Украшение коллекции Веломузея Андрея Мятиева – шоссейно-гоночный велосипед В-54 «Харьков», изготовленный в 1955 году на Харьковском Велосипедном Заводе (ХВЗ).
В-54 – вторая по счету харьковская шоссейно-гоночная модель, серийное производство которой началось в 1954 году. Первые прототипы этой модели появились еще в 1951-м и принимали участие во Всесоюзной многодневной гонке Москва – Харьков – Москва. Прототипы первоначально отличались от конструкции серийной модели и скорее были модернизированной версией модели В-53, но со временем неуклонно совершенствовались.
Надо сказать, что у комплектующих модели В-54 несомненно влияние французской школы велоконструирования, что абсолютно нехарактерно для предыдущих, да и для последующих харьковских моделей. Передний переключатель является практически точной копией французского переключателя Simplex Competition выпуска 1949-55 годов, а задний – модели Simplex Tour de France 1947-55 годов. Пакет из двух передних звезд, крепящихся на «трехлапку» повторяет французскую же конструкцию Simplex Competition начала 50-х. Покупались ли соответствующие патенты у французской фирмы – неизвестно. Возможно, что и покупались, т.к. эти велосипеды принимали участие в международных соревнованиях, в том числе и с участием французских гонщиков. Вообще, вопреки бытующему у современных исследователей «общему мнению», что, дескать, «все украдено на Западе», к вопросам патентной чистоты конструкций советских велосипедов на заводах Главмотовелопрома относились серьезно – сохранилось множество заводских документов и патентных формуляров к новым моделям 1950-80-х годов, где детально разбираются вопросы правомерности использования тех или иных конструкций. Так что огульно обвинять харьковских велоконструкторов в краже технических решений у французской фирмы Le Simplex Bte SGDG я бы поостерегся…
Модель В-54 оказалась настоящим техническим прорывом для советского велопрома – многие решения на ней появилось впервые! Челночные педали, 8-ступенчатая трансмиссия, подседельный штырь и труба руля из алюминиевого сплава, двухсторонняя втулка заднего колеса (1 звезда – «глухарь» и 4-ступенчатая трещетка) – все эти решения использованы на этой модели. Велосипед весит 11 килограмм, что для универсальной гоночной машины середины 50-х - очень хороший результат!
Велосипеды не поступали в открытую торговую сеть, а распределялись среди спортивных обществ и клубов, поэтому в частные руки обычно попадали уже довольно сильно изношенными. Для своего времени модель В-54 была вполне современной машиной, на хорошем европейском уровне, так что пользовалась уважением даже среди маститых велогонщиков – в коллекции Веломузея хранится много фотографий, запечатлевших сильнейших спортсменов СССР 1950-х годов с «пятьдесят четвертыми» - Ростислава Варгашкина, Родислава Чижикова и других..
Велосипед, находящийся в коллекции Веломузея, принадлежал спортсмену-любителю из Киева Юрию Слизкому, выступавшему в начале 1950-х за пермский «Буревестник», а потом – за киевскую команду «Строитель». Юрий Слизкий был талантливым инженером и изобретателем – в числе его конструкций велосипедный задний переключатель передач и педали. Его В-54 сейчас находится практически в первозданном виде, бережно сохраненный его сыном – Михаилом Слизким, за что ему наша огромная благодарность! В настоящий момент, вероятно, это лучший по сохранности экземпляр модели В-54 из известных!
Здесь вы можете увидеть обзор более ранней харьковской спортивно-шоссейной модели В-53 1953 года:
А здесь - прочитать про модель В-55, сменившую В-54 на конвейере Харьковского Велозавода:
А вот - рассказ про французский гоночный велосипед Automoto середины 1950-х, который представлял собой один класс в ХВЗ В-54. У этих велосипедов много общего: