Народное искусство (продолжение).
Пение, танцы, хоровод.
Ранее уже были описаны выдающиеся сказители и былинщики. Это были яркие личности, но вовсе не редкие для русской деревни. Пение, танцы и игра на музыкальных инструментах было характерно почти для всех крестьян. Обучение, преемственность в исполнении от мастеров в своей семье, деревне, соседнем селении происходили постоянно и повсеместно, во всех жанрах устного и музыкального творчества.
Так, одна из жительниц Обоянского уезда на момент опроса (37 лет) знала 152 песни, которые выучила на улице, ее 13-летняя дочь знала уже 71 песню. В деревне Саломыковой из 931 жителя было 77 певиц и 31 певец, каждый из которых знал не менее пятидесяти песен. Петь в деревне начинали с самого раннего возраста, в совместном со взрослыми пением участвовали уже дети 8 лет. Женское коллективное пение бывало на каждой свадьбе и на каждом празднике. На улице пели в основном в теплое время года. [68]
В будние дни девушки и женщины пели во время работ, если их собиралось много. Принято было петь, возвращаясь большой группой с каких-либо работ, после сбора орехов, ягод, с поля и пр. В большие праздники (престольный, Рождество, Пасха, Красная горка, Троицын день, Духов день, заговенье на Петровский пост) пение сочеталось с пляской, игрой на свирели и других инструментах, хороводными играми. Собирались тогда не отдельными небольшими группами, а всей молодежью деревни (девушки, парни, молодые мужчины и женщины) на постоянном месте. На пасхальной неделе ходили хороводом по всей деревне. [68]
Обучение песне, как и исполнение и слушанье, продолжалось в течение всей жизни. В детстве и юности большое место в музыкальном образовании занимала семья; при этом бабушки обучали служебному пению и духовным стихам, а родители — всем остальным жанрам. Вообще деревенский фольклор испытывал определенное влияние церковного хорового пения, ведь приходские певчие были теми же крестьянами. Человек взрослел — и начинали преобладать светские жанры: круговые и игровые песни в хороводе и на посиделках, свадебные, трудовые и пр. Усвоение теперь уже шло преимущественно вне семьи. На свадьбы приглашали специальных «вытниц» и «причетниц», мастерство которых обычно передавалось по наследству. В пожилые годы возвращались к оставленным в детстве музыкальным формам: на праздничных и поминальных службах исполняли служебные песнопения, а дома — духовные стихи. [68]
Наиболее ярким явлением крестьянской культуры был хоровод (карагод, танок, круг), имевший древнее языческое происхождение. В хороводе было все: и танцы, и игры, и пение, и демонстрация костюмов, и даже театральные постановки, поэтому он был любимым развлечением крестьян.
Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Они начинали ходить в хоровод с 12—13 лет, в других местах — с 14—15, но полноправными участницами могли стать с 16 лет. Преимущество участия в хороводе получала старшая дочь в семье, т.к. была на выданье. Молодые женщины почти всюду ходили в хороводы. Но их выход в хоровод в очень большой степени зависел от отношения к этому в их семье — мужа, свекра, свекрови и др. Парни также принимались с 13 лет, местами только с 17-18, в любом варианте возрастной ценз для мальчиков был несколько выше, чем для девочек. [68]
Принятый стиль поведения в хороводе не был одинаков для всех девушек, даже в пределах одной и той же деревни. Он зависел в значительной мере от того, на выданье ли девушка или нет. Девушки на выданье стремились вести себя в обществе старших скромнее, а в хороводе — веселее, но так, чтобы это не выходило за пределы местных представлений о приличиях. Но различались и правила приличия. Например, в Архангельской губернии считалось оскорблением, если парень поцелует девицу; такую никто замуж не брал — про нее говорили «поцалованная». А южнее, например, в Рязанской губернии бытовали среди молодежи игры с поцелуями, закрепление определенных пар. [68]
Различался и характер участия в хороводе в зависимости от возраста. Подростки (как мальчики, так и девочки) должны были вечером рано уходить домой и участвовали далеко не во всех увеселениях молодежи. Часто они оставались лишь зрителями, как и старшее поколение, следящее за порядком.
Парни из других селений в хоровод допускались, но не всегда и на разных условиях — в зависимости от того, с какой целью они приехали в деревню или село. Если парень приезжал в гости к родственникам (на храмовый праздник или какое-либо другое торжество), то он ходил и в хоровод, и на вечеринки без всякого выкупа. На храмовые (престольные) праздники такой «чужой» молодежи в хороводе бывало немало. Но парни, пришедшие из соседних деревень не в гости, а только погулять в хороводе, должны были дать выкуп за участие местным ребятам. [68]
Проведение хороводов устраивалось в определенные сроки, которые имели небольшие местные различия. Обычно собираться в хороводы молодежь начинала с Пасхи, тогда же начинались и другие активные развлечения: катание на качелях, игры в горелки, лапту, мяч и др. А завершался сезон обычно на Петров день (12 июля), перед началом летней страды и сенокоса. При этом Петровки также отмечались широко, с устройством качелей и игр, празднование в некоторых районах продолжалось 3 дня. Хороводами отмечались и другие праздничные дни – Троица, Духов день, Вознесение. При этом крестьянский этикет имел четкую связь с определёнными церковными датами и сроками. То, что являлось нормой поведения в одно время, считалось неуместным в другое. [68]
Дневной праздничный хоровод собирался обычно часов в 10—11, а около часу или двух расходился — участники шли обедать. Вечерний хоровод продолжался, как правило, до 10—11 часов, но иногда молодежь гуляла в хороводе до зари. Время возникновения каждого конкретного хоровода и самый механизм его формирования никем, как правило, не определялись, не организовывались, рождались внешне как бы стихийно, но в рамках давней, сложившейся традиции, согласно крестьянскому этикету. [68]
Состав хороводов также отличался большим разнообразием. Существовали чисто девичьи хороводы. В их числе были такие, когда девушки на выданье выходили днем на улицу показать себя и свой наряд. Такой хоровод скорее напоминал выставку невест и не сочетался с песенно-игровой формой. Бывали девичьи хороводы сводные — из разных деревень. Девушки каждой деревни шли на место таких встреч с песнями. Придя, кланялись в пояс тем, кто был уже на лужайке. Сначала каждая деревня держалась отдельно, своей группой, и пела свое, так что звучали сразу несколько песен. Когда же собиралось много девушек, становились в круг, берясь не за руки, а за концы платков, и начинали медленно двигаться хороводом с песней. Он продолжался 2-3 часа. Держались в нем строго, без плясок и озорства. Часто девичий хоровод собирался просто потому, что парней не было в этот момент в деревне – все были заняты на отходничестве. [68]
Широко распространен был совместный хоровод девушек и молодых женщин. В некоторых местах было принято, чтобы более ранний по времени девичье-женский хоровод позднее превращался в смешанный. Чисто женские хороводы имели некоторую древнюю обрядовую окраску, связанную еще с языческими традициями. В частности, с этим связано празднование Костромы – славянской богини любви. Костромой называли мякину, оставшуюся после обработки льна и конопли - культур, относящихся к сфере женской деятельности. В русских обрядах «проводов весны» Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках. Существовал также ритуал «похорон Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием, пением песен. Ритуал сопровождался хороводом [1351]. Этот женский языческий ритуал позже нашел свое отражение в отмечание церковного праздника Жен-Мироносиц. Например, на второе воскресенье после Пасхи девушки села Шелковка Обоянского уезда отправлялись в лес, разводили костер, жарили сало и яичницу, после еды подбрасывали вверх ложки с криками: «Родись, лен, такой-то здоровый!» [68]
Помимо праздничных были распространены и будничные хороводы смешанного состава — мужская и женская молодежь вместе. Особенно больших размеров достигали смешанные хороводы, устраивавшиеся на местах встреч молодежи нескольких селений. Такие хороводы часто сопровождались не только песнями, но и пляской, играми и игрой на музыкальных инструментах. Так, в том же Обоянском уезде было принято играть на дудках. Здесь были в ходу три вида дудок: девичьи — из пяти тростниковых дудочек разных тонов; мужицкие — из просверленного дерева с пятью отверстиями; пужатки — длинные дудки с шестью отверстиями, издававшие низкие, журчащие звуки. Часто смешанный хоровод на храмовый праздник сопровождался гармошкой, балалайкой, пляской под ритм хлопков в ладоши или «под присказки» (частушки), свистом в такт танца. Парень и девушка во время пляски соревновались «коленцами» и отвечали друг другу «присказками». Устав, кланялись гармонисту, пожимали руки друг другу и выходили из круга. [68]
Очень широкий состав хоровода с активным участием старших — зрителей собирался на улице для «величания» молодых женщин, недавно вышедших замуж. Намерение величать молодую возникало в хороводе неожиданно без явной предварительной договоренности. Уже из хоровода посылали кого-нибудь из девушек за молодой, а какого-либо парня — оповестить всю деревню. Тем не менее молодая заранее готовилась к этому моменту, так как от нее ожидалось точное исполнение всех деталей обычая, знание рифмованных ответов, присказок, прибауток. Приглашали и всех жителей селения к участию в «величании». [68]
Молодую ставили в середину хоровода. Она кланялась на все четыре стороны, приговаривая: «Низко кланяюсь красным девушкам, молодым молодушкам, парням холостеньким, дедушкам, дядюшкам, бабушкам, тетушкам! Сватам и свахам, всем за одним махом! Прошу меня принять к себе, а не принять — отогнать от себя». Обычно исполнялось несколько песен, включавших обращение к молодой, величание ее по имени и отчеству. После каждой песни молодая должна была благодарить. При этом из публики подавались реплики, критические замечания: «Матушка, покорись да ниже поклонись!» «Чего спину-то не согнешь? Али лом проглотила?» Если молодая сбивалась, не проявляла достаточную находчивость, все кричали: «Не умеет!» Если молодая совсем терялась, с ее мужа брали штраф. [68]
В хороводах разного состава повсюду бытовали подвижные коллективные игры: «горелки», «в редьку» (вариант — «в хрен»), «дитятки», «в лебеду», «задавки» (современное название «третий лишний») и др. Эти динамичные игры на лужайках включали элементы бега и борьбы по заданным правилам и в то же время сопровождались на определенных этапах песнями или игровыми речитативами. В некоторые игры молодежь охотно принимала детей. [68]
Иногда среди парней во время хоровода случались драки из-за главенства и права хождения первой пары (то есть ведущей, что связано с ролью вожака в молодежной компании). Но конфликты всегда улаживались без помощи полиции.
Интересно, что у большинства православного крестьянства хороводы вообще и в дни церковных праздников в частности, проходили при благожелательном отношении старших. Более того, местами можно отметить даже сочетание хоровода с посещением богомольцами почитаемых мест. Это сильно отличалось от норм, принятых в старообрядческих селениях, где в целом все развлечения носили более строгий и сдержанный характер. [68]
Обучение нормам поведения тесно переплеталось с народным художественным воспитанием — в этом сказывался активный характер проведения досуга, отсутствие возможности воспользоваться продукцией профессионального творчества. Для полноправного участия в хороводе нужно было знать огромное количество фольклорных текстов, исполнявшихся при разных обстоятельствах, владеть музыкальными инструментами, бытовавшими в этих местах, ритмами, мелодиями. Дополнительно к этому каждая девушка должна была иметь праздничный наряд, сделанный собственноручно. [68]
Продолжение следует.
С первой частью главы можно ознакомиться здесь.
Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.
С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.
С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.
С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.
С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.
С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.