Яркая звезда в коллекции Веломузея - уникальный экспериментальный гоночный велосипед - первый прототип модели В-55, построенный в КБ Харьковского велозавода в 1954 году!
Разработкой этого шоссейника занималось конструкторское бюро под руководством главного конструктора Кирилла Степановича Гладкого. Кирилл Степанович был не только опытным инженером-конструктором, но и успешным велогонщиком и сам тестировал экспериментальные образцы, так что судя по высокой ростовке рамы, велосипед строился под К.С. Гладкого и им же испытывался.
Прототип имеет совершенно своеобразные раму и переднюю вилку оригинальной конструкции. Передний переключатель интегрирован в подседельную трубу, что было единственным случаем в практике отечественного велостроения, а задний параллелограммный переключатель впервые в истории харьковских моделей крепится непосредственно на раму. Оба переключателя совершенно оригинальны и на серийных моделях не применялись.
На этом прототипе впервые использованы манетки переключения передач, расположенные в торцах руля, пистонированные обода и втулки колес, впоследствии примененные на серийных В-55 . От предыдущей модели В-54 прототипу достались тормоза вместе с рукоятями, шатуны, педали, седло и руль с выносом.
Рама этого велосипеда с некомплектными переключателями была обнаружена в 2016 году при разборке чердака Экспериментального цеха Харьковского велозавода среди других интересных находок. К тому времени в коллекции Веломузея уже была историческая фотография этого прототипа и даже разрозненные чертежи некоторых его элементов, так что опознать уникальную находку для меня не составило труда. На раме оказался выбит год изготовления - "54" и номер рамы -"0". После приобретения началась эпопея по восстановлению сохранившихся частей и поиску комплектующих. Источником информации для комплектации служила та самая фотография 1954 года и чертежи. Реставрацией велосипеда занимался Егор Тишин, за что ему - наша огромная благодарность.
Посмотрите публикации о харьковских гоночных велосипедах 1950-60-х годов из коллекции Веломузея: