Дни памяти святых
Помимо крупных двунадесятых церковных праздников в деревне отмечали и дни памяти различных святых. Каждый крестьянин имел своего небесного покровителя, в честь которого был крещен в храме. Этот день особо отмечался в семейном кругу, именинник накануне исповедовался и причащался, дома накрывался стол, дарились подарки. Часто именины приурочивались к дню рождения.
В деревне были и особо почитаемые святые, которые считались покровителями различных сельскохозяйственных работ. Обычно дни поминовения совпадали с окончанием или началом таких работ. Эти дни отмечались в виде помочей, описанных в другой части, или как отдельный праздник, не связанный с общинным трудом.
Так, к дню Акилины (13 июня) приурочен был бытовавший в XVIII—XIX веках праздник сева гречихи — гречишница. Перед посевом обращались с молитвою к святой мученице, прося о добром урожае. В Рязанской, Тамбовской, Тульской и других губерниях в этот день варили кашу из «осталой», то есть оставшейся от предыдущего урожая, гречи и угощали ею всех странников. В ответ на угощенье прохожий благодарил и желал, чтобы «на полях у православных родилось гречи больше и больше: ибо без хлеба да без каши ни во что и труды наши!». [68]
Трудовые праздники, связанные со скотоводством, приурочивались тоже к календарным дням святых, но с местными отличиями, вызванными климатическими, хозяйственными особенностями и своей традицией. Так, разнообразными обычаями был отмечен первый выгон скота на Егорьев (Георгиев) день—23 апреля: этого святого считали покровителем скота.
После молебна и освящения стада перед храмом скот гнали в поле ветками, сохраненными от вербного воскресенья. В некоторых местах в поле стадо объезжали на лошади, совершая круг, и бросали яйца через коров, приговаривая, чтобы скот был так же кругл и полон. Пастухов потчевали пирогами, кашею и яйцами. [68]
В местах развитого овцеводства при завершении выпаса отмечался «овечий праздник» — овчар. Его приурочивали ко дню Анастасии (29 октября), слывшей покровительницей овец. Праздник начинался на заре. Главными исполнителями и героями дня были пастухи. Они играли на рожках, пели песни, поздравляли хозяев овечьих стад с благополучным окончанием выпаса. В этот день производились последние расчеты с пастухами. Пение и пляски продолжались до вечера, затем за праздничным угощением велись разговоры на тему дня: о ценах на шерсть и задатках скупщиков. [68]
Помимо этого, был свой отдельный праздничный день у каждой деревни и села, который как правило совпадал с храмовым (престольным) праздником сельской церкви. Часто и сами деревни имели аналогичные храму названия: Покровское, Воздвиженское, Николаевка, Ивановка и т.д. По бытовым чертам такие праздники занимали промежуточное положение между календарными и семейными. Они относились к конкретной дате и охватывали всех крестьян, но в то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях. [68]
Ко дню престольного праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Многие селяне в этот день также, как и на именины исповедовались и причащались. Старики детям рассказывали житие святого или евангельское событие, в честь которого назван храм. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву празднику, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел. До обедни причт ходил по избам. [68]
Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день.
Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер. [68]
У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа, так что негде было встать, приходили по 2—3 человека от каждого двора. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни — гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару. После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10—12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость молился на образа, затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, читал молитву и начиналось угощенье. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали народные музыкальные инструменты. [68]
Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне. [68]
Некоторые храмовые праздники сочетались с братчиной (другие названия - канун, свеча) — совместной трапезой полноправных членов общины одной деревни или нескольких селений, устроенной в складчину после молебна. Праздники, установленные по обету в связи со спасением селения от какого-либо бедствия, назывались обетными, или заветными, или часовенными. Последнее название употреблялось, если деревня построила по своей инициативе и на свои средства часовню. К совместной общинной трапезе было принято приглашать бедняков, не участвовавших в сборе средств, и нищих. В основе братчин лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия. [68]
Продолжение следует.
С первой частью главы можно ознакомиться здесь.
Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.
С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.
С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.
С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.
С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С двенадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С тринадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С четырнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С пятнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С шестнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.