Веломузей демонстрирует самый редкий и загадочный из серийных гоночных велосипедов Харьковского Велозавода - модель В-55 1956 года выпуска!
Эта модель, первые экспериментальные образцы которой появились еще в 1954 году, пошла в серию в конце 1955-го, но скоро была заменена моделью В-551 - усовершенствованной модификацией "пятьдесят пятого". Несмотря на очень короткий период выпуска, модель В-55 имеет огромное значение для советской велопромышленности - ведь она послужила основой для нескольких последующих спортивно-шоссейных моделей - недаром их индексы начинаются на "55"!
Часто меня спрашивают, в чем отличие серийного В-55 от В-551 - на эту тему неоднократно велись дискуссии и часто ранний В-551 атрибутировали, как В-55. Основные отличия в конструкции и форме узлов рамы, а также в своеобразном заднем переключателе передач. Прочие элементы и части перешли от В-55 на раннюю модификацию В-551 практически без изменений.
Чем же отличался В-55 от своего предшественника, модели В-54? Да практически всем, за исключением единичных комплектующих! "Пятьдесят пятый" был спроектирован без учета взаимозаменяемости частей в предшествующей моделью, что было редкостью для отечественного велопрома. На В-55 впервые были применены: параллелограммный задний переключатель и интегрированный в раму кронштейн для него; передний переключатель с тросовым приводом; манетки переключения скоростей с торцах руля; пистонированные обода, быстросъемные колеса с эксцентриковыми зажимами. На модели В-55 впервые применена рама с головными узлами с рисунком "хохлома", но в отличие от последующих моделей, узлы были незамкнуты в частях, направленных к центру головной трубы.
Велосипед, украшающий коллекцию Веломузея, комплектовался 9 лет! Первоначально рама с вилкой были мне подарены известным вело-путешественником Георгием Федоровичем Гончаровым, а остальные части разыскивались по всему бывшему СССР... Исчерпывающая информация для комплектации велосипеда была получена от ветеранов Харьковского Велозавода и в результате операции по спасению архива Отдела Главного Конструктора ХВЗ. "Вишенкой на торте" для проекта В-55 было обретение зимой 2017 года оригинального заднего переключателя - самой редкой части этого велосипеда. Реставрацию велосипеда проводил Егор Тишин.
В коллекции Веломузея также хранится уникальный экспериментальный образец модели В-55, построенный в 1954 году - его обзор можно посмотреть здесь:
Посмотрите публикации о харьковских гоночных велосипедах 1950-60-х годов из коллекции Веломузея: