Найти в Дзене
Внутри России

Глава 2.4. Культура русских крестьян 18-19 веков (часть 17). Дни памяти святых.

Дни памяти святых

Помимо крупных двунадесятых церковных праздников в деревне отмечали и дни памяти различных святых. Каждый крестьянин имел своего небесного покровителя, в честь которого был крещен в храме. Этот день особо отмечался в семейном кругу, именинник накануне исповедовался и причащался, дома накрывался стол, дарились подарки. Часто именины приурочивались к дню рождения.

В деревне были и особо почитаемые святые, которые считались покровителями различных сельскохозяйственных работ. Обычно дни поминовения совпадали с окончанием или началом таких работ. Эти дни отмечались в виде помочей, описанных в другой части, или как отдельный праздник, не связанный с общинным трудом.

Первый выгон скота. 1904 г. Фото из открытых источников.
Первый выгон скота. 1904 г. Фото из открытых источников.

Так, к дню Акилины (13 июня) приурочен был бытовавший в XVIII—XIX веках праздник сева гречихи — гречишница. Перед посевом обращались с молитвою к святой мученице, прося о добром урожае. В Рязанской, Тамбовской, Тульской и других губерниях в этот день варили кашу из «осталой», то есть оставшейся от предыдущего урожая, гречи и угощали ею всех странников. В ответ на угощенье прохожий благодарил и желал, чтобы «на полях у православных родилось гречи больше и больше: ибо без хлеба да без каши ни во что и труды наши!». [68]

Трудовые праздники, связанные со скотоводством, приурочивались тоже к календарным дням святых, но с местными отличиями, вызванными климатическими, хозяйственными особенностями и своей традицией. Так, разнообразными обычаями был отмечен первый выгон скота на Егорьев (Георгиев) день—23 апреля: этого святого считали покровителем скота.

После молебна и освящения стада перед храмом скот гнали в поле ветками, сохраненными от вербного воскресенья. В некоторых местах в поле стадо объезжали на лошади, совершая круг, и бросали яйца через коров, приговаривая, чтобы скот был так же кругл и полон. Пастухов потчевали пирогами, кашею и яйцами. [68]

В местах развитого овцеводства при завершении выпаса отмечался «овечий праздник» — овчар. Его приурочивали ко дню Анастасии (29 октября), слывшей покровительницей овец. Праздник начинался на заре. Главными исполнителями и героями дня были пастухи. Они играли на рожках, пели песни, поздравляли хозяев овечьих стад с благополучным окончанием выпаса. В этот день производились последние расчеты с пастухами. Пение и пляски продолжались до вечера, затем за праздничным угощением велись разговоры на тему дня: о ценах на шерсть и задатках скупщиков. [68]

Гулянье в деревне на празднике. Начало ХХ в. Фото из открытых источников.
Гулянье в деревне на празднике. Начало ХХ в. Фото из открытых источников.

Помимо этого, был свой отдельный праздничный день у каждой деревни и села, который как правило совпадал с храмовым (престольным) праздником сельской церкви. Часто и сами деревни имели аналогичные храму названия: Покровское, Воздвиженское, Николаевка, Ивановка и т.д. По бытовым чертам такие праздники занимали промежуточное положение между календарными и семейными. Они относились к конкретной дате и охватывали всех крестьян, но в то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях. [68]

Ко дню престольного праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Многие селяне в этот день также, как и на именины исповедовались и причащались. Старики детям рассказывали житие святого или евангельское событие, в честь которого назван храм. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву празднику, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел. До обедни причт ходил по избам. [68]

Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день.

Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер. [68]

На берегу северной реки. Престольный праздник. Молебен. Фотография первой четверти XX в. Фото из открытых источников.
На берегу северной реки. Престольный праздник. Молебен. Фотография первой четверти XX в. Фото из открытых источников.

У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа, так что негде было встать, приходили по 2—3 человека от каждого двора. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни — гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару. После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10—12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость молился на образа, затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, читал молитву и начиналось угощенье. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали народные музыкальные инструменты. [68]

Карусель на сельской ярмарке. Фото. 1920-е. Фото из открытых источников.
Карусель на сельской ярмарке. Фото. 1920-е. Фото из открытых источников.

Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне. [68]

Некоторые храмовые праздники сочетались с братчиной (другие названия - канун, свеча) — совместной трапезой полноправных членов общины одной деревни или нескольких селений, устроенной в складчину после молебна. Праздники, установленные по обету в связи со спасением селения от какого-либо бедствия, назывались обетными, или заветными, или часовенными. Последнее название употреблялось, если деревня построила по своей инициативе и на свои средства часовню. К совместной общинной трапезе было принято приглашать бедняков, не участвовавших в сборе средств, и нищих. В основе братчин лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия. [68]

Чаепитие крестьян. Фото из открытых источников.
Чаепитие крестьян. Фото из открытых источников.

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.

С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С двенадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С тринадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С четырнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С шестнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.