Народное искусство.
Ярким свидетельством того, что русская крестьянская культура была высокоразвитой, является поражающие воображение образцы народного искусства: разнообразные народные промыслы, фольклор, костюмы и многое другое. Гармоничные скульптурные формы, чувство вкуса и меры, сочетание цветов, сложное письмо, многоголосое пение – все это признаки здорового духовного состояния человека, способного не только воспринимать прекрасное, но и творить его.
Народное искусство было цельно и неразрывно связано с древнейшими временами, с традицией, вобравшей в себя вечные истины христианской культуры и языческие пережитки. В отличие от интеллигенции, сильно отдалившейся от традиции с конца 17 века, народ не испытывал мучительных метаний в поисках истины и собственной роли в мире, хорошо знал свое место в жизни отечества, был уверен в себе. Как говорил А.С. Пушкин «народ упорным постоянством, удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победою и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр» [цитата по 129]. Кратко опишем основные аспекты народного искусства.
Народные художественно-прикладные промыслы.
Народные промыслы были важной и очень яркой частью жизни крестьян. Зарождение народных промыслов и ремесел в русской деревне началось еще в древности. Сильный толчок в их развитии наступил с принятием христианства, когда Русь восприняла и стала проецировать высокоразвитую культуру Византийской империи. При этом стало вырабатываться свое уникальное искусство, основанное на национальных традициях. На формирование ремесел и промыслов существенное влияние оказали природно-климатические условия. Так, невероятных успехов русские умельцы добились в обработке дерева, глины, лозы, кости, бересты и других материалов, распространенных в нашей стране. Однако надо отметить, что уровень развития ремесел в деревне долгое время оставался на низком уровне. Это было связано с тяжелыми условиями жизни. Крестьянское хозяйство отнимало много времени и сил. Поэтому настоящим искусством стали заниматься представители других сословий, имеющие на это средства и время: монахи, ремесленники, посадское население. Группы таких умельцев селились в городах, поближе к основному заказчику – князьям, боярам, купцам, именно знать порождала спрос на изготовление предметов народно-прикладного искусства. Серьезным испытанием для национального искусства был период монголо-татарского ига, когда многие мастера были убиты и угнаны в плен. И все же русская культура, как и государство в целом, смогла сохраниться и даже продолжить свое развитие. В 14 веке, когда об освобождении еще и речи не было, в крупных городах – центрах русских княжеств жили и удивляли своим мастерством иконописцы, ювелиры, литейщики и т.д. Многое, кстати, было перенято у нанимаемых иностранцев.
Крестьянские народные промыслы прошли долгий и сложный путь, прежде чем стать элементом декоративно-прикладного искусства. Особенностью здесь являлось то, что промыслы имели непосредственную связь с традиционным укладом жизни и хозяйством деревни. Порой какие-то декоративные элементы выполняли одновременно и бытовую функцию, например, охлупень на крыше, берестяные туеса, деревянные ложки. С одной стороны, это породило широкое распространение таких предметов на Руси, фактически в каждой деревне были свои промыслы, каждый умел их создавать. Но с другой – и в этом была их слабость – как только появлялся новый более удобный способ или технология, прежний промысел быстро приходил в упадок, т.к. крестьяне его ценили только с хозяйственной точки зрения. Конечно это распространялось не на все виды народных промыслов.
Огромную роль в формировании народно-прикладного искусства на новом уровне сыграли крупные промышленники и фабриканты 18-19 века. Иногда они основывали совершенно новые для России виды промысла (например, хрусталь, лаковая миниатюра, роспись по металлу), или преображали известные промыслы, улучшая качество и количество выпускаемых предметов искусства (роспись по дереву, роспись по керамики, ковроткачество и др.). На фабриках работали в основном выходцы из деревни, нередко, производства организовывались в местах распространения промысла, где жили мастера и имелись необходимые ресурсы, например, в Гжели и Речицах, Гусь Хрустальном, Скопине и др.
Но существовало много и мелких кустарных производств на местах, основанных самими крестьянами или купцами, выходцами из деревни. В 18 веке в стране активно развивались торгово-рыночные отношения, товарооборот, как и спрос на различные предметы рос год от года, ярмарки и рынки стали появляться в каждой волости. Такая ситуация благоприятно сказывалась на развитии деревенских промыслов, которые стали изготовляться не только для личного пользования, но и на продажу. Многие деревни стали специализироваться на определенных видах промыслов и ремесел. Многое здесь зависело от природных условий, сложившихся традиций и смекалки крестьян.
Наиболее широко представлены были промыслы, связанные с обработкой дерева. В каждой деревне умели плотничать, заниматься резьбой, расписывать санные дуги и прялки, выделывать ложки, туеса, плести корзины и лапти, бондарничать. Но различные волости и даже отдельные поселения имели свои отличительные черты, вырабатывался свой стиль и направленность. Так, широкую известность получили осеневско-писцовские плотники Верхнего Поволжья. Плотницкому делу мальчики здесь начинали учиться с 10—12 лет, а в 16 лет юноши осваивали мастерство художественной резьбы и выпиловки. Учились у старших мужчин семьи и у соседей. Здесь считалось зазорным пользоваться готовыми рисунками-шаблонами, старались не повторять даже самих себя. [68]
На весь мир прославились центры художественной росписи по дереву: Поволжье (городецкая, хохломская), Русский Север (Пермогорская, Мезенская, Борецкая), иконописные центры (Палех, Холуй, Мстера). Многие исследователи отмечали высокий уровень мастерства художников-самоучек. Например, по сведениям искусствоведа Н.Е. Симакова, крестьянин Сафонов, возглавлявший собственную мастерскую в Палехе, расписывал Грановитую палату в Кремле, а в 1883 году реставрировал древние фрески в Киеве. Имя Сафонова было известно по всей России. Иконостасы его письма и учеников встречались в Симбирске, Самаре, Саратове, в Сибири, на юге России и даже в Болгарии. Владимирская губерния славилась и своими плотниками-аргунами. [68]
В местах, где залегало много глины развивалось гончарное производство, включающее в себя и изготовление глиняных игрушек, как побочного занятия: Филимоново, Дымково, Скопин, Абашево и др. В 17 веке было возрождено изготовление изразцов, пришедшее в Россию предположительно из Европы. Ловкие крестьяне перенимали и европейские промыслы. Особых успехов здесь достигли наши знаменитые центры кружевоплетения: Вологда, Михайлово, Кадом, Елец. Крестьяне осваивали также технологически более сложные промыслы: финифть, чернение по серебру, ювелирное дело, филигрань, скань, требующие большого умения и сноровки. В общем продолжать можно еще долго. Одним словом, почти каждая русская деревня имела свои традиционные промыслы. Местные промыслы влияли и на местное отходничество. Сбытом и торговлей часто занимались сами мастера, периодически уезжая на ярмарки и в города.
Примерно с середины 19 века народные промыслы и ремесла стали приходить в упадок. Причиной этому были экономические преобразования, происходящие в том числе и в промышленности. На кустарных фабриках стало вводиться разделение труда, машинное производство и штамповка. Дедовские технологии стали невыгодными, ручная роспись стала заменяться фотографией и литографией. Технологического преобразования коснулись практически все известные промыслы. Народные мастера и умельцы оказались в бедственном положении, т.к. не могли конкурировать с дешевыми и качественными изделиями фабрик. Сбывать свою продукцию стало гораздо сложнее. Стало очевидным, что народные промыслы в условиях тотальной индустриализации выжить не смогут.
Подобные процессы происходили и в других европейских странах. Например, в Англии эта проблема возникла еще в 1830-40-х годах. Уильям Моррис впервые сформулировал проблему сохранения корневой художественной системы и основал «Движение искусств и ремесел». С его опытом были знакомы многие представители творческой и интеллектуальной элиты российского общества. Ими было организовано широкое общественное движение в защиту ручных художественных промыслов, как национального достояния России. Многие из них стали вкладывать собственные средства в сохранение народных промыслов. Были основаны центры сохранения художественного прикладного искусства, которые прославились на всю страну: Абрамцевский кружок, Тенишевский центр в Талашкино и некоторые другие. За сохранение и популяризацию народного искусства взялись профессиональные художники и мастера: Врубель, братья А. и В. Васнецовы, Рерих, Коровин, Зиновьев и др. Так, народное искусство не только смогло выжить, но и поднялось на более высокий профессиональный уровень, который смог поддерживаться благодаря открывшимся промысловым училищам, позже переросшим в среднеспециальные и высшие учебные заведения. Благодаря знаменитым художникам возникла абрамцевско-кудринская резьба, русская матрешка, возродился керамический промысел, создавались новые произведения искусства. Благодаря синтезу народного и классического искусства появилось свое особое направление русского модерна, неорусского стиля. Много было сделано и представителями губернских земств.
При участии московского земства в 1885 году в Москве был открыт Торгово-промышленный музей кустарных изделий, который занимался в том числе и сбытом продукции, осуществлял практическую связь с кустарями, следил за качеством изделий. В музее был и свой художественный совет, возглавляемый Н.Д. Бартрамом, который совершенствовал стиль народных изделий. К 1913 году в музей поступали изделия из 26 губерний. Подлинным триумфом народного искусства стала Всемирная выставка в Париже 1900 года, где наше кустарное искусство было представлено в четырех павильонах, объединенных общим названием «Русский отдел». Этот уникальный проект, который скорее можно назвать «Русский кремль», был реализован К.А. Коровиным, ориентировавшимся на образцы северорусского деревянного зодчества. [130]
Свой существенный вклад также внесла последняя императрица Александра Федоровна. Ее немецкое происхождение не помешало ей по достоинству оценить русское народное искусство. Будучи талантливой рукодельницей она близко к сердцу восприняла тяжелое положение кустарных промыслов и основала в столице в 1912 году Школу Народного Искусства. К сожалению, это учебное заведение просуществовало только 6 лет. [131]
Таким образом, деревенские промыслы смогли выжить благодаря городской интеллигенции. Редкий случай в истории жизни деревни, когда сторонняя сила помогла, а не помешала. Но надо понимать, что большинство народных промыслов в деревне, связанных с хозяйственной деятельностью, не были затронуты системой поддержки, т.к. и не нуждались в ней. Исчезновение народного искусства, описанное выше, затрагивало крупные центры, большинство русских деревень, не претендующих на высокое искусство, не испытывало таких проблем.
Продолжение следует.
С первой частью главы можно ознакомиться здесь.
Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.
С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.
С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.
С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.
С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.
С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.
С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.