когда возвращались из леса в селение, впереди шла «березка», поддерживаемая под «руки» двумя взрослыми девушками. Молодежь обходила с песнями улицы деревни, потом начиналось посещение домов участниц хоровода. Очередь посещений устанавливалась обычно заранее. Хозяева угощали девушек. На закате разыгрывали отпевание березки. Снова собирались все на улице, многие с венками на головах, и торжественно шли к избе, где оставили деревце. Кланялись березе и выносили ее из угла. Снова девочка под березкой двигалась впереди толпы, направлявшейся к ближайшему водоему. [68]

Песни теперь пели только проголосные, и они становились все печальнее. У реки или озера деревце раздевали под жалобное пение, и девочка-«березка» бросала его в воду. Вслед ему летели венки с обычными загадываниями. Когда молодежь возвращалась в деревню, праздничное веселье продолжалось. [68]

Особую окраску развлечениям хоровода придавали в некоторых местах отголоски традиции древних «русальных» празднеств, проводившихся на первой неделе после Троицы, которую так и называли – русальной (в некоторых районах яичной, т.к. было принято угощать пирогами с яйцом). Тайком от молодежи двое пожилых людей готовили себе маски — «рожи» и костюмы «русалок». Женщина делала из холстины мужскую «рожу» с широкой длинной бородой из «замашек» и одевалась в мужской костюм, а мужчина надевал женскую маску из такого же материала и женский наряд. В субботу вечером, когда вся молодежь собиралась на улице и темнело, двое, изображавшие «русалок», прячась, огородами расходились на разные концы этой улицы и потом одновременно двигались к «карагоду» (хороводу). Парни и девушки, увидев их, бросались врассыпную с криками: «Ох, русалки, русалки идут!» «Русалки» гонялись за беглецами, ловили, щекотали; пойманный «сначала смеется, потом уже кричит со слезами в голосе». «Русалки» так пощекочут человек трех-четырех, а после, когда народ освоится с ними, все опять сходятся в карагод. Сначала плясали «русалки», выкидывая забавные коленца, потом включалась молодежь. Пляски продолжались почти до рассвета. На следующий день один парень наряжался в медведя, а другой в вожака и так ходили по деревне, устраивая смешные сценки. В русальном ряженье прослеживается много сходств со святочным. В некоторых селениях в эту неделю было принято обливать водой всех, кто зазевается. [68]

«Вождение русалки-коня» в с. Оськино Воронежской губ. 1930-е. Фото из открытых источников.
«Вождение русалки-коня» в с. Оськино Воронежской губ. 1930-е. Фото из открытых источников.

Всесвятское воскресенье — заговенье на Петров пост — повсеместно было отмечено особыми гуляньями молодежи, как завершение основного, самого интенсивного периода хороводов. В последний день устраивали качели, на которых молодежь каталась до вечера. Сами хороводы и пение кончалось только под утро. [68]

Надо отметить, что не все архаичные языческие традиции смогли гармонично влиться в круг религиозных христианских праздников. Иногда перед крестьянами стоял моральный выбор, участвовать ли в том или ином ритуале. Это особенно остро прослеживается именно в цикле летних праздников: Иван Купала, «похороны Костромы». Участие в театральных постановках, имитация погребения и отпевания считалось многими греховным делом, являющимся причиной последующих неурожаев, стихийных бедствий и прочих бед. Более серьезным отношением к религиозным праздникам отличались старообрядцы.

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.

С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С двенадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С тринадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С четырнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.