1,1K подписчиков

Глава 2.4. Культура русских крестьян 18-19 веков (часть 12). Пение, танцы, хоровод.

М. Боскин. Хоровод
М. Боскин. Хоровод

Народное искусство (продолжение).

Пение, танцы, хоровод.

Ранее уже были описаны выдающиеся сказители и былинщики. Это были яркие личности, но вовсе не редкие для русской деревни. Пение, танцы и игра на музыкальных инструментах было характерно почти для всех крестьян. Обучение, преемственность в исполнении от мастеров в своей семье, деревне, соседнем селении происходили постоянно и повсеместно, во всех жанрах устного и музыкального творчества.

Так, одна из жительниц Обоянского уезда на момент опроса (37 лет) знала 152 песни, которые выучила на улице, ее 13-летняя дочь знала уже 71 песню. В деревне Саломыковой из 931 жителя было 77 певиц и 31 певец, каждый из которых знал не менее пятидесяти песен. Петь в деревне начинали с самого раннего возраста, в совместном со взрослыми пением участвовали уже дети 8 лет. Женское коллективное пение бывало на каждой свадьбе и на каждом празднике. На улице пели в основном в теплое время года. [68]

В будние дни девушки и женщины пели во время работ, если их собиралось много. Принято было петь, возвращаясь большой группой с каких-либо работ, после сбора орехов, ягод, с поля и пр. В большие праздники (престольный, Рождество, Пасха, Красная горка, Троицын день, Духов день, заговенье на Петровский пост) пение сочеталось с пляской, игрой на свирели и других инструментах, хороводными играми. Собирались тогда не отдельными небольшими группами, а всей молодежью деревни (девушки, парни, молодые мужчины и женщины) на постоянном месте. На пасхальной неделе ходили хороводом по всей деревне. [68]

На гулянье. Хоровод. Центральная Россия. Начало ХХ в. Фото из открытых источников.
На гулянье. Хоровод. Центральная Россия. Начало ХХ в. Фото из открытых источников.

Обучение песне, как и исполнение и слушанье, продолжалось в течение всей жизни. В детстве и юности большое место в музыкальном образовании занимала семья; при этом бабушки обучали служебному пению и духовным стихам, а родители — всем остальным жанрам. Вообще деревенский фольклор испытывал определенное влияние церковного хорового пения, ведь приходские певчие были теми же крестьянами. Человек взрослел — и начинали преобладать светские жанры: круговые и игровые песни в хороводе и на посиделках, свадебные, трудовые и пр. Усвоение теперь уже шло преимущественно вне семьи. На свадьбы приглашали специальных «вытниц» и «причетниц», мастерство которых обычно передавалось по наследству. В пожилые годы возвращались к оставленным в детстве музыкальным формам: на праздничных и поминальных службах исполняли служебные песнопения, а дома — духовные стихи. [68]

Наиболее ярким явлением крестьянской культуры был хоровод (карагод, танок, круг), имевший древнее языческое происхождение. В хороводе было все: и танцы, и игры, и пение, и демонстрация костюмов, и даже театральные постановки, поэтому он был любимым развлечением крестьян.

Хоровод на Русском Севере. Фото из открытых источников.
Хоровод на Русском Севере. Фото из открытых источников.

Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Они начинали ходить в хоровод с 12—13 лет, в других местах — с 14—15, но полноправными участницами могли стать с 16 лет. Преимущество участия в хороводе получала старшая дочь в семье, т.к. была на выданье. Молодые женщины почти всюду ходили в хороводы. Но их выход в хоровод в очень большой степени зависел от отношения к этому в их семье — мужа, свекра, свекрови и др. Парни также принимались с 13 лет, местами только с 17-18, в любом варианте возрастной ценз для мальчиков был несколько выше, чем для девочек. [68]

Принятый стиль поведения в хороводе не был одинаков для всех девушек, даже в пределах одной и той же деревни. Он зависел в значительной мере от того, на выданье ли девушка или нет. Девушки на выданье стремились вести себя в обществе старших скромнее, а в хороводе — веселее, но так, чтобы это не выходило за пределы местных представлений о приличиях. Но различались и правила приличия. Например, в Архангельской губернии считалось оскорблением, если парень поцелует девицу; такую никто замуж не брал — про нее говорили «поцалованная». А южнее, например, в Рязанской губернии бытовали среди молодежи игры с поцелуями, закрепление определенных пар. [68]

Различался и характер участия в хороводе в зависимости от возраста. Подростки (как мальчики, так и девочки) должны были вечером рано уходить домой и участвовали далеко не во всех увеселениях молодежи. Часто они оставались лишь зрителями, как и старшее поколение, следящее за порядком.

Парни из других селений в хоровод допускались, но не всегда и на разных условиях — в зависимости от того, с какой целью они приехали в деревню или село. Если парень приезжал в гости к родственникам (на храмовый праздник или какое-либо другое торжество), то он ходил и в хоровод, и на вечеринки без всякого выкупа. На храмовые (престольные) праздники такой «чужой» молодежи в хороводе бывало немало. Но парни, пришедшие из соседних деревень не в гости, а только погулять в хороводе, должны были дать выкуп за участие местным ребятам. [68]

Хоровод девушек. Рязанская губ. Начало XX века. Фото из открытых источников.
Хоровод девушек. Рязанская губ. Начало XX века. Фото из открытых источников.

Проведение хороводов устраивалось в определенные сроки, которые имели небольшие местные различия. Обычно собираться в хороводы молодежь начинала с Пасхи, тогда же начинались и другие активные развлечения: катание на качелях, игры в горелки, лапту, мяч и др. А завершался сезон обычно на Петров день (12 июля), перед началом летней страды и сенокоса. При этом Петровки также отмечались широко, с устройством качелей и игр, празднование в некоторых районах продолжалось 3 дня. Хороводами отмечались и другие праздничные дни – Троица, Духов день, Вознесение. При этом крестьянский этикет имел четкую связь с определёнными церковными датами и сроками. То, что являлось нормой поведения в одно время, считалось неуместным в другое. [68]

Дневной праздничный хоровод собирался обычно часов в 10—11, а около часу или двух расходился — участники шли обедать. Вечерний хоровод продолжался, как правило, до 10—11 часов, но иногда молодежь гуляла в хороводе до зари. Время возникновения каждого конкретного хоровода и самый механизм его формирования никем, как правило, не определялись, не организовывались, рождались внешне как бы стихийно, но в рамках давней, сложившейся традиции, согласно крестьянскому этикету. [68]

Смешанный хоровод из парней и девушек. Фото из открытых источников.
Смешанный хоровод из парней и девушек. Фото из открытых источников.

Состав хороводов также отличался большим разнообразием. Существовали чисто девичьи хороводы. В их числе были такие, когда девушки на выданье выходили днем на улицу показать себя и свой наряд. Такой хоровод скорее напоминал выставку невест и не сочетался с песенно-игровой формой. Бывали девичьи хороводы сводные — из разных деревень. Девушки каждой деревни шли на место таких встреч с песнями. Придя, кланялись в пояс тем, кто был уже на лужайке. Сначала каждая деревня держалась отдельно, своей группой, и пела свое, так что звучали сразу несколько песен. Когда же собиралось много девушек, становились в круг, берясь не за руки, а за концы платков, и начинали медленно двигаться хороводом с песней. Он продолжался 2-3 часа. Держались в нем строго, без плясок и озорства. Часто девичий хоровод собирался просто потому, что парней не было в этот момент в деревне – все были заняты на отходничестве. [68]

Широко распространен был совместный хоровод девушек и молодых женщин. В некоторых местах было принято, чтобы более ранний по времени девичье-женский хоровод позднее превращался в смешанный. Чисто женские хороводы имели некоторую древнюю обрядовую окраску, связанную еще с языческими традициями. В частности, с этим связано празднование Костромы – славянской богини любви. Костромой называли мякину, оставшуюся после обработки льна и конопли - культур, относящихся к сфере женской деятельности. В русских обрядах «проводов весны» Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках. Существовал также ритуал «похорон Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием, пением песен. Ритуал сопровождался хороводом [1351]. Этот женский языческий ритуал позже нашел свое отражение в отмечание церковного праздника Жен-Мироносиц. Например, на второе воскресенье после Пасхи девушки села Шелковка Обоянского уезда отправлялись в лес, разводили костер, жарили сало и яичницу, после еды подбрасывали вверх ложки с криками: «Родись, лен, такой-то здоровый!» [68]

Деревенские танцы парные. Фото из открытых источников.
Деревенские танцы парные. Фото из открытых источников.

Помимо праздничных были распространены и будничные хороводы смешанного состава — мужская и женская молодежь вместе. Особенно больших размеров достигали смешанные хороводы, устраивавшиеся на местах встреч молодежи нескольких селений. Такие хороводы часто сопровождались не только песнями, но и пляской, играми и игрой на музыкальных инструментах. Так, в том же Обоянском уезде было принято играть на дудках. Здесь были в ходу три вида дудок: девичьи — из пяти тростниковых дудочек разных тонов; мужицкие — из просверленного дерева с пятью отверстиями; пужатки — длинные дудки с шестью отверстиями, издававшие низкие, журчащие звуки. Часто смешанный хоровод на храмовый праздник сопровождался гармошкой, балалайкой, пляской под ритм хлопков в ладоши или «под присказки» (частушки), свистом в такт танца. Парень и девушка во время пляски соревновались «коленцами» и отвечали друг другу «присказками». Устав, кланялись гармонисту, пожимали руки друг другу и выходили из круга. [68]

Очень широкий состав хоровода с активным участием старших — зрителей собирался на улице для «величания» молодых женщин, недавно вышедших замуж. Намерение величать молодую возникало в хороводе неожиданно без явной предварительной договоренности. Уже из хоровода посылали кого-нибудь из девушек за молодой, а какого-либо парня — оповестить всю деревню. Тем не менее молодая заранее готовилась к этому моменту, так как от нее ожидалось точное исполнение всех деталей обычая, знание рифмованных ответов, присказок, прибауток. Приглашали и всех жителей селения к участию в «величании». [68]

Молодую ставили в середину хоровода. Она кланялась на все четыре стороны, приговаривая: «Низко кланяюсь красным девушкам, молодым молодушкам, парням холостеньким, дедушкам, дядюшкам, бабушкам, тетушкам! Сватам и свахам, всем за одним махом! Прошу меня принять к себе, а не принять — отогнать от себя». Обычно исполнялось несколько песен, включавших обращение к молодой, величание ее по имени и отчеству. После каждой песни молодая должна была благодарить. При этом из публики подавались реплики, критические замечания: «Матушка, покорись да ниже поклонись!» «Чего спину-то не согнешь? Али лом проглотила?» Если молодая сбивалась, не проявляла достаточную находчивость, все кричали: «Не умеет!» Если молодая совсем терялась, с ее мужа брали штраф. [68]

Пляска во время праздничного гулянья женщин. Орловская губ., Брянский у., д. Лившино. 1925. Фото из открытых источников.
Пляска во время праздничного гулянья женщин. Орловская губ., Брянский у., д. Лившино. 1925. Фото из открытых источников.

В хороводах разного состава повсюду бытовали подвижные коллективные игры: «горелки», «в редьку» (вариант — «в хрен»), «дитятки», «в лебеду», «задавки» (современное название «третий лишний») и др. Эти динамичные игры на лужайках включали элементы бега и борьбы по заданным правилам и в то же время сопровождались на определенных этапах песнями или игровыми речитативами. В некоторые игры молодежь охотно принимала детей. [68]

Иногда среди парней во время хоровода случались драки из-за главенства и права хождения первой пары (то есть ведущей, что связано с ролью вожака в молодежной компании). Но конфликты всегда улаживались без помощи полиции.

Интересно, что у большинства православного крестьянства хороводы вообще и в дни церковных праздников в частности, проходили при благожелательном отношении старших. Более того, местами можно отметить даже сочетание хоровода с посещением богомольцами почитаемых мест. Это сильно отличалось от норм, принятых в старообрядческих селениях, где в целом все развлечения носили более строгий и сдержанный характер. [68]

Обучение нормам поведения тесно переплеталось с народным художественным воспитанием — в этом сказывался активный характер проведения досуга, отсутствие возможности воспользоваться продукцией профессионального творчества. Для полноправного участия в хороводе нужно было знать огромное количество фольклорных текстов, исполнявшихся при разных обстоятельствах, владеть музыкальными инструментами, бытовавшими в этих местах, ритмами, мелодиями. Дополнительно к этому каждая девушка должна была иметь праздничный наряд, сделанный собственноручно. [68]

Дети пляшут.  Фото из открытых источников.
Дети пляшут. Фото из открытых источников.

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.

С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.