Найти тему
Андрей Мятиев

Первый харьковский "Старт-Шоссе" модели В-553 - предок нескольких поколений "Стартонов".

Как известно, все советские массовые спортивные велосипеды производились на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского. За годы советской власти на ХВЗ последовательно выпускался буквально десяток спортивно-шоссейных моделей и четыре – спортивно-трековых. Повторюсь, это касается массовых моделей. О малосерийных, так называемых «спецзаказах», выпускавшихся экспериментальным цехом и централизованно распределявшихся среди спортивных коллективов, мы поговорим отдельно.

Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Кратко напомню историю харьковских спортивно-шоссейных велосипедов.

Первые три модели, В-53, В-54 и В-55 последовательно сменявшие друг друга и выпускавшиеся в 1949-56 годах, в открытую продажу не поступали – их закупали спортивные организации и распределяли среди спортсменов. Получить в личную собственность эти велосипеды в новом виде можно было только в качестве спортивного приза или награды за доблестный труд. В1957 году, с постановкой на серийное производство модели В-551 «Чемпион», руководство страны изменило концепцию, сделав ставку на поддержку массового велоспорта и обеспечение спортсменов-любителей инвентарем, для чего тираж В-551 был резко увеличен по сравнению с предшественниками, а «шоссейники» стали поступать в открытую продажу. Надо сказать, что решение было верным и тысячи энтузиастов получили возможность купить специализированные веломашины, что отразилось на росте спортивных результатов и количестве людей, вовлеченных в захватывающий мир велоспорта.

Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Модель В-552 сменила «551-ю» в 1963 году и выпускалась до 1967-го. В-552 имела серьезные отличия от предшественницы и была совершеннее нее. Практически полностью было обновлено оборудование, внедрены новые системы переключения передач, шатуны и тормоза, втулки колес и т.д. Тираж новой модели значительно вырос и спортивно-шоссейные велосипеды стали более доступными.

Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В этой публикации мы поговорим о следующий модели – В-553. Именно она впервые получила коммерческое название «Старт-Шоссе», применявшееся на последующих моделях и ставшее не только узнаваемым брендом, но и именем нарицательным, обозначавшем даже не модель, а тип велосипеда. В обиходе харьковские «шоссейники» до сих пор именуют «Стартонами».

Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Что касается технических характеристик новой модели, то они мало чем отличались от предшественницы, модели «В-552». То же касается и конструктивных особенностей. Были внедрены ведущие звездочки с креплением новой конструкции, манетки переключателей передач, передний переключатель, а также педали; модернизированы элементы тормозной системы. Рама с вилкой остались прежними, как и колеса. В целом, если брать различия модели 551 и 552 по сравнению с 552 и 553, новый В-553 «Старт-Шоссе» выглядит довольно блекло, скорее представляя собой модернизацию предыдущей модели без серьезных коренных изменений. Примечательно, что один технический параметр у новой модели, декларируемый в официальных характеристиках и рекламе, оказался даже хуже, чем у предшественницы – речь идет о весе. У модели В-552 указана масса 10,0 кг, а у В-553 10,5 – 11,0 кг. Не берусь судить, насколько эти данные соответствуют истине, но сам факт, что новой модели официально дается характеристика хуже, чем предыдущей, для советской велотехники случай крайне редкий.

Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Модель В-553 «Старт-Шоссе» была разработана Отделом Главного Конструктора ХВЗ в 1965-66 годах и в конце 1966 года поступила в серийное производство. В основном велосипеды шли на внутрисоюзный рынок; в небольших количествах их поставляли в социалистические страны.

Серийное производство модели В-553 прекратили в середине 1971 года, когда ее сменила В-555, унаследовавшая название «Старт-Шоссе». Тираж модели оценивается примерно в 90000 штук.

Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В наше время «пятьсот пятьдесят третьи» встречаются нередко, хотя полностью комплектный аутентичный экземпляр в хорошо сохранившейся оригинальной окраске найти не так уж легко.

Экземпляр, представленный в этом обзоре, изготовлен в 1968 году. Он укомплектован кроссовыми однотрубками, активно использовавшимися спортсменами-любителями, но никогда не устанавливавшимися в заводской комплектации. В коллекции Веломузея также имеется велосипед 1967 года, так называемый «Юбилейный», с другим декором, посвященным 50-летию Октябрьской Революции, праздновавшемуся в СССР с большим размахом. С технической точки зрения велосипеды практически идентичны.

Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Кроссовая шина-однотрубка производства Воронежского Шинного Завода. Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Кроссовая шина-однотрубка производства Воронежского Шинного Завода. Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед модели В-553 "Старт-Шоссе", изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе имени Г.И. Петровского в 1968 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Посмотрите публикации, посвященные другим спортивно-шоссейным велосипедам ХВЗ из коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Рекламный проспект велосипеда модели ХВЗ В-553 "Старт-Шоссе", изданный В.О. "Автоэкспорт" в 1966 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект велосипеда модели ХВЗ В-553 "Старт-Шоссе", изданный В.О. "Автоэкспорт" в 1966 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект велосипеда модели ХВЗ В-553 "Старт-Шоссе", изданный В.О. "Автоэкспорт" в 1966 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект велосипеда модели ХВЗ В-553 "Старт-Шоссе", изданный В.О. "Автоэкспорт" в 1966 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.