Найти в Дзене
Внутри России

Глава 2.4. Культура русских крестьян 18-19 веков (часть 15). Масленица. Пасха.

Крестьянский досуг, праздники и развлечения (продолжение)

Масленица

Также большим весельем отличалась масленица – последняя неделя перед началом Великого поста, одновременно символизирующем проводы зимы. Однако здесь развлечения были несколько иными. Самая главная отличительная черта – катание на лошадях.

Самая ранняя Масленица приходилась на конец января — начало февраля (по старому стилю), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Масляной неделя называлась потому что на этой неделе уже запрещалось есть мясо, а молочные продукты еще можно было употреблять. Если Святки – это отмечание окончание поста, то Масленица – заговенье перед постом. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, стоящих на грани зимы и весны.

Катание на лошадях принимало на селе грандиозный размах. Так, в Вязниковском уезде «на масляной» всю неделю, с утра до ночи катались в санках на лошадях, обвешанных цветными лоскутками и бубенчиками, колокольчиками и расписными дугами.

Масленица в селе Кудымкар. Фото из открытых источников.
Масленица в селе Кудымкар. Фото из открытых источников.

К передку санок прикрепляли красные флаги на шестах. Из саней с упряжками образовывались длинные вереницы, они разъезжали по селению «с песнями и шумом». По сторонам улицы стояли зрители, обменивавшиеся поклонами с проезжавшими. Озорники вваливались в сани на ходу и оставались в составе «поезда». Где-то катание начиналось только с пятницы. В целом силу праздник набирал к концу недели, достигая своего апогея в прощальное воскресенье – последний день перед началом поста. При этом воскресным вечером хоровод и катанье уже считалось неуместным. Катанье на лошадях, как и всё гулянье приезжей молодежи в селе, проходило только днем и заканчивалось внезапно, как бы по сигналу. Сигналом часто служил первый удар колокола к вечерне. Наступало время просить друг у друга прощенья. Для молодежи эта гонка из села по домам составляла острый заключительный этап праздничного катанья на лошадях, содержавший и элементы спортивного состязания. [68]

Имела значение одежда, в которой предстояло появиться на праздничных санях. Парни надевали крытые шубы; за отсутствием своей даже брали напрокат, потом отрабатывали. Старшие собирались смотреть на катающуюся молодежь, беседовали. Катанье, как и хоровод, было окружено определенной атмосферой внимания старших, в которой формировалось общественное мнение.

Ездили и в соседние деревни. повсеместно, обязательным было участие молодоженов в масленичном катанье. Сани с молодыми встречная толпа останавливала по нескольку раз в каждой деревне и «заставляла здороваться, то есть целоваться». Во многих местах бытовал обычай съезжаться на Масленицу большими группами ряженых всадников, такие группы назывались обозами или околками. [68]

Состав катающихся также различался по местам. Где-то он был смешанный, где-то различался по полу и возрасту. Для многих из молодежи масленичное развлекательное катанье на празднично убранных лошадях соединялось с поездкой в гости в другие деревни. В частности, молодые, повенчанные в последнее межговенье (от Рождества до Масленицы), обязательно должны были уехать в гости к родным жены (к теще на блины), где оставались гостить всю первую неделю Великого поста. Надо сказать, что сроки гостеваний вообще в крестьянской этике были достаточно четко определены традицией: кому и когда уместно приезжать в гости. [68]

Санное катанье на украшенных лошадях компанией нарядной молодежи, сопровождавшееся песнями, шутками, состязаниями в скорости, демонстрацией удальства (прыжки в сани на ходу), было одной из ярчайших форм русской традиционной праздничной культуры. Оно было воспринято от крестьянства всеми слоями населения, нашло отражение в лубке, народной и профессиональной живописи, вошло в фольклор и литературу.

Катание на лошадях. Фото из открытых источников.
Катание на лошадях. Фото из открытых источников.

Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор, которые готовили заранее. Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губернии большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов. Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно. Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с «перекладками» поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось «улицею» (раскатом), проложенной по поровненному и залитому водой снегу. Иногда «улицей» служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и «улицы» втыкали в снег елки. В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем. [68]

Катались с горы на салазках, шкурах и рогожах, специальных долбленках (в разных местах они назывались катульки, скачки, лодки) и даже подмороженных скамьях и плетушках. На санях — по одному, два, а иногда и по три человека. Последнее называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий — между ними. На кожах и рогожах скатывались по 4—10 человек. Парни катались также на коньках (кониках) и просто стоя—несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром. Катание сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи постоянных пар — парня и девушки.

Катание с горки. Фото из открытых источников.
Катание с горки. Фото из открытых источников.

В катаниях с горки принимали участие и молодожены. Так, в Архангельской губернии, Парни не давали молодым скатиться вниз до тех пор, пока молодая не поцелует мужа назначенное число раз. Поцелуи считали громогласно; за промедление назначали штраф (должна поцеловать еще столько же раз) — все это называлось «солить рыжики на пост», или «промораживать». [68]

Менее широкое распространение имели среди сельской молодежи прыжки через костер и взятие снежного городка. Первое в зимнее время традиционно было связано со сжиганием чучела Масленицы в прощеное воскресенье. Уже воскресным утром мальчики-подростки свозили со всей деревни за ее пределы всякое старье — что было отдельным развлечением. Собирали старые бочки, корзины, дрова — «в каждую избу заедут и что-нибудь выпросят». В сумерках, когда к этой огромной груде собирались взрослые, дети поджигали ее. Это и называлось «Масленицу жечь». Иногда собирали мусор с понедельника, но через такой большой костер конечно не прыгали. [68]

В городах также делали горки, но более высокие. Фото из открытых источников.
В городах также делали горки, но более высокие. Фото из открытых источников.

Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В. И. Сурикова (по непосредственным наблюдениям художника), бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной мере элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катанье с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения. По описанию первой половины XIX века, на Енисее на Масленицу парни строили ледяную крепость с воротами. [68]

Она была довольно высокой — в ворота въезжали верхом. Одна партия занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить повернуть обратно. Всадник либо с позором отступал под возгласы и улюлюканье собравшихся односельчан, либо гордо врывался в крепость, оттесняя грудью разгоряченной лошади противников. Потом победители шли торжественно по селению с песнями, и всю ночь продолжались забавы. [68]

Взятие снежного городка. Фото из открытых источников.
Взятие снежного городка. Фото из открытых источников.

В масленицу также устраивались и театральные представления. В них принимали участие персонажи из ряженых — «Масленица», «Воевода» и др. При этом зачитывались обширные стихотворные тексты юмористического или сатирического характера. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие-то реальные местные события, в качестве сатирического героя которых выступал масленичный блин. Это были местные крестьянские сочинения или городские, бытовавшие в сельской округе. Такие тексты переписывались, их включали в рукописные сборники. [68]

Пасха

Спустя семь недель после строго Великого поста наступал «праздник праздников» - Светлое Христово Воскресенье – Пасха, главный церковный и в тоже время крестьянский праздник. Веселье в этот день было приглушено особым благоговейным отношением крестьян.

В конце страстной недели хозяйки пекли куличи в обстановке строжайшего поста и молитв — нельзя было попробовать даже крупицу скоромного теста. В полночь на Крестный ход ходили, как правило, все. Никто не мог остаться без церковной службы в пасхальную ночь. Иногда семья была вынуждена разделиться: одни шли на «полунощницу», другие — на рассвете. Стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех» и тропарь «Христос воскресе из мертвых» пели в церкви все прихожане, а не одни только певчие.

Катание на релях на Пасху. Тамбовская губ., Кирсановский у. 1904. Фото из открытых источников.
Катание на релях на Пасху. Тамбовская губ., Кирсановский у. 1904. Фото из открытых источников.

После праздничной литургии христосовались, то есть дарили друг друга яйца. Священник с причетом ходил славить Христа по домам с хоругвями и иконами. Заметно проявлялась на Пасху поминальная традиция. Так, на «Велик день» шли с куличами (пасхами) прямо из церкви на погост — христосоваться с умершими на могилах — потом только возвращались домой разговляться. Многие игры также были связаны с одним из главных символов праздника – крашеным яйцом. Яйца катали (игра заключалась в попытки выбивания яйца мячом, подобно кегли, но было множество и других вариаций), били друг о друга. Тогда же открывался сезон хороводов. Устраивали качели, играли в горелки и другие игры. В храме всю светлую седмицу позволялось звонить в колокола всем желающим. [68]

Если в деревне был причт с иконами, то веселье начиналось только после их ухода, когда кончались все молебны. До этого считалось грехом петь песни и водить хороводы. В иных местах крестьяне считали, что в течение всей Святой недели забавы, шутки и пляски - грех. Тогда хороводы на Пасху совсем не водили либо хоровод был только в самом строгом стиле.

Дети, катающие яйца на Пасху, во дворе дома Щаповых на Новой Басманной ул., Москва. Фото из открытых источников.
Дети, катающие яйца на Пасху, во дворе дома Щаповых на Новой Басманной ул., Москва. Фото из открытых источников.

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.

С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С десятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С одиннадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С двенадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С тринадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С четырнадцатой частью главы можно ознакомиться здесь.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.