Найти тему

ЗиС - первый отечественный производитель втобусов

Оглавление

Доброго времени суток! Продолжаем знакомится с историей отечественных промышленных предприятий, работающих для сферы общественного транспорта. Сегодня вспомним о легендарном московском заводе имени Лихачева - основоположнике отечественного автобусостроения.

1995-1999 гг., Центральная проходная ЗиЛ, фото: https://pastvu.com/p/1280247
1995-1999 гг., Центральная проходная ЗиЛ, фото: https://pastvu.com/p/1280247

История

Завод был основан в 1916 году как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества» и получил сокращенное название - АМО. Строительство завода было организовано в рамках правительственной программы по созданию автомобильной промышленности в Российской империи. Строительством АМО занимался торговый дом "Кузнецов, Рябушинские и Ко". Площадкой для сооружения цехов была выбрана Тюфелева роща недалеко от Москвы-реки. Уже в 1917 году завод собрал первые грузовики FIAT 15 Ter из готовых машинокомплектов, привезенных из Италии. Во в время Первой мировой войны кроме сборки грузовиков завод производил запчасти для железнодорожных вагонов, керосиновые лампы и ремонтировал пострадавшие в боях грузовики.

С 1924 года завод наладил производство грузовиков АМО-Ф-15, созданных на базе FIAT 15 Ter. А в 1925 году завод стал называться 1-ым Государственным автомобильным заводом. В 1926 году начался выпуск автобусов АМО, созданного на базе грузовика АМО-Ф-15.

В 1931 году завод стал называться 1-ым Государственным автомобильным заводом имени Сталина. С 1934 года выпускался автобус ЗиС-8 на базе грузовика ЗиС-5.

С 1936 года начался выпуск первого легкого автомобиля ЗиС-101. А с 1938 горда было налажено производство автобусов ЗиС-16. Для выпуска этой модели в 1938 году был построен специальный цех.

В 1941 году завод был эвакуирован из Москвы. На оборудовании ЗиСа были организованы автомобильные заводы в Ульяновске, Челябинске, Миассе, Шадринске.

В 1946 году начинается выпуск автобуса ЗиС-154 - первого отечественного цельнометаллического автобуса. На смену ЗиС-154 в 1949 году пришел автобус ЗиС-155.

В 1951 году было налажено производство холодильников. А в 1954 году было организовано собственное конструкторское бюро. В 1956 году завод получил имя Ивана Лихачева. С 1957 года начался выпуск грузовиков ЗиЛ-164 и автобусов ЗиЛ-158, которые выпускались до 1960 года. С 1961 года завод выпускал малые представительские автобусы ЗиЛ-118 "Юность".

С 1997 года завод производил автобусы малого класса ЗиЛ-3250 на базе грузовика ЗиЛ-5301 "Бычок". Производство автобусов на ЗиЛе окончательно было свернуто в 2012 году.

В 2006 году совместно с японской компанией IHI был организован штамповочный цех. С 2013 года производство было остановлено. На базе бывшего завода было организовано несколько более мелких компаний. Среди них - ООО "ЗИЛ", который производил грузовики ЗИЛ-43276Т. Еще одна такая организация - ООО "МСЦ6 АМОЗИЛ" выпускала лимузины. Так же ПО "Спецтехника пожаротушения" выпускала пожарные машины на базе шасси КАМАЗ. Сейчас все цеха завода снесены на его месте построены жилые кварталы.

Модельный ряд

Первые отечественные автобусы АМО завод начал выпускать в 1926 году. Они строились на шасси грузовика АМО-Ф-15. Кроме пассажирских выпускались почтовые, штабные автобусы. Всего до 1932 года завод построил около 100 машин.

автобус АМО. Фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"
автобус АМО. Фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"

С 1933 года началась сборка автобусов АМО-4 на базе шасси грузовика АМО-3. За счет удлинения базы удалось повысить количество перевозимых пассажиров. Всего было построено несколько десятков автобусов.

автобус АМО-4. Фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"
автобус АМО-4. Фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"

С 1934 года началась сборка автобусов ЗиС-8. Кузов автобуса ставился на шасси грузовика ЗиС-11. Всего за 2 год завод построил около 500 единиц, в том числе несколько было поставлено в Турцию. После снятия производства на ЗиСе автобусы ЗиС-8 выпускались и на других заводах. Автобусы проработали на маршрутах вплоть до начала 1950-х годов.

музей "Московский транспорт", автобус ЗиС-8
музей "Московский транспорт", автобус ЗиС-8

Заново автобусы начали начали производить на ЗиСе в 1938 году. Это был автобус ЗиС-16. Как и у предшественников у него был деревянный каркас кузова. Но в отличии от ЗиС-8 имел округлые формы кузова. До 1941 года завод построил более 3000 автобусов. Они проработали на городских маршрутах вплоть до середины 1950-х годов.

1938-1939 г., г. Вологда, автобус ЗиС-16, фото: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19377445
1938-1939 г., г. Вологда, автобус ЗиС-16, фото: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=19377445

Возобновление выпуска автобусов после войны начинается с модели ЗиС-154 в 1946 году. Это первые цельнометаллические автобусы завода унифицированные с троллейбусами МТБ-82 и трамваями МТВ-82. До 1950 года было построено 1164 экземпляра. Из-за конструктивных проблем большая часть автобусов была выведена из эксплуатации уже в середине 1950-х годов.

1950-е гг., г. Ленинград, автобус ЗиС-154, фото: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34429364
1950-е гг., г. Ленинград, автобус ЗиС-154, фото: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34429364

С 1949 года начался выпуск автобусов ЗиС-155. До 1957 года завод построил более 21 тысячи автобусов. Именно ЗиС-155 составляли основную часть парка автобусов городов СССР в 1950-1960-е годы.

музей "Московский транспорт", автобус ЗиС-155
музей "Московский транспорт", автобус ЗиС-155

С 1955 по 1960 год производился междугородний автобус ЗиС-127. Всего было построено 851 экземпляр.

1968 г., г. Кингисепп, автобус ЗиС-127, фото: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25908971
1968 г., г. Кингисепп, автобус ЗиС-127, фото: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25908971

С 1958 года начался выпуск модели ЗиЛ-158. В связи с реконструкцией завода с 1960 года производство ЗиЛ-158 было перенесено на Ликинский автобусный завод. На ЗиЛе было собрано около 9 тыс. экземпляров.

музей "Московский транспорт", автобус ЗиЛ-158
музей "Московский транспорт", автобус ЗиЛ-158

С 1963 года завод выпускал представительские автобусы малого класса ЗиЛ-118 "Юность". Основные агрегаты были взяты от правительственного легкого автомобиля ЗиЛ-111. В ходе производства дизайн изменялся в угоду времени. Модель выпускалась малыми партиями по предзаказу для Политбюро, МВД и КГБ. Всего до 1994 года было построено около 100 штук.

автобус ЗиЛ-118 "Юность", фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"
автобус ЗиЛ-118 "Юность", фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"

С 1997 года завод выпускал автобусы малого класса ЗиЛ-3250 на базе грузовика ЗиЛ-5301 "Бычок". Автобусы выпускались по предзаказу для организаций различного профиля. Всего до 2012 года было построено около 800 единиц.

автобус ЗиЛ-325010, фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"
автобус ЗиЛ-325010, фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"

Нереализованные или опытные модели

В 1939 году был собран принципиально новый автобус ЗиС-17. Именно на нем ушли от привычной капотной компоновки двигателя. Начавшаяся Великая Отечественная война поставила крест на модели.

автобус ЗиС-17, фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"
автобус ЗиС-17, фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"

В 1954 году завод изготовил 2 опытных автобуса ЗиС-129. За основу был взят кузов междугороднего автобуса ЗиС-127. На ЗиС-129 была установлена дополнительная пассажирская дверь в задней части кузова, т.к. автобус предполагался для городских маршрутов.

автобус ЗиС-129, фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"
автобус ЗиС-129, фото из книги: "Отечественные автобусы и троллейбусы"

В 1959 году завод построил автобус ЗиЛ-159. В отличие от предыдущих моделей впервые двигатель был перенесен в задний свес, что позволило увеличить полезную площадь автобуса. Но автобус так и остался в единственном опытном экземпляре. От реализации отказались в связи переносом производства автобусов в Ликино-Дулево.

***

История с заводом ЗиС/ЗиЛ напоминает русскую поговорку: "Начали за здравие, кончили за упокой". И не удивительно, ведь именно на ЗиСе впервые в нашей стране выпустили первый отечественный автобус АМО, а закончили очень печально, последние автобусы ЗиЛ-3250 не пользовались большим спросом, кроме того на них было много нареканий по качеству сборки.

Именно на ЗиСе начале массовое серийное производство отечественных автобусов ЗиС-8, которые стали безусловным символом Москвы 30-х годов, во многом благодаря фильму "Место встречи изменить нельзя". Образ ЗиС-8 активно тиражировался не только в кино, но и его изображение было на почтовых марках.

Отдельной вехой в истории автобусного производства ЗиС/ЗиЛ стали цельнометаллические автобусы. Безусловно, автобусы ЗиС-155 стали ярким символом эпохи 1950-1960-х годов. Ведь эти автобусы работали практически в каждом городе страны. Во многих городах именно ЗиС-155 открывали автобусное движение.

Кроме автобусов легендарный завод выпускал грузовики, которые помогали во время Первой мировой и Великой Отечественной войны. Да чего, говорить, но каждый второй грузовик был родом с ЗиСа.

Ну и отдельную веху истории отечественного автомобилестроения составляют легендарные легковые автомобили, созданные на ЗиСе. В первую очередь это представительские автомобили ЗиС-101, ЗиС-110, ЗиЛ-111, ЗиЛ-114 и другие.

Кроме того в цехах завода выпускались спортивные автомобили, военная техника, вездеходы и т.п. Ну и конечно же наверное все знают о легендарных холодильниках "ЗиЛ-Москва", выпускавшихся с 1951 года. При этом легендарные холодильники шли даже на экспорт.

К сожалению, современные управленцы довели легендарный завод до полной ликвидации. На месте где когда-то массово выпускали автобусы, холодильники, грузовики и правительственные автомобили теперь понастроены очередные человечники. Конечно промышленность столице не нужна, больше денег можно заработать на строительстве высоток.

От всего комплекса зданий сохранилось только историческое здание заводоуправления, в котором располагается музей хоккейной славы.

Музей хоккейной славы в историческом здании завода, скриншот с экрана с Яндекс.Панорам: https://clck.ru/39Erue
Музей хоккейной славы в историческом здании завода, скриншот с экрана с Яндекс.Панорам: https://clck.ru/39Erue

Трудно представить но в период своего расцвета на заводе работало 75 тыс. человек. При нем была своя пожарная часть, дом культуры, несколько санаториев. Заводом было простроено несколько жилых микрорайонов для рабочих. Да даже было несколько трамвайных маршрутов, которые работали сугубо на вывоз работников ЗиЛа на работу и обратно домой.

Память о легендарном заводе сохранилась в названиях. Все вокруг так и напоминает о бывшем заводе: улица Автозаводская, проспект Лихачева, метро "Автозаводская", железнодорожная станция МЦК "ЗИЛ", культурный центр "ЗИЛ", Зиловский бульвар.

Недалеко от парка "Сокольники" по адресу Сокольнический вал 1а расположился музей завод ЗиЛ. В нем представлены натурные экспонаты техники, когда то выпускавшийся легендарным заводом. Хорошо, что хоть что-то удалось сохранить от былого величия.

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

В публикации использованы фотографии из книги: Отечественные автобусы и троллейбусы / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва : За рулем, 2013. - 416 с.

А так же сайтов: https://pastvu.com/ и https://goskatalog.ru/portal/#/

Другие публикации канала:

Авто
5,66 млн интересуются