Найти тему
Внутри России

Глава 2.4. Культура русских крестьян 18-19 веков (часть 10). Народные промыслы.

Дымковские игрушечницы. Фото из открытых источников.
Дымковские игрушечницы. Фото из открытых источников.

Народное искусство.

Ярким свидетельством того, что русская крестьянская культура была высокоразвитой, является поражающие воображение образцы народного искусства: разнообразные народные промыслы, фольклор, костюмы и многое другое. Гармоничные скульптурные формы, чувство вкуса и меры, сочетание цветов, сложное письмо, многоголосое пение – все это признаки здорового духовного состояния человека, способного не только воспринимать прекрасное, но и творить его.

Народное искусство было цельно и неразрывно связано с древнейшими временами, с традицией, вобравшей в себя вечные истины христианской культуры и языческие пережитки. В отличие от интеллигенции, сильно отдалившейся от традиции с конца 17 века, народ не испытывал мучительных метаний в поисках истины и собственной роли в мире, хорошо знал свое место в жизни отечества, был уверен в себе. Как говорил А.С. Пушкин «народ упорным постоянством, удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победою и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр» [цитата по 129]. Кратко опишем основные аспекты народного искусства.

Народные художественно-прикладные промыслы.

Народные промыслы были важной и очень яркой частью жизни крестьян. Зарождение народных промыслов и ремесел в русской деревне началось еще в древности. Сильный толчок в их развитии наступил с принятием христианства, когда Русь восприняла и стала проецировать высокоразвитую культуру Византийской империи. При этом стало вырабатываться свое уникальное искусство, основанное на национальных традициях. На формирование ремесел и промыслов существенное влияние оказали природно-климатические условия. Так, невероятных успехов русские умельцы добились в обработке дерева, глины, лозы, кости, бересты и других материалов, распространенных в нашей стране. Однако надо отметить, что уровень развития ремесел в деревне долгое время оставался на низком уровне. Это было связано с тяжелыми условиями жизни. Крестьянское хозяйство отнимало много времени и сил. Поэтому настоящим искусством стали заниматься представители других сословий, имеющие на это средства и время: монахи, ремесленники, посадское население. Группы таких умельцев селились в городах, поближе к основному заказчику – князьям, боярам, купцам, именно знать порождала спрос на изготовление предметов народно-прикладного искусства. Серьезным испытанием для национального искусства был период монголо-татарского ига, когда многие мастера были убиты и угнаны в плен. И все же русская культура, как и государство в целом, смогла сохраниться и даже продолжить свое развитие. В 14 веке, когда об освобождении еще и речи не было, в крупных городах – центрах русских княжеств жили и удивляли своим мастерством иконописцы, ювелиры, литейщики и т.д. Многое, кстати, было перенято у нанимаемых иностранцев.

Семейный промысел. Владимирская губ., Покровский у. 1913. Фото из открытых источников.
Семейный промысел. Владимирская губ., Покровский у. 1913. Фото из открытых источников.

Крестьянские народные промыслы прошли долгий и сложный путь, прежде чем стать элементом декоративно-прикладного искусства. Особенностью здесь являлось то, что промыслы имели непосредственную связь с традиционным укладом жизни и хозяйством деревни. Порой какие-то декоративные элементы выполняли одновременно и бытовую функцию, например, охлупень на крыше, берестяные туеса, деревянные ложки. С одной стороны, это породило широкое распространение таких предметов на Руси, фактически в каждой деревне были свои промыслы, каждый умел их создавать. Но с другой – и в этом была их слабость – как только появлялся новый более удобный способ или технология, прежний промысел быстро приходил в упадок, т.к. крестьяне его ценили только с хозяйственной точки зрения. Конечно это распространялось не на все виды народных промыслов.

Огромную роль в формировании народно-прикладного искусства на новом уровне сыграли крупные промышленники и фабриканты 18-19 века. Иногда они основывали совершенно новые для России виды промысла (например, хрусталь, лаковая миниатюра, роспись по металлу), или преображали известные промыслы, улучшая качество и количество выпускаемых предметов искусства (роспись по дереву, роспись по керамики, ковроткачество и др.). На фабриках работали в основном выходцы из деревни, нередко, производства организовывались в местах распространения промысла, где жили мастера и имелись необходимые ресурсы, например, в Гжели и Речицах, Гусь Хрустальном, Скопине и др.

На ярмарке. Фото из открытых источников.
На ярмарке. Фото из открытых источников.

Но существовало много и мелких кустарных производств на местах, основанных самими крестьянами или купцами, выходцами из деревни. В 18 веке в стране активно развивались торгово-рыночные отношения, товарооборот, как и спрос на различные предметы рос год от года, ярмарки и рынки стали появляться в каждой волости. Такая ситуация благоприятно сказывалась на развитии деревенских промыслов, которые стали изготовляться не только для личного пользования, но и на продажу. Многие деревни стали специализироваться на определенных видах промыслов и ремесел. Многое здесь зависело от природных условий, сложившихся традиций и смекалки крестьян.

Наиболее широко представлены были промыслы, связанные с обработкой дерева. В каждой деревне умели плотничать, заниматься резьбой, расписывать санные дуги и прялки, выделывать ложки, туеса, плести корзины и лапти, бондарничать. Но различные волости и даже отдельные поселения имели свои отличительные черты, вырабатывался свой стиль и направленность. Так, широкую известность получили осеневско-писцовские плотники Верхнего Поволжья. Плотницкому делу мальчики здесь начинали учиться с 10—12 лет, а в 16 лет юноши осваивали мастерство художественной резьбы и выпиловки. Учились у старших мужчин семьи и у соседей. Здесь считалось зазорным пользоваться готовыми рисунками-шаблонами, старались не повторять даже самих себя. [68]

Иконостасный промысел. Владимирская обл., с. Боголюбское (Владимирская губ.). Начало XX века. Фото из открытых источников.
Иконостасный промысел. Владимирская обл., с. Боголюбское (Владимирская губ.). Начало XX века. Фото из открытых источников.

На весь мир прославились центры художественной росписи по дереву: Поволжье (городецкая, хохломская), Русский Север (Пермогорская, Мезенская, Борецкая), иконописные центры (Палех, Холуй, Мстера). Многие исследователи отмечали высокий уровень мастерства художников-самоучек. Например, по сведениям искусствоведа Н.Е. Симакова, крестьянин Сафонов, возглавлявший собственную мастерскую в Палехе, расписывал Грановитую палату в Кремле, а в 1883 году реставрировал древние фрески в Киеве. Имя Сафонова было известно по всей России. Иконостасы его письма и учеников встречались в Симбирске, Самаре, Саратове, в Сибири, на юге России и даже в Болгарии. Владимирская губерния славилась и своими плотниками-аргунами. [68]

Девушки кружевницы за плетением узоров. Московская губ., Дмитровский у., с. Куликово. 1913. Фото из открытых источников.
Девушки кружевницы за плетением узоров. Московская губ., Дмитровский у., с. Куликово. 1913. Фото из открытых источников.

В местах, где залегало много глины развивалось гончарное производство, включающее в себя и изготовление глиняных игрушек, как побочного занятия: Филимоново, Дымково, Скопин, Абашево и др. В 17 веке было возрождено изготовление изразцов, пришедшее в Россию предположительно из Европы. Ловкие крестьяне перенимали и европейские промыслы. Особых успехов здесь достигли наши знаменитые центры кружевоплетения: Вологда, Михайлово, Кадом, Елец. Крестьяне осваивали также технологически более сложные промыслы: финифть, чернение по серебру, ювелирное дело, филигрань, скань, требующие большого умения и сноровки. В общем продолжать можно еще долго. Одним словом, почти каждая русская деревня имела свои традиционные промыслы. Местные промыслы влияли и на местное отходничество. Сбытом и торговлей часто занимались сами мастера, периодически уезжая на ярмарки и в города.

Гончарный промысел. Рязанская обл., Скопинский р-он, г. Скопин (Рязанская губ.,г.Скопин). Начало XX века. Фото из открытых источников.
Гончарный промысел. Рязанская обл., Скопинский р-он, г. Скопин (Рязанская губ.,г.Скопин). Начало XX века. Фото из открытых источников.

Примерно с середины 19 века народные промыслы и ремесла стали приходить в упадок. Причиной этому были экономические преобразования, происходящие в том числе и в промышленности. На кустарных фабриках стало вводиться разделение труда, машинное производство и штамповка. Дедовские технологии стали невыгодными, ручная роспись стала заменяться фотографией и литографией. Технологического преобразования коснулись практически все известные промыслы. Народные мастера и умельцы оказались в бедственном положении, т.к. не могли конкурировать с дешевыми и качественными изделиями фабрик. Сбывать свою продукцию стало гораздо сложнее. Стало очевидным, что народные промыслы в условиях тотальной индустриализации выжить не смогут.

Подобные процессы происходили и в других европейских странах. Например, в Англии эта проблема возникла еще в 1830-40-х годах. Уильям Моррис впервые сформулировал проблему сохранения корневой художественной системы и основал «Движение искусств и ремесел». С его опытом были знакомы многие представители творческой и интеллектуальной элиты российского общества. Ими было организовано широкое общественное движение в защиту ручных художественных промыслов, как национального достояния России. Многие из них стали вкладывать собственные средства в сохранение народных промыслов. Были основаны центры сохранения художественного прикладного искусства, которые прославились на всю страну: Абрамцевский кружок, Тенишевский центр в Талашкино и некоторые другие. За сохранение и популяризацию народного искусства взялись профессиональные художники и мастера: Врубель, братья А. и В. Васнецовы, Рерих, Коровин, Зиновьев и др. Так, народное искусство не только смогло выжить, но и поднялось на более высокий профессиональный уровень, который смог поддерживаться благодаря открывшимся промысловым училищам, позже переросшим в среднеспециальные и высшие учебные заведения. Благодаря знаменитым художникам возникла абрамцевско-кудринская резьба, русская матрешка, возродился керамический промысел, создавались новые произведения искусства. Благодаря синтезу народного и классического искусства появилось свое особое направление русского модерна, неорусского стиля. Много было сделано и представителями губернских земств.

Участники Абрамцевского кружка. Фото из открытых источников.
Участники Абрамцевского кружка. Фото из открытых источников.

При участии московского земства в 1885 году в Москве был открыт Торгово-промышленный музей кустарных изделий, который занимался в том числе и сбытом продукции, осуществлял практическую связь с кустарями, следил за качеством изделий. В музее был и свой художественный совет, возглавляемый Н.Д. Бартрамом, который совершенствовал стиль народных изделий. К 1913 году в музей поступали изделия из 26 губерний. Подлинным триумфом народного искусства стала Всемирная выставка в Париже 1900 года, где наше кустарное искусство было представлено в четырех павильонах, объединенных общим названием «Русский отдел». Этот уникальный проект, который скорее можно назвать «Русский кремль», был реализован К.А. Коровиным, ориентировавшимся на образцы северорусского деревянного зодчества. [130]

Всемирная выставка в Париже 1900 года, внешний вид русских павильонов. Фото из открытых источников.
Всемирная выставка в Париже 1900 года, внешний вид русских павильонов. Фото из открытых источников.

Свой существенный вклад также внесла последняя императрица Александра Федоровна. Ее немецкое происхождение не помешало ей по достоинству оценить русское народное искусство. Будучи талантливой рукодельницей она близко к сердцу восприняла тяжелое положение кустарных промыслов и основала в столице в 1912 году Школу Народного Искусства. К сожалению, это учебное заведение просуществовало только 6 лет. [131]

Таким образом, деревенские промыслы смогли выжить благодаря городской интеллигенции. Редкий случай в истории жизни деревни, когда сторонняя сила помогла, а не помешала. Но надо понимать, что большинство народных промыслов в деревне, связанных с хозяйственной деятельностью, не были затронуты системой поддержки, т.к. и не нуждались в ней. Исчезновение народного искусства, описанное выше, затрагивало крупные центры, большинство русских деревень, не претендующих на высокое искусство, не испытывало таких проблем.

Торгово-промышленный музей кустарных изделий в Москве. Фото из открытых источников.
Торгово-промышленный музей кустарных изделий в Москве. Фото из открытых источников.

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.

С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С шестой частью главы можно ознакомиться здесь.

С седьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С восьмой частью главы можно ознакомиться здесь.

С девятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.