Представляю вашему вниманию массовый спортивно-шоссейный велосипед В-555 «Старт-Шоссе» производства Харьковского Велосипедного Завода имени Петровского, изготовленный в 1971 году.
Модель В-555 была разработана в 1969-70 годах, запущена в серийное производство в 1971-м и снята с производства в конце 1978-го. Отличия от предыдущей серийной модели В-553 минимальны – были внесены лишь некоторые изменения в конструкцию комплектующих. Интересно, что в рекламных проспектах декларировалось уменьшение базы велосипедов за счет укорачивания задних подвесок, а также уменьшение радиуса перегиба перьев передней вилки, ради повышения жесткости оной. Однако, на серийных машинах эти новшества нашли применение лишь на следующей модели 155-411. По мере выпуска изменялись и комплектующие – самым заметным новшеством было введение шатунов со своеобразным креплением набора ведущих звезд на 5 болтов, вместо привычной «трехлапки»; примечательно, что на следующей модели от шатунов такой конструкции отказались и вернулись к трехболтовому креплению звезд. В-555 «Старт-Шоссе» имеет классическую для своего времени и типа конструкцию с десятискоростной трансмиссией, тормозами с центральной тягой, колесными втулками с увеличенными фланцами и эксцентриковыми зажимами, алюминиевыми пистонированными ободами и т.п. Велосипед весил около 11 кг. в зависимости от ростовки рамы. Модель позиционировалась как массовая спортивная и предназначалась начинающим гонщикам и спортсменам-любителям. Всего было выпущено около 242000 велосипедов этой модели.
В коллекции Веломузея имеется два экземпляра модели В-555 – ранний, представленный в этом обзоре, и поздний. Данный велосипед интересен нестандартным декором (рама и передняя вилка полностью отхромированы и поверх покрытия нанесены декали) и практически идеальным состоянием. Велосипед был изготовлен в 1971 году для показа на международных и внутрисоюзных выставках и никогда не эксплуатировался.
Модель В-555 успешно экспортировалась ВО «Автоэкспорт» в социалистические страны, государства Латинской Америки и Центральной Азии.
Интересный и совершенно неизвестный исследователям факт: 1975 году Всесоюзным Объединением «Автоэкспорт» велись переговоры о поставках модели В-555 на экспорт в… США! Крупнейшая американская фирма Sсhwinn производила испытания велосипеда В-555 по принятой ей методике на статическую нагрузку важнейших элементов: рамы, передней вилки, седла с подседельным штырем, руля с выносом и тормозов. Целью испытаний была проверка соответствия этих элементов принятым в США стандартам безопасности. В-555 прошел испытания в целом успешно (несоответствие стандартам отметили только в качестве фиксации выноса руля от проворота в вилке), но переговоры не увенчались успехом из-за очередного политического ухудшения отношений стран и поставки «Старт-Шоссе» в США так и не состоялись.
Посмотрите обзоры других спортивно-шоссейных моделей Харьковского Велозавода из коллекции Веломузея: