Семья (продолжение).
Важное место в жизни семьи занимали беременность, роды и последующее восстановление женщины. Беременная женщина становилась предметом особой заботы. Ей не позволяли выполнять тяжелый труд, при плохом самочувствии давали отдыхать. Появление детей в крестьянской семье было явлением частым и несомненно счастливым, т.к. зачатие и рождение человека считалось благословением Божиим. Вот как писали об этом сами крестьяне: «Детям очень радели. Милее-то дитя уж никого нет, они и утешают. Дети это утешенье было», «А когда рождался ребенок, это было счастье. Вся родня собиралась» [цитата по 119]. Да и в хозяйственном плане многодетность была выгодна: крестьянская семья производила больше, чем могла потребить, а труд был ручным, зависел от числа рабочих рук, поэтому увеличение работников вело к росту благосостояния. Тем более, что ребенок рано включался в хозяйственную жизнь семьи – с 4-5 лет.
В деревне почти всегда имелась своя повитуха. Ошибочно полагать, что повитухи были старыми безграмотными бабками-гадалками, которые загубили множество жизней. Этот образ – очередной миф. Современные методы ведения беременности появились не так давно, кесарево сечение эффективно научились делать только к концу 19 века, УЗИ, ЭКГ и многие другие исследования появились 50-30 лет назад. Так что сельские врачи 19 века недалеко ушли в своих методах от повитух-крестьянок, к которым, кстати, предъявлялись довольно высокие требования, в том числе безупречная репутация, большой опыт, знания, благословение священника и разрешение общины или местной власти на ведение данной деятельности.
Здравоохранение в России появилось не в 1918 году, а намного раньше. Не все повитухи были безграмотны. Еще в 16 веке Иоанн Грозный создал Аптекарский приказ, при котором состояли и повитухи, правда обслуживали они в основном царскую семью и знать. В 18 веке еще при Елизавете Петровне все повивальные бабки проходили аттестацию в Медицинской канцелярии. Повитухи принимали присягу на Библии, произнося следующие слова: «днем и ночью, немедленно ходить к роженицам богатым и убогим, какого б чина и достоинства ни были»; «ежели родины продолжительныя будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду с терпеливостью ожидать настоящаго времени, при том же бранливых слов, клятв, пьянств, непристойных шутокъ, неучтивых речей и прочаго совершенно удерживаться»; «к выкидыванию младенца дачею проносных и изгонительных лекарств или каким либо другим образом ни с кем и никогда соглашаться не буду, и к тому себя употреблять ни за что не дам» и др. [цитата по 120]. Также в 18 веке были созданы специальные высшие («Повивальные институты») и средние («Повивальные школы») учебные заведения просуществовавшие до 1917 года [121]. В 19 веке должность повивальной бабки числилась в штате полицейского управления [122]. Были конечно в России и талантливые ученые-медики, много давшие развитию акушерства. Таким врачом был фактический основатель акушерства в России Н.М. Максимович-Амбодик, написавший в 1784 году первое руководство по акушерству, по которому обучались многие поколения русских врачей [120]. Хотя их опыт и знания в деревню доходили редко.
В целом деревенские повитухи не нуждались в государственном стимулировании, т.к. были весьма уважаемыми в миру, их репутация зависела от общественного мнения, поэтому они сами были заинтересованы делать свою работу хорошо. Многолетний опыт, как и в любом крестьянском труде, передавался следующим поколениям, нередко на селе жили потомственные семьи повитух.
Рожали, как правило в убранной и хорошо вымытой бане. Роды в поле – явление редкое, т.к. женщинам, на поздних сроках не дозволялось заниматься сельскохозяйственными работами. Если и рожали в поле, то чаще всего на сенокосе, когда буквально вся деревня там и жила. Вообще к родам относились очень серьезно и готовились к ним заранее. Мысль, что крестьяне из-за частых родов относились к появлению детей, как к обычному делу – очередной невежественный миф. Люди во все времена и в любой культуре испытывали одни и те же чувства и умели выделять важные события в жизни, такие как вступление в брак, зачатие, роды. Современная система здравоохранения в чем-то даже уступает дореволюционным повитухам, например, человеческому бережному отношению к роженицам, которых не беспокоили во время столь важного события, когда любой стресс представляет серьезную опасность для здоровья. То же можно сказать и про отношение к младенцам, которых в современных роддомах не всегда или недостаточно прикладывают к груди сразу после родов, смывают защитную смазку, сразу отрезают плаценту, не позволяя перетечь плацентарной крови в младенца, которую используют в фармацевтике и косметики, то есть ради собственной выгоды нарушают нормальный ход родов и послеродового периода. [123]
Родившая женщина лежала 7-9 дней, за ней ухаживали другие члены семьи, а также повитуха и соседи, при этом ее каждый день водили мыться в натопленную баню, к тяжелой работе роженицы не допускались по 1,5-2 месяца. [119]. Люди и раньше знали, что преждевременное оставление постели вело к развитию женских болезней и нужно было время для полноценного восстановления сил. Еще в 12 веке об этом писала внучка Владимира Мономаха. В веке же 21-ом об этом почему-то многие забыли…
По решению самой семьи либо общины (в случае конфликта в семье) допускались общие разделы хозяйства, выделение отдельных сыновей, пожелавших жить самостоятельно. Но только в том случае, если сыновья останутся хозяйствовать в деревне, тем же, кто покидал общину выделялась денежная компенсация равная его доле в хозяйстве, таким образом предотвращалось разорение крестьянского двора.
Особые права на имущество в крестьянском дворе имели женщины. Повсеместно у русских крестьян отец должен был обеспечить дочерей приданым. Как правило, в приданое давали движимое имущество: выделение приданого не должно было нарушить основы хозяйства. Имущество, полученное в приданое, оставалось в известной степени в личном распоряжении жены в доме мужа. Вдовам, как говорилось выше, община нередко выделяла землю даже без обязательства платить подати. Мир особенно защищал обеспечение вдовы, оставшейся с малолетним сыном, видя в нем будущего хозяина. Девиц, которые не вышли замуж, а хотели жить самостоятельно, семья должна была обеспечить жилищем и долей движимого имущества. Это делалось независимо от того, в каком родстве они состояли с большаком: были ли они дочерьми, сестрами, тетками, свояченицами, снохами и пр. Удивительно, насколько такие утверждения разняться с современными представлениями о традиционной семье, где женщина будто бы находилась в рабстве.
Однако надо отметить, что дочери или сыновья пожелавшие отойти от мира, отказаться от семейной жизни не всегда находили отклик в своей семье, т.к. это обычно вредило хозяйству. Существовало два вида отказа от мира: уход в монастырь или оставление в семье на особом положении. Девушка, пожелавшая стать черничкой, то есть взять на себя обет безбрачия, должна была заявить об этом до 20 лет (тех, кто оставался в девицах после 20 лет случайно, не по обету, называли «вековухами»). Для таких членов семьи родители выстраивали отдельные хатки-кельи. Некоторые из «келейников» ходили из своей хатки обедать и ужинать вместе с семейными, помогали им в полевых и домашних работах. Другие же выходили из «кельи» редко. Основным средством существования черничек была плата за чтение псалтыри по покойнику, акафистов и других молитв по просьбе членов общины, а также обучение девочек грамоте. Но в целом, таких людей в деревне было мало. Иногда, вековухи и чернички, похоронив родителей, с разрешения мира отправлялись странствовать по святым местам.
Как и в общине, в семье также заботились о немощных членах семьи, в первую очередь о престарелых родителях. Из всех родственников самыми большими правами на обеспечение, по крестьянскому обычному праву, обладали престарелые или больные родители. Их непременно обеспечивали, независимо от того, оставались ли они в доме сына, ставшего самостоятельным хозяином, или жили отдельно. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволивших себе непочтительное отношение к старшим. Считалось, что сын или дочь не имеют права противоречить отцу. Если родители обращались к своей общине или в волостной суд с жалобой на непокорность сына или дочери, дело, как правило, решалось однозначно в пользу старших. Степень подчинения детей родителям резко менялась с выделением сына или выходом замуж дочери. Отец и мать практически теряли власть над ними, по крестьянским представлениям. Тогда оставалась в чистом виде нравственная основа их отношений — уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей. Религиозно-нравственная основа взаимоотношений двух поколений в семье особенно четко проявлялась в крестьянских представлениях о значении родительского благословения и родительского проклятья. Родительское благословение давалось перед свадьбой (когда начинали собираться в церковь, родители благословляли иконой), перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей). Его получали и просто перед каким-либо ответственным или опасным делом. Крестьяне придавали большое значение и молитве отца или матери за детей. [68]
Согласно крестьянской этике, уважения были достойны не только родители, но и старшие вообще. В семейном застолье лицам пожилым, а тем более престарелым, предоставлялось почетное место. Их с почтением приветствовали при встречах на улице. Детям прививалось понятие об уважении к старшим с ранних лет. [68]
Дружба и побратимство.
Некоторым промежуточным состоянием между дружбой и родством было кумовство. Нередко кумовьями, то есть крестными детей, становились родственники. В сущности, кумовья и воспринимались как родственники, потому что выбор их был неслучаен, родители крестников были в хороших отношениях с кумовьями.
Добрые отношения были и между соседями, о чем говорит множество русских пословиц: «Себе согруби, а соседу удружи»; «не копи именья — наживи соседей»; «ближний сосед — лучше дальней родни»; «с соседом жить — дружить» и др.
Конечно, случались и конфликты, но община умела их предотвратить и погасить. Драки на сходке были запрещены. Эффективным и распространенным средством примирения было просить прощение, как в семье, так и на миру. На сходке для прекращения конфликта виновного принуждали просить прощения. Если он отказывался признать вину, ему назначали штраф в двойном размере. Женщина перед родами просила прощения у всех членов семьи. Просили прощения и перед исповедью, и перед дальней поездкой. Широкую возможность помириться после скрытых или явных ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение, возникшее во взаимоотношениях в семье или между соседями, давал обычай просить прощенья в конце Масленицы – в Прощенное Воскресенье. Само религиозно-нравственное состояние крестьян не позволяло им долго находится в состоянии ссоры с ближними. Дружбе способствовал и совместный труд, который в тех условиях хозяйствования избежать было невозможно. Взаимопомощь и милосердие делали семью и общину устойчивей.
Существовала дружба и по взаимной симпатии, независимо от каких-либо хозяйственных связей. В среде крестьянства встречался древний и очень необычный вид крепкой дружбы – побратимство или крестовое братство, известный еще в 11 веке. О глубоких исторических истоках обычая свидетельствуют русские былины. В отношения названых (или крестовых) братьев вступают почти все основные былинные герои. Побратимство, в отличие от кумовства не являлось препятствием для вступления в брак. Братающиеся менялись нательными крестами и клялись перед иконами в братской любви и дружбе. Крестьяне связывали побратимство с понятием о братстве во Христе. Отмечали это событие семьями. К 18-19 веку побратимство встречалось уже довольно редко, в основном на юге, у казаков и среди сибирских крестьян, смешавшихся ранее со служилым сословием. Мужчины к этому обычаю относились очень серьезно, как правило, такая дружба сохранялась на всю жизнь, а у казаков названые братья стремились еще и породниться через браки между детьми. Несмотря на угасание обычая само это понятие сохранялось в крестьянской среде. [68]
Гораздо реже встречалось женское побратимство («посестрие»), в основном у казачек. Женским аналогом побратимства можно назвать кумление на Троицу. Несмотря на то что, кумление было частью обряда и имело отчасти развлекательный характер, выбор девушки делали добровольный, исходя из взаимной симпатии. Покумившиеся также обменивались крестами, дарили друг другу ожерелья, серьги. Подаренные украшения полагалось носить всю Троицкую неделю. Часть предметов дарили навсегда или до первой ссоры. Взгляд крестьян на отношения между покумившимися, существенно различался в разных местах — и по срокам действия, и по степени серьезности этих отношений. Многие исследователи указывают на серьезность и длительность отношений женского троицкого кумовства, выходящую далеко за пределы праздничной недели, у русских крестьян до конца XIX века. [68]
Продолжение следует.
С первой частью главы можно ознакомиться здесь.
Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.
С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.